Путь в никуда: миллионные зарплаты Аппарата Верховной Рады и мизерные зарплаты нардепов
Путь в никуда: миллионные зарплаты Аппарата Верховной Рады и мизерные зарплаты нардепов

Путь в никуда: миллионные зарплаты Аппарата Верховной Рады и мизерные зарплаты нардепов

Путь в никуда: миллионные зарплаты Аппарата Верховной Рады и мизерные зарплаты нардепов

Когда впервые заработал реестр деклараций на сайте Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, журналисты наперегонки бросились анализировать декларации народных депутатов. И в первые годы во время работы парламента предыдущего созыва можно было видеть серию материалов об олигархах, лендлордах, коллекциях часов, икон и шуб.

В связи с введением военного положения реестр закрыли, и понадобилось очень много времени, чтобы восстановить его работу. И вот наконец появились декларации за 2022 год. И впервые в истории анализа деклараций обращать внимание нужно не на доходы нардепов, а на соотношение доходов у работников аппарата Верховной Рады, руководителей секретариатов комитетов и нардепов, которые возглавляют комитеты. И это особенно актуально в контексте реформы госслужбы.

Речь идет не о том, что деньги надо «забрать у богатых и отдать бедным». Государство должно обеспечивать справедливые условия оплаты труда.

Общественная инициатива «Голка» сопоставила доходы руководителей секретариатов комитетов с доходами глав комитетов. И руководители секретариатов получают, по сути, втрое больше. Во внимание были приняты декларации 2022 года.

А если посмотреть декларации руководства Аппарата ВРУ, то его руководитель Вячеслав Штучный получил почти 3 млн грн за год, его заместители Артем Янчук и Николай Шевчук — по 2,5 млн. Зарплаты глав комитетов в пять-шесть раз меньше.

К слову, у глав комитетов абсолютно разная нагрузка. Это связано с тем, что рассматривается разное количество вопросов и проходит разное количество заседаний. Так, количество заседаний комитета по вопросам свободы слова, когда его возглавлял нардеп Нестор Шуфрич (которого обвиняют в государственной измене), было почти нулевым в 2022 году, а вот бюджетный комитет, например, заседает очень часто.

«Ситуация, когда народные депутаты, главы комитетов, получают в три-четыре раза меньше, чем их подчиненные — руководители секретариатов комитетов, абсурдна, с точки зрения менеджмента. Ответственность политическая и юридическая нардепа и главы комитета несравнимо больше. При таких условиях государственная политика оплаты труда ведет к увеличению коррупционных рисков. Народные депутаты, особенно в условиях войны, когда нельзя провести выборы, усиленно отвечают за защиту суверенитета, а подобная политика обесценивает их роль. Такой уровень оплаты труда говорит о неадекватности государственной политики, которая направлена на то, чтобы сделать депутатов несубъектными», — подчеркивает народный депутат Юлия Клименко («Голос»).

И здесь надо отметить, что до недавнего времени представители партии «Голос» вообще не возглавляли комитеты (нардеп Ярослав Юрчишин лишь под новый год возглавил комитет по вопросам свободы слова после задержания Шуфрича). И потому оппозиционный народный депутат из фракции «Голос» Юлия Клименко, когда говорит о более высоких зарплатах для глав комитетов, не отстаивает их для представителей своей партии, а акцентирует на том, что такой подход действительно неправильный.

Чтобы понять, планируют ли решать сложившуюся ситуацию, общественная инициатива «Голка» обратилась к главе бюджетного комитета Роксолане Пидласой («Слуга народа»):

«Повышать зарплату народным депутатам сейчас не планируется, потому что это не вопрос первой необходимости во время войны и общество воспримет это с большим непониманием», — сообщила она.

Как же так получилось, что из-за популизма народным депутатам не поднимают зарплату, а работники аппарата получают миллионы?

В Украине всегда была проблема с доходами чиновников. Официальная зарплата могла быть копеечной, а премии заоблачными. Чтобы такого не было, наши партнеры требовали в рамках реформирования госслужбы сбалансировать оплату труда госслужащих по формуле «70 на 30». То есть оклад должен был составлять 70%, а премия — не больше 30%. Это не ставит работника в полную зависимость от настроения руководителя. Но эта норма как-то выпала из базового закона о госслужбе, принятого в 2015 году. А партнеры, разумеется, и дальше настаивают на европейской норме.

В конце 2023 года ZN.UA писало, что сбалансировать систему оплаты труда правительство решило очень странным способом — строкой в госбюджете-2024 и правительственное постановление без базового законопроекта, который должен внедрить систему классификации зарплат и должностей. И здесь в общем хаосе Верховная Рада схитрила, защитив в заключительных положениях свой аппарат: условия оплаты труда госслужащих, определенные другими положениями, не применяются во время определения оплаты труда госслужащих Аппарата Верховной Рады. И это прописывали в проекте госбюджета поправками в частности спикер Руслан Стефанчук и вице-спикер Александр Корниенко.

То есть для Аппарата Верховной Рады ничего не изменится. Его работники как получали миллионы, так и будут получать. По крайней мере в этом году.

«Мотивация пяти нардепов, подавших поправки № 300, 312 и 324, останется в истории. Кое-кто из них говорит, что их попросили другие нардепы, кто-то говорит, что попросил аппарат. В любом случае это нужно продумать в контексте закона о добросовестном лоббировании, которым аппарат стараются вывести из понятия «лоббисты». За бюджет проголосовали, а как можно было не голосовать в войну? Проголосовали с этими поправками. Эти поправки вывели аппарат из-под справедливой модели, а обнародование наконец деклараций осветило всю гадость взаимоотношений низкооплачиваемых нардепов с высокооплачиваемыми чиновниками аппарата. Сломать эту схему изнутри невозможно, потому что нардепы давно зависят от того, подбросит ли им что-нибудь аппарат: должность для трудоустройства «своего» человека или же деньги из своих заоблачных доходов и т.п.», — отмечает глава комитета по вопросам соцполитики Галина Третьякова.

Нардеп Третьякова добавила, что думает сложить мандат.

Народные депутаты сами загнали себя в тупик популизмом. И во время войны оказалась под угрозой робота парламента, и складывается опасная для институционной состоятельности ситуация, когда у нас обостряется противостояние между нардепами и Аппаратом Верховной Рады.

И это все происходит в то время, когда есть серьезная угроза парламентаризму, потому что в условиях войны субъектность парламента и так уже существенно подорвана в пользу офиса президента.

В таких условиях удержать народных депутатов в сессионном зале становится все сложнее. Глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия публично говорил, что несколько десятков нардепов хотели бы сложить мандаты. А это то, чего так хочет враг, — затормозить работу органов государственной власти.

И речь идет не только о парламенте. После того, как кое-кто в парламенте схитрил и создал эксклюзивные условия для своего аппарата, новогодние гонки со «штатками» набрали обороты, потому что условия труда изменились в секторе госслужащих и рынок труда госслужбы отреагировал.

Каждый хотел сделать так, чтобы и его аппарат оказался не в худших условиях, чем в Верховной Раде. Такая ситуация возникла, напоминаем, в Верховном суде.

Добавляется количество отделов — появляются управления. Множатся управления — возникают департаменты. Либо же создаются самостоятельные подразделения аппарата. Так растет количество руководителей, а также повышается уровень подразделения. И это положительно влияет на зарплату. На бумаге все выглядит просто — количество работников не увеличивается.

Сравним штатное расписание Верховного суда 2023-го и 2024 года. В столбце «расхождения» указаны вновь созданные отделы и управления.

Относительно дисбаланса зарплат нардепов и руководителей секретариатов комитетов заместитель министра финансов Роман Ермоличев подчеркивает, что неравные условия в оплате труда действительно появились согласно заключительным положениям закона о госбюджете на 2024 год.

«Если бы народные депутаты не защитили так аппарат, таких перекосов в оплате труда работников аппаратов с другими государственными служащими не было бы. Зарплату народного депутата устанавливает непосредственно парламент. Тема повышения зарплаты для нардепов действительно непопулярна в обществе. Люди обычно сравнивают свои доходы и доходы политиков, конечно, не в свою пользу. Это вызывает негодование. Если есть консенсус в Верховной Раде о необходимости повысить зарплаты нардепов, следует принять изменения в бюджет. Также стоит понимать, что, когда мы говорим о текущем бюджете, нужен источник, откуда будем брать средства. Правительство не вмешивается в этот вопрос, потому что это сугубо политическое решение народных депутатов. Возможно, в бюджет на следующий год можно будет заложить бóльшую зарплату, когда стабилизируется экономическое состояние. Но и для этого понадобится политический консенсус и четкое понимание источников, из которых будут покрыты такие расходы. Тема повышения зарплаты в Верховной Раде была непопулярной во все времена, а во время военного положения это ощущается особенно остро», — поясняет заместитель министра.

Государство должно провести реформу госслужбы, чтобы заработная плата и премии были не просто в пропорции 70 на 30%. Доход должен отвечать уровню ответственности и сложности задач, которые выполняет госслужащий. Все это должно быть четко зафиксировано в базовом законе, которым нужно внедрить систему классификации зарплат и должностей.

И не могут народные депутаты создавать уникальные условия под Аппарат Верховной Рады, потому что это деформирует условия оплаты труда во всем секторе государственной службы. Игра в популизм с зарплатами нардепов в парламенте может очень дорого стоить всей стране.

Источник материала
loader