В Верховную Раду подали на рассмотрение законопроект № 12374-д "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усилении институционной способности Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений, и совершенствования механизмов управления активами". Он содержит предложения, которые могут уничтожить инструмент мониторинга образа жизни чиновников (МОЖ), сообщают в Национальном агентстве по предотвращению коррупции (НАПК).
Отмечается, что вскоре депутаты рассмотрят поправки, которые существенно ограничат Агентство в возможностях проверки законности состояния чиновников. В связи с этим НАПК призывает парламентариев сохранить инструмент, доказавший свою эффективность в борьбе с коррупцией.
Указывается, что изменения, предложенные в законопроекте, усложнят проверку сомнительных активов должностных лиц. В частности, они сделают невозможным анализ активов, полученных до публичной службы, а также создадут риски, позволяющие указывать в декларациях отсутствующие активы для их дальнейшей легализации. Так, депутаты собираются рассмотреть следующие предложенные изменения:
- Период МОЖ ограничить лишь временем пребывания должностного лица в статусе декларанта, из-за чего невозможно будет оценить законность состояния, приобретенного ранее. Таким образом происхождение активов смогут объяснять законными доходами до начала публичной службы, что создаст риск узаконивания необоснованных активов и отсутствия ответственности после окончания службы.
- Ограничить осуществление МОЖ в отношении декларанта и его семьи. Это позволит коррумпированным чиновникам оформлять активы на третьих лиц и сделать невозможным их выявление.
- Ограничить сроки осуществления МОЖ тремя месяцами. В НАПК подчеркнули, что мониторинг требует времени для анализа большого объема данных, осуществления международных запросов и детального анализа финансовых документов. В частности, простой мониторинг образа жизни может занять шесть месяцев, а в сложных случаях — больше года. Из-за этого предложения эффективное выявление коррупции станет невозможным.
"По результатам работы НАПК по направлению МОЖ 61 материал на 231,56 млн грн направлен в САП для подачи исков в ВАКС, еще 30,95 млн грн уже взыскано в доход государства. В общей сложности сумма необоснованных активов и незаконного обогащения по результатам МОЖ, осуществленных НАПК, составили НАЗ5, по НАЗ5, составили НАЗ5, составили 1,5 млрд грн", — отметили в НАПК.
В Агентстве подчеркнули, что предложенные изменения направлены на ограничение исключительно их полномочий. Однако другим правоохранительным органам не собираются ограничивать сбор доказательств необоснованности активов.
Также с заявлением выступил Общественный совет при НАПК вместе с общественными организациями. Они призывают депутатов отклонить правки в законопроекте о реформе АРМА. В своем заявлении они поддержали принятие законопроекта № 12374-д, являющегося частью обязательств Украины перед ЕС, но указали, что отдельные правки, внесенные во второе чтение, выходят за пределы предмета закона и прямо угрожают эффективности НАПК.
"Комитетом Верховной Рады Украины по антикоррупционной политике была утверждена правка № 886 (авторы Александр Ткаченко и Антонина Славицкая), которая вносит изменения в Закон "О предотвращении коррупции" и касается процесса проведения мониторинга образа жизни, который является исключительной компетенцией НАПК и никоим образом не касается деятельности АРМА", — говорится в заявлении
Также в законопроекте есть ряд поправок от депутатов фракции "Батьківщина", Сергея Власенко и Юлии Тимошенко. Их правки освобождают должностных лиц от ответственности за ложные декларации. Общественный совет при НАПК подчеркнул, что изменения, касающиеся деятельности Агентства, должны происходить после обсуждения с участием представителей НАПК, а не из-за исключительных правок.
Таким образом, депутатов призывают:
- Отклонить правки, уничтожающие проведение МОЖ и не относящиеся к сути законопроекта.
- Принять законопроект № 12374-д после исключения из него норм, касающихся полномочий НАПК.
Напомним, в прошлом году НАПК выявило в декларациях недостоверные сведения на 3,8 млрд грн, признаки незаконного обогащения на 192,1 млн грн и необоснованность активов более чем на 47 млн грн. В частности, признаки незаконного обогащения и необоснованности активов были обнаружены в декларациях бывшего уполномоченного ВРУ по правам человека и экс-начальника управления внутренней безопасности Государственной фискальной службы в Киевской области.