Налоговые накладные: почему цифровизация не помогает, а бизнес жалуется на фискалов
Налоговые накладные: почему цифровизация не помогает, а бизнес жалуется на фискалов

Налоговые накладные: почему цифровизация не помогает, а бизнес жалуется на фискалов


Блокировка налоговых накладных – издевательство над бизнесом, коррупция или несуразность?

Украина будет внедрять автоматические цифровые процедуры в налоговой и на таможне, заявил президент страны Владимир Зеленский на пленарном заседании Верховной Рады в конце июня.

"Наша цель – налоговая без налоговиков, таможня без таможенников. Автоматизированные цифровые процедуры", – сказал он.

Президент подчеркнул, что цифровизация дает колоссальные возможности упрощать взаимодействие в сфере налогов, таможенных процедур и других, где есть встреча или контакт гражданина или бизнеса с чиновником.

В то же время, именно на автоматизированную цифровую систему, которая должна максимально минимизировать "человеческий фактор" и коррупционные проявления, сейчас больше всего нареканий на фискалов от бизнеса.

Речь о СМКОР – "Системе мониторинга соответствия налоговых накладных/расчетов корректировки критериям оценки степени рисков".

Жалобы касаются проблем с блокировкой налоговых накладных и возвратом налога на добавленную стоимость (НДС), которые она делает.

С осени прошлого года власти пытаются всячески перенастроить эту Систему и последние новшества вступают в силу с 8 июля.

Из-за блокировки многие бизнесы уже оказались на грани исчезновения.

Что не так со СМКОРом?

Цифровой СМКОР против "откатов"

НДС является одним из самых больших источников наполнения государственного бюджета Украины. И вокруг него в Украине, к сожалению, постоянно выстраивали разные схемы.

К примеру, во времена Януковича была создана целая полуофициальная система, позволявшая минимизировать налоги (тот же НДС) – за определенный процент "отката". Она действовала при фактическом содействии налоговиков, всячески "поощрявших" бизнес к участию в них. В частности, из-за угроз проверок и блокировки работы. В конце концов это привело к вымыванию из бюджета колоссальных сумм – возникновению так называемого долга Януковича в $3 млрд.

В 2015 году, чтобы противодействовать коррупции в этой области, была внедрена система электронного администрирования НДС. Но даже после этого были жалобы – потому что налоговики могли по своему усмотрению блокировать налоговые накладные, если документы вызвали их подозрение.

В 2017 году, наконец, внедрили систему мониторинга рисковых налоговых накладных –  СМКОР. Ее заявленная цель – ликвидация незаконных схем уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость. Но, как оказалось, из-за технических недостатков программного обеспечения и проблем с администрированием система начала блокировать деятельность и законопослушных бизнесов.

В 2019 эту систему администрирования налога усовершенствовали еще раз, чтобы минимизировать человеческий фактор в отслеживании документов – процесс максимально автоматизировали. Новые правила вступили в силу в феврале 2020 года. Количество блокировок тогда заметно уменьшилось.

СМКОР и изменяющиеся критерии блокировки

Как рассказал в комментарии для LIGA.net представитель объединения аналитических центров, общественных организаций и экспертов "Экономическая экспертная платформа" Олег Гетьман, в 2020-21 годах блокировалось 0,3% накладных от общей массы. Это затрагивало 5-8 тыс. предприятий по всей стране, большинство из которых действительно были проблемными.

И вот, с осени 2022 года предприниматели снова начали активно жаловаться на работу автоматизированной Системы, когда Минфин, довольно внезапно для плательщиков, изменил параметры ее работы.

Дело в том, что у налоговиков есть масса критериев, по которым определяют, есть ли риск нарушений или нет. Они разные. Собственно ими и руководствуется СМКОР. Например, сколько бизнес платит налогов, соответствуют ли его бизнес-операции кодам экономической деятельности и так далее.

Эти критерии утверждаются постановлением правительства, которое готовит Министерство финансов.

И вот в октябре 2022 года Минфин ввел более жесткие параметры оценки, из-за чего блокировка стремительно выросла почти в 2 раза и достигла 1,7% от общей массы. То есть, это стало внезапной проблемой сразу для 25-35 тыс. предприятий страны.

Среди прочих, с этим столкнулись представители довольно разнообразного и законопослушного бизнеса, ранее таких проблем не имевшего.

Для бизнесменов, которые и так живут в постоянном стрессе из-за обстрелов, разрушения логистики, такая блокировка и необходимость дополнительных объяснений стали очень и очень неприятным сюрпризом, который, к тому же, вызывает простои и вообще угрожает блокированию деятельности.

Предприниматели стали волноваться, не стоит ли за этим угроза очередных "поборов".

Начался шквал критики. И фискалы пошли на определенные смягчения.

Первые изменения (после октябрьских) были внесены уже в январе 2023 года. В результате, по состоянию на май-июнь блокировка накладных снизилась до уровня 0,8% от общего числа поданных, и затрагивала примерно 20 тыс. компаний.

Это, как отмечает Олег Гетьман, гораздо лучше, чем в октябре, но по прежнему аномальный показатель.

И вот очередные изменения должны вступить в силу 8 июля.

Среди прочего, ими чиновники отменяют возможность налоговиков блокировать мелкие накладные – до 5 тыс. грн и присваивать рисковый статус "задним числом". 

Почему блокирование донимает предпринимателей?

Разблокировка даже одной накладной – это дополнительное время для объяснения и возможные значительные затраты (как прямые, на юристов и консультантов), так и опосредованные (из-за простоя бизнеса).

А когда заблокированы сразу несколько накладных, налоговики вообще могут отнести предприятие в Перечень рисковых.

"Рисковый статус это полная катастрофа. Чтобы его обжаловать нужно дополнительное время и ресурсы. Бывает, это возможно только через суд. То есть может растянуться на полгода и больше", – объясняет Олег Гетьман.

Согласно данным, которые Государственная налоговая служба предоставила в ответ на запрос народной депутатки Нины Южаниной, с 2020 года количество предприятий, сталкивающихся с проблемой блокирования налоговых накладных постоянно увеличивается. А в течение 2023 года их количество выросло с 45 214, или 32,4% в начале года, до – 50 283 плательщиков или 40,7% по состоянию на 1 мая.

Что говорят о блокировке предпринимателей?

Из-за блокирования предприниматели считают убытки и рискуют потерять бизнес.

О конкретных примерах этого свидетельствуют данные опроса, проведенного нашими коллегами из "БизнесЦензор", и которые, по их согласию, цитируем.

Так, об угрозе существованию бизнеса из-за каскада блокировок пишет директор предприятия ООО "Контракт Энерджи".

"Мы занимаемся поставкой альтернативного топлива (топливных гранул) предприятиям по Украине и за границу... К сожалению, сейчас ситуация стала критической, в связи с блокировкой налоговых накладных от поставщиков. Соответственно блокируются и наши по причине "невозможно исследовать источник происхождения товара". На данный момент заблокированы накладные более чем на 3,2 млн грн в т.ч. НДС 0,5 млн грн. В связи с боевыми действиями в Черниговской и Сумской областях часть предприятий прекратили свою деятельность, мы вынуждены закупать топливные гранулы у мелких ФЛП, работающих без НДС, следовательно, нет входящего НДС, и снова блокируются налоговые по причине "невозможно исследовать источник происхождения товара", – жалуется он в своем письме-обращении.

Несмотря на войну и потери, его предприятие за 2022 год перечислило в государственный бюджет более 1,3 млн. грн. НДС.

Среди прочего, в сетованиях бизнесменов говорится, что налоговики по собственному усмотрению трактуют требования к отчетности и могут заново блокировать накладные, даже если приняли аргументацию по предыдущим.

"Мы производители, делаем пояса, стропы, зацепы для людей работающих на высоте, работаем в это время, все поставки сырья – все официально, все документы на поставки есть, все контракты есть, налоги платим в срок, люди работают не на минмалку, таблицы [которые нужны для разблокировки – LIGA.net ] подаются, принимаются, но в следующем месяце снова блокируют по этим же кодам. Это хорошо если одну блокируют, а когда по 10 в месяц, а там по 20-30 наименований, подставляем этим самим контрагентов. Очень не справедливо!",- пишет главный бухгалтер ООО "Инд'Защита" Наталья Копылова.

Есть жалобы на то, что фискалы длительное время не дают ответа, и это уже блокирует деятельность предприятий.

"Меня зовут Ростислав Кулиш, я директор и владелец нескольких предприятий, одно из моих предприятий с октября 2022 года находится под давлением и блокировкой со стороны ГНС, были отправлены десятки объяснений, заявления в совет бизнес-омбудсменов и так далее. Предприятие занимается грузовыми перевозками зерновых собственным и арендованным транспортом. Каждый раз нам налоговая "выдумывает" новые вопросы, чтобы затянуть процесс. Предприятие не является рисковым и не сотрудничает с "ямами", но фактически тем, что ГНС не принимает таблицу данных оно полностью блокирует нашу деятельность", – отмечает в своем письме руководитель НПП "КРИОНИКС".

На это же сетует главный бухгалтер другого предприятия.

"Мы производственное предприятие. Начиная с октября 2022 года у нас началось блокирование НН. Причем причину блокировки указывали "недостаточно товарных остатков", но ведь мы производим конкретную продукцию (сетку армирующю, сварочную, секционную и т.д.), габионы, изгороди из сетки, изделия из проволоки. Только произведенную продукцию продаем", – пишет Татьяна Думская.

Результатом блокировки стала остановка работы этого предприятия в ноябре-декабре 2022, январе 2023 года. В феврале они возобновили деятельность и снова произошла блокировка.

"Конечно разблокируем, но это время и средства… Нет лимита – платим живые средства, контрагентам не предоставляем кредит, они не хотят расплачиваться за продукцию и т.д. Уже молчу о других налогах, ЕСВ, НДФЛ военный сбор, ЗП работникам. Это при потому, что предприятие с началом войны, изготовило и передало на передовую по натовским образцам натяжки для мин и сбора растяжек – бесплатно", – констатирует она.

Что сейчас предлагают эксперты?

Как рассказывает Олег Гетьман, сейчас среди предложений, обсуждаемых с чиновниками и фискалами представители общественных организаций – не накладывать рисковый статус при минимальном количестве накладных.

При этом у экспертов есть достаточно радикальное предложение, которое может одновременно изменить подходы налоговиков к этой проблеме.

"Мы [представители профильных и бизнес-сообществ, – LIGA.net ] вообще предлагаем ограничить срок для блокировки. Чтобы первая блокировка длилась 30 дней, в течение которых налоговая должна выбрать наиболее рисковые, чтобы провести по ним меры дополнительно контроля. В случае необходимости, если есть основания, продлить блокировку она сможет максимум на 30 дней. После чего, в случае, если не будут выявлены нарушения – разблокировать их", – говорит эксперт.

Однако, по его словам, эти предложения пока не нашли поддержки ни среди народных депутатов, ни у министерства и фискалов.                                     

Почему налоговая изменила "правила игры"?

"С начала войны у нас были запрещены документальные проверки бизнесов. У налоговой сейчас нет инструментов поехать и убедиться, что нарушение это не "схемы" и не "скрутки". Поэтому налоговая пользуется СМКОР. Система должна была использоваться для мониторинга и оценка рисков, но, при отсутствии других инструментов, превратилась именно в механизм для проверок. И это, конечно, определенные риски в условиях нашей недореформированной, часто коррумпированной налоговой", – объясняет Олег Гетьман.

Похожую мотивацию со стороны фискалов указывает в своем комментарии для LIGA.net заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Ярослав Железняк.

"Создается впечатление, что в Минфине увидели определенные злоупотребления и попытались изменением алгоритмов их предупредить. Но "перегнули палку". Банально не учли, что это может доставить хлопот нормальным предпринимателям", – отметил касательно причин этого решения народный депутат.

О каких злоупотреблениях может идти речь?

"Скуртки" и "карусели" вокруг НДС

"Скрутки", о которых упоминает Гетьман, это сравнительно новые схемы кражи денег из государственного бюджета.

Они тоже касаются НДС и построены вокруг возможности его возврата. Очень упрощенно, это схемы, по которым "накручивают" возврат НДС из бюджета. Делают это из-за фиктивных операций, во время которых сам налог не платили, и не могли требовать возврат.

Пример приводит эксперт Аналитического центра "Объединенная Украина" Алексей Кущ. Схема носит название "экспортно-импортные карусели".

Это если у вас есть компания по экспорту сырья и, параллельно, компания по импорту готовых товаров, то на "взаимозачетах" вы никогда не будете платить НДС. Вдобавок, сможете постоянно получать за это деньги от государства.

К примеру, вы имеете огромную сеть супермаркетов по всей стране, где продаете импортный товар. С этого должны уплатить в бюджет 20% авансового НДС от импорта.

Параллельно у вас огромный аграрный бизнес, и вы экспортируете аграрное сырье. Тогда вы имеете право на возмещение НДС.

В результате, в рамках единой системы бизнеса происходит компенсация налоговых обязательств и налогового кредита по НДС.

А если взять и завысить цену экспорта "аграрки" и занизить цену импорта, то налоговый кредит по НДС превысит налоговые обязательства. Тогда государство еще и доплатит при возмещении налога на добавленную стоимость.

Александр Децик
редактор отдела "Финансы"
Источник материала
Поделиться сюжетом