Ольга Хохлова была бессменной музой Пабло Пикассо на протяжении десяти лет. Она вдохновила художника на огромное количество шедевров и даже смогла уговорить его сменить вектор творчества, желая видеть свои реалистичные изображения, а не угловатые формы, присущие кубизму. Кто-то считает, что именно благодаря русской балерине появилось новое яркое направление в творчестве художника, другие винят ее в том, что она превратила свободолюбивого гения в светского денди, третьи и вовсе убеждены, что она абсолютно не понимала и не любила творчество художника. Мы собрали по крупицам историю жизни знаменитой русской танцовщицы балета, которая оставила след в жизни художника и была верна ему до конца своих дней.
Мечты о балете и начало карьеры
Ольга Хохлова родилась в городе Нежин в 1891 году в семье полковника императорской армии Степана Хохлова. Юная Ольга обучалась иностранным языкам, этикету, рукоделию и музыке, а после того, как увидела представление мадам Шрессонт во Франции, начала мечтать о том, чтобы связать свою жизнь с балетом. Несмотря на протесты родителей, которые не поддерживали желание дочери стать балериной, в Петербурге Ольга поступила в частную школу балета Евгении Соколовой (знаменитой преподавательницы, «взрастившей» таких танцовщиц, как Анна Павлова, Юлия Седова, Любовь Егорова). Однако никто не может знать, как бы сложилась судьба танцовщицы, если бы не случай: в 1910 году Сергей Дягилев, решивший создать постоянную труппу «Русских балетов», среди прочих выделил студентку школы Евгении Соколовой Ольгу Хохлову и пригласил ее стать частью его балетной антрепризы.
В 1911 году Ольга Хохлова, ни разу не выступавшая на профессиональной сцене, покинула родину вместе с труппой и впоследствии вернулась обратно всего лишь раз. Ольга так и не стала примой, но за свое трудолюбие и усердие полюбилась Дягилеву и закрепилась в кордебалете. В 1916 году часть артистов труппы отправились на заработки в Южную Америку, а группа избранных, в число которых вошла и Ольга, осталась в Риме с Дягилевым. Эта цепь случайных событий подвела Хохлову к судьбоносной встрече со своим будущим мужем — Пабло Пикассо.
До сих пор ведутся споры о способностях Хохловой, а многие биографы Пикассо и вовсе пишут о том, что балерина не обладала достаточным талантом, а Дягилеву приглянусь благодаря своим аристократичным манерам и трудолюбию. Однако эту версию опровергает внучка Ольги Хохловой Марина, в своих интервью упоминавшая, что бескомпромиссный Дягилев ни при каких обстоятельствах не стал бы держать в своей труппе бесталанную артистку. Слова Марины подтверждает и прима Тамара Красавина — в своих мемуарах «Театральная улица: воспоминания» она писала, что под крылом педагога Энрико Чекетти Ольга превратилась из любительницы в талантливую профессиональную балерину, а ее решение оставить сцену ради замужества сильно расстроило ее учителя (читайте также: «"Балерины не едят пирожных» и другие мифы о балете глазами фотографа»).
Встреча с Пикассо и жизнь в Париже
В 1917 году состоялась премьера балета «Парад» в Париже, в котором Ольга Хохлова исполняла партию в кордебалете. Сергей Дягилев привлек к работе над премьерой талантливых композиторов, хореографов, декораторов, в том числе Эрика Сати, Леонида Мясина и Пабло Пикассо. Именно во время репетиции «Парада» Пикассо заметил на сцене Ольгу Хохлову и влюбился. На протяжении года художник ухаживал за русской балериной, но сдержанную Ольгу было не так просто покорить. Однако Пикассо это все же удалось — он сделал Хохловой предложение, на которое та ответила согласием. Гражданская церемония состоялась в мэрии Парижа, а венчание, по настоянию Ольги, провели в соборе Александра Невского по всем православным традициям.
Существует несколько версий относительно того, кто повлиял на решение не склонного к матримониальным отношениям Пикассо жениться: одни говорят, что в этом есть заслуга Сергея Дягилева, утверждавшего, что только так можно заполучить русскую танцовщицу, а по другой версии, эти же аргументы использовал Жан Кокто, сценарист балета «Парад». Так или иначе, событие состоялось, и Ольга Хохлова стала первой женой Пикассо, несмотря на предостережения матери художника (та с горечью говорила, что ни одна женщина не сможет быть счастлива рядом с ее сыном, который слишком увлечен самим собой) и совершенно разные темпераменты возлюбленных — Ольга была тихой, замкнутой, в то время как Пикассо отличался взрывным и экспрессивным характером. Однако на тот момент все это казалось мелочью, а на первом плане стояла любовь.
После свадьбы пара переезжает в особняк в центре Парижа, который Ольга обустраивает сама, выделив мужу студию на втором этаже. Чета ведет светскую жизнь, в ближайшем окружении у них представители богемы. Изысканные манеры и хорошее воспитание Ольги восхищают Пикассо, которому этого не хватало в самом себе. В своих письмах Гертруде Стайн Пикассо писал, что его покорили мудрость и спокойствие супруги, что является гораздо более редким даром, чем умение танцевать. Ольга превратила мужа из художника, окруженного безвестными натурщицами, в уважаемого члена общества, которому были рады на любом светском мероприятии.
«Период Ольги»
Что касается творчества художника после встречи с Хохловой, Пикассо отворачивается от кубизма, и в его творчестве начинается период неоклассики, что во многом обусловлено желанием его жены «узнавать свое лицо» на картинах. Многие современные исследователи называют этот период в творчестве Пикассо «периодом Ольги» (картины «Ольга Хохлова в Мантильи», «Женщина за чтением», «Портрет в кресле»). Художник, окрыленный чувством влюбленности в кроткую Ольгу, один за другим пишет ее портреты в образе античной богини.
В 1919 году Ольга получает печальные новости из России: ее брат Евгений погиб, отец и двое других братьев примкнули к Белому движению, а мать и сестра находятся на грани нищеты. Эти трагичные известия сильно сказываются на душевном состоянии Хохловой, что отражается в работах Пикассо: в картинах того времени Ольга выглядит опустошенной и отрешенной, а в глазах отчетливо читается тоска («Задумчивая Ольга»).
В 1921 году происходит знаменательное для пары событие — у них рождается долгожданный ребенок, сын Поль. С этого момента Хохлова отдает всю себя материнству, одновременно являясь музой своего мужа-художника, а Пикассо, вдохновленный рождением ребенка, открывает новую страницу творчества и новое направление — монументализм. В этот период на полотнах Пикассо появляются мягкие и нежные образы матери и ребенка, а тела написанных женщин становятся более крупными и массивными (картины «Две обнаженные женщины», «Женщина за чтением. Ольга», «Мать и ребенок»). Параллельно художник занимается оформлением балетов для Дягилева, в которых Ольга уже не участвует — сказывается травма ноги и роды. Нет никаких фактов, раскрывающих настоящие чувства балерины по поводу завершения карьеры, однако доподлинно известно, что она всю жизнь бережно хранила свою балетную пачку и пуанты, периодически примеряя их дома.
Внутренняя драма и разрыв с мужем
К сожалению, в семье Ольги продолжают происходить несчастья: ее отец пропадает без вести, а мать начинает терять рассудок от неведения, умоляя в письмах дочь рассказать о каких угодно приятных событиях в ее жизни. Несчастная Ольга делится бесконечными рассказами о Поле и его фотографиями, надеясь хоть немного поддержать мать. Вскоре и она умирает, а Ольга прекращает практически все контакты с оставшимися в живых членами ее семьи. Тяжелые события, свалившиеся на Хохлову, оставляют глубокий след в ее душе. Ситуация сказывается и на семейном благополучии женщины — Пикассо, к тому моменту уже пресытившийся семейной жизнью, начинает ощущать гнет переживаний своей жены. Прежде спокойная и рассудительная жена художника теряет свою сдержанность, ощущая растущее равнодушие мужа и боль от утраты связи с родными.
Этот несчастливый период в их семейной жизни находит отклик и в его творчестве: на смену реалистичным изображениям Ольги приходят сюрреалистичные картины, на которых некогда хрупкая и нежная Хохлова изображена чудовищем с изломанными конечностями и агрессивным выражением лица («Большая обнаженная в красном кресле», «Портрет женщины с горностаевым воротником. Ольга»). Даже трудно представить, насколько тяжело было Хохловой видеть подобные образы, написанные любимым мужем.
Но и это было не самым тяжелым испытанием для Ольги — в 1927 году Пабло Пикассо повстречал Марию-Терезу Вальтер, которая стала его любовницей и новой музой. После того как Ольга узнала об измене мужа, их отношения продлились еще около шести лет до того момента, пока новая муза Пикассо не родила ему дочь. Официального развода не состоялось, так как Пикассо не желал делить свое имущество с супругой, но отношения между ними были окончательно завершены. Хохлова с сыном перебралась на юг Франции, фактически оставшись в одиночестве — все их общие с Пикассо друзья приняли сторону художника после их разрыва, виня Ольгу в чрезмерной ревности и даже называя ее истеричкой и сумасшедшей, которая не понимала и не любила его творчество и вынуждала жить чуждой ему светской жизнью. Чуть позже подросший Поль сблизился с отцом, существуя за его счет — Пикассо взял его себе в шоферы.
В конце жизни у больной и одинокой Хохловой рядом осталась лишь внучка Марина. В 2001 году именно Марина Пикассо выпустила мемуары «Дедушка», повествующие о тяжелой участи всех, кто входил в жизнь Пабло Пикассо.
Ольга Хохлова умерла от рака в 1955 году. Современники утверждали, что до последнего дня Ольга жаждала встречи с бывшим мужем и писала ему письма, но он, страшно боявшийся любых проявлений болезней или просто забывший Ольгу, игнорировал бывшую возлюбленную. Пикассо однажды сказал: «Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Это, возможно, и возвращает мне молодость».
Несмотря на тяжелое и болезненное расставание пары, люди из окружения художника говорили, что в нем навсегда осталось что-то русское: он ел малину, заливая ее молоком, стучал по дереву, чтобы не сглазить, и присаживался «на дорожку». А Ольга Хохлова навсегда останется той единственной женщиной, которой художник посвятил наибольшее количество картин и ради которой даже сменил направление творчества.
Фото: Getty Images