Внутренний фронт. Кто и зачем давит на антикоррупционных журналистов и активистов
Внутренний фронт. Кто и зачем давит на антикоррупционных журналистов и активистов

Внутренний фронт. Кто и зачем давит на антикоррупционных журналистов и активистов

Внутренний фронт. Кто и зачем давит на антикоррупционных журналистов и активистов

У нас есть два фронта — внешний и внутренний. Внешний фронт держится на сотнях тысяч плеч. Внутренний фронт против коррупции, против непрофессионализма, против преступной бездеятельности власти — на нескольких десятках людей, основные из которых подвергаются целенаправленным гонениям власти. Эти гонения компактны, едины во времени и системны.

В начале этой недели журналист-расследователь Юрий Николов заявил, что к дверям его киевской квартиры приходили неизвестные и расклеивали открытки с надписями от руки «Ухилянт». На следующий день появилось видео, на котором видно операторов редакции журналистов-расследователей «Бігус.Інфо», которые курили марихуану и употребляли другие психотропные вещества. Видео снято скрытыми камерами, более того, сотрудников редакции прослушивали. Факты на видео редакция не опровергла, но добавила, что рабочие отношения с операторами закончены, а из объемов информации, которую сейчас удалось изучить, понятно, что прослушивали членов команды «Бігус.Інфо» примерно в течение года.

В то время как о давлении на журналистов в Украине уже говорили в кулуарах Давоса, президент Владимир Зеленский молчал. И лишь на второй день после инцидента с редакцией «Бігус.Інфо» в вечернем обращении заявил, что такое давление недопустимо. Но дело не только в журналистах-расследователях.

То, о чем рассказывают Николов и Бигус, совпало по времени как минимум с тремя другими случаями, но говорили о них общественные активисты. Михаил Жернаков из фонда DEJURE, который занимается продвижением принципа добропорядочности среди судей, Александр Леменов — основатель общественной организации Statewatch, которая, в частности, осуществляет мониторинг введения санкций в отношении топ-чиновников и бизнесменов, причастных к российскому вторжению в Украину. Также давление ощущают команда и руководитель Центра противодействия коррупции (ЦПК) Виталий Шабунин, работающие в антикоррупционном законодательном поле.

Это красный сигнал. Все знаковые расследования Юрия Николова о коррупции на закупках МО, наиболее громкие из которых — о яйцах по 17 грн и летных зимних куртках, были опубликованы в ZN.UA. Серии статей Александра Леменова о злоупотреблениях в АРМА, злодеяниях и небрежности БЭБ и, конечно, о конфискации российских активов в Украине, болезненной для всех бывших бенефициаров и их местного окружения, тоже. Виталий Шабунин и Михаил Жернаков также являются постоянными авторами нашего издания. Как и главный редактор «Цензор.НЕТ» Юрий Бутусов, которому власть из-за честных и профессиональных репортажей с фронта первому максимально перекрыла кислород.

 

Эти люди не идеальны, они допускают ошибки (и мы всегда на них указываем), но они точно делают то, что считают правильным. Для страны. И это огромный кусок работы. И именно эти люди давно нашли свое место на этой войне, ведь именно к этому призывает президент. Они держат внутренний фронт, а их сейчас системно стараются с этого фронта демобилизовать. Убрать. Дискредитировать. Чтобы был марафон тишины. Чтобы никто никуда не рыпнулся.

«Центр противодействия коррупции» и Виталий Шабунин

Еще осенью 2023 года несколько анонимных Телеграм-каналов синхронно написали о том, что глава «Центра противодействия коррупции» Виталий Шабунин, который с начала полномасштабного вторжения служил в 207-м батальоне 241-й бригады ТрО, якобы не воевал в ВСУ, а находился в Киеве.

Все это происходило на фоне очередного этапа борьбы ЦПК за отмену «поправок Лозового», из-за которых могут быть закрыты больше тысячи дел топ-коррупционеров. Процессуальная независимость САП, увеличение штата НАБУ, реформа Верховного суда и главное — бескомпромиссное озвучивание фамилий кураторов с Банковой — Татарова, Смирнова и главы правоохранительного комитета ВРУ Ионушаса и др., которые не дают реформам идти дальше, — все это Шабунин и Кº.

 

Центр противодействия коррупции

Это именно ЦПК первым заявил о том, что Минобороны под руководством Резникова спустило в трубу 36 миллиардов просроченной дебиторской задолженности. Во время войны! Конечно, такие «крикуны» мешают беречь правоохранительную, судебную, правительственную и законодательную системы в их первозданном гнилом виде. Поэтому Шабунина надо скомпрометировать?

«Что мне говорят изнутри: Олег Татаров дал команду ГБР найти способ меня заткнуть уголовными производствами. Потому что публично мне ничего не предъявишь — я мобилизовался в первый день войны в Киеве, — комментирует ситуацию глава ЦПК. ⸺ Я слышал разные истории, как они собираются это сделать. Одна связана якобы с моей командировкой в НАПК.

После освобождения Киевщины моя рота разместилась в нескольких километрах от столицы. Мне же нужен был доступ к южному и восточному фронтам. Поэтому я командируюсь в НАПК, что дает мне свободу передвижения по обоим действующим фронтам.

И сейчас люди Татарова хотят воспользоваться тем, что я якобы не имел права командироваться в НАПК. Как они это натянут на глобус, понятия не имею. Но это же ГБР, а там руководствуются волей Татарова, а не законом.

Заявление в ГБР о моей службе подал адвокат Ростислав Кравец, потому что он — часть команды Павла Вовка из ОАСК (ликвидации последнего добились мы с партнерами). А это чистой воды команда Портнова, частью которой является Татаров. Здесь все понятно. Я не понимаю, с чем они могут ко мне прийти, чтобы возбудить уголовное дело.

Что касается общей тенденции давления на журналистов и активистов, то в какой-то момент власть поняла, что медийные атаки бьют по ней, а не по нам, уголовные дела тоже бьют по ней. И тогда она, я уверен, пойдет в историю с утилизацией неугодных через фронт. Потому что для власти это самый безопасный и наиболее эффективный инструмент», — уверен Виталий Шабунин.

Справки, ТЦК и персональные визиты полиции

Александр Леменов из организации StateWatch рассказывает, что окончил военный институт в 2011 году, находится на военном учете, повесток сейчас не получал, но уже задумывался над тем, что однажды пойдет воевать. «Вопрос перед собой ставил. С этим проблем нет, нужно соответствующее подразделение, чтобы мои способности использовались на максимальных оборотах. Но служба в Вооруженных силах Украины не должна стать наказанием, как того хотят организаторы преследований представителей общественности и их конечные бенефициары», — говорит Леменов.

Цензор.нет

Преследования, о которых упоминает активист, для него начались в конце декабря прошлого года. По двум адресам (один в городе Белая Церковь Киевской области, где когда-то жил Леменов, второй в Киеве, где он сейчас живет) приходили сотрудники Территориального центра комплектования (ТЦК, военного органа, который собственно и вручает гражданам повестки на службу в армию) и полиции. Вообще такие ситуации не вызывают удивления в стране, которая уже десятый год подряд противостоит российскому вторжению. Мужчинам призывного возраста вручают повестки, они проходят медосмотр, обучение и едут на фронт. Однако Александр Леменов рассказывает детали визитов ТЦК и полиции, которые свидетельствуют о другом характере таких встреч.

«Когда они пришли второй раз, то общались с соседом, а он спросил: «Вы к кому?». Сотрудники ТЦК показали фото и назвали мою фамилию. Меня соседи знают. Полицейские дословно ответили (Александр пересказывает слова полицейского со слов соседей.Т.Б.): «Нам сказали его прийти забрать, мы его сейчас встретим и под руки поведем». Напомню, один из полицейских, подходя к моей квартире, снимал это на камеру мобильного телефона», — рассказывает Леменов.

В комментарии ZN.UA активист говорит, что связывает такие визиты полиции со своей работой, в частности с критикой работы заместителя главы офиса президента Олега Татарова, который отвечает за координацию работы правоохранительных органов на Банковой. «Также я комментировал истории относительно санкций, не наложенных на бывшего юриста Януковича Андрея Портнова. Напомню, что они оба очень близко общаются», — добавил Леменов.

Похожая история произошла с активистом Михаилом Жернаковым. В конце прошлого года анонимные Телеграм-каналы начали распространять информацию о том, что он якобы уклоняется от службы в армии и имеет фальшивые справки из больницы, которые позволяют ему не идти на фронт. Михаил Жернаков в комментарии изданию также объяснил, что считает такие информационные волны в свой адрес давлением.

«У нас два заместителя главы офиса президента, которые в прошлом или до сих пор являются друзьями и партнерами Портнова (Андрей Портнов — бывший заместитель главы администрации президента.Т.Б.). Я до сих пор не понимаю, каким образом эти люди — Татаров и Смирнов — там, и очень удивляюсь, что у нас восстановились методы Януковича. И я хотел бы видеть, что наша украинская власть решительно их осуждает. Потому что если она не найдет виновных в этих нападениях, то очевидно распишется в том, что сама это организовала», — говорит Жернаков.

Михаил Жернаков поясняет, что его работа и усилия, приложенные к реализации судебной реформы, дают плоды. В качестве примера он приводит работу Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС, органа, который проводит разного рода проверки судей на их соответствие работе в судах.Т.Б.) по увольнению конкретных лиц. «Россия теряет сеть своих агентов, в том числе внутри судебной власти. Как свидетельствует практика, судьи-коррупционеры и те, кто пророссийски настроен, — часто одни и те же лица. Поэтому именно сейчас какие инструменты доступны, такими они и пользуются, в ком усматривают проблему, на того и нападают», — добавляет активист.

Во время подготовки материала мы спросили у Михаила Жернакова, действительно ли у него есть справки из больницы о том, что он не может служить в армии. На это Жернаков ответил, что справок у него несколько, как и выводов военно-врачебной комиссии, указавшей, что он «ограниченно пригоден к военной службе» и это связано с болезнью, которая у него с детства. А вчера стало известно, что Жернаков вошел в группу реформ при Минобороны, однако, по его словам, это не военная служба.

Неизвестные гости и скрытые камеры

Журналист-расследователь и главный редактор издания «Наші гроші» Юрий Николов провел самые резонансные расследования в 2022–2023 годах. Именно Николов рассказал о том, что Днепропетровская ВГА выделила 1,5 млрд грн фирму, близкой к главе обладминистрации Валентину Резниченко, советником которого в свое время был «бывший-настоящий» куратор президентской программы «Большое строительство» Юрий Голик. И именно Юрий Николов в ZN.UA рассказал о «яйцах по 17 грн». Огласка в конце концов привела к увольнению действующего тогда министра обороны Алексея Резникова.

16 января Николов опубликовал на странице в Фейсбук скриншот с заметкой с анонимного Телеграм-канала. На фото видны двери в квартиру журналиста, спины людей в капюшонах и листовки с надписями «провокатор» и «ухилянт». Как объясняет сам Юрий Николов, когда неизвестные пришли в его квартиру, дома была только его больная мать. После этого Николов написал заявление в полицию. На момент общения журналиста с изданием неизвестно, по какой именно статье правоохранители возбудили уголовное дело.

Юрий Николов связывает такие действия неизвестных со своей профессиональной деятельностью. «Я ни в коем случае не считаю, что Юрий Голик был заказчиком нападения на меня. Но Голик не сошел с орбиты офиса президента. И поэтому люди строят предположения о его причастности к этой истории. Я участвовал в программе «УПчат» накануне Нового года, и мы разбирали события вокруг законопроекта о мобилизации. Тогда Верховный главнокомандующий позволил себе несколько шпилек в адрес Валерия Залужного, дескать, это он должен объяснить украинцам, зачем ему нужно то или иное количество мобилизованных. Отказался комментировать планы о замене Залужного, и вообще «это тёрки Марьяны и Валеры». Из этого треша я сделал вывод, что Зеленский уклоняется от своих обязанностей Верховного главнокомандующего, к которым я отношу и организацию мобилизации. Да, я и употребил слово «ухилянт» в отношении Зеленского. Потому что он попытался свалить на кого-то другого необходимость сообщить «плохую» новость о мобилизации 500 тысяч воинов», — объясняет Николов.

Юрий Николов/facebook

Сразу после истории Николова появилась новость о слежке за редакцией издания «Бігус.Інфо» — журналистами-расследователями, которые в течение десяти лет делают материалы о власти — и предыдущей, и нынешней. Причиной заявления о слежке стало видео, появившееся в сети: на нем видно, как операторы во время празднования Нового года курят марихуану. Кроме того, есть записи телефонных разговоров тех же сотрудников издания. В своем обращении главный редактор Денис Бигус, который сейчас служит в ВСУ, рассказал, что в гостинице, которую снимала редакция, были установлены скрытые камеры. Также редакция предположила, что к скрытой съемке могут быть причастны украинские правоохранители, и поставила публично вопрос о том, кто санкционировал прослушивание телефонов.

Согласно опросу, проведенному Центром Разумкова, 84% граждан считают, что о коррупции во время войны молчать недопустимо. И примерно столько же считают ее главной угрозой. Поэтому общество возмутилось тем, что происходит. Медиасообщество объединилось и написало обращение к власти. Главы профильных парламентских комитетов сделали правильные заявления. Президент, хоть и с опозданием, но якобы жестко отреагировал. «Служба безопасности Украины начала расследование и выяснит все обстоятельства. Любое давление на журналистов недопустимо», — сказал Зеленский.

Однако же очевидно: все, что происходит в нашей стране, происходит под патронатом президента. Это следствие концентрации властей. Он хорошо ориентируется, кому и какое расследование поручить. В СБУ есть два очень опытных деятеля: Сергей Дука и Антон Кравчук, которые, по информации ZN.UA, очень хорошо осведомлены о том, что происходит внутри государства и знакомы с его методами влияния на неугодных. Теперь, как то говорят, главное — не выйти на самих себя.

Есть такие специалисты и в Нацполиции, которым тоже бы не споткнуться в ходе расследования о пана Татарова, курирующего структуру.. (Нацпол уже зарегистрировал заявление редакции «Бігус.інфо» о препятствовании журналистской деятельности и вмешательстве в личную жизнь.)

Вопрос не только в том, что журналисты и активисты, ставшие целью атак, публиковали в медиа критические материалы. А в том, что их выступления и материалы влияли и достигали результата. Отставка Резникова и ряда чиновников в МО и армии. Прозрачность в закупках и перестройка Министерства обороны. Качественная перезагрузка Высшего совета правосудия и Высшей квалификационной комиссии судей. Десятки расследований злоупотреблений в разных сферах: от энергетики и строительства до вывода десятков миллиардов средств из Минобороны в офшоры. Мы понимаем: это раздражает и мешает царствовать.

Но власть при всей своей обидчивости, самоуверенности и кичливости должна понимать одно: мировая поддержка, которая у нас до сих пор сохраняется, выстроена на нашей моральной правоте. На том, что Россия — это диктатура, а Украина — это демократия, которую цивилизованный мир должен спасать. И чем больше черт Мордора будет проступать в Украине, тем больше мы будем похожи на врага в угоду всем, кто хочет лишить Украину поддержки Запада.

Ребята, опомнитесь и войдите в берега! Потому что бумеранг прилетит не только изнутри, но и снаружи. И ударит так, что не только вы рухнете, но и страну за собой потянете.

Источник материала
loader
loader