Парламент призывают сохранить инструмент мониторинга образа жизни чиновников
Парламент призывают сохранить инструмент мониторинга образа жизни чиновников

Парламент призывают сохранить инструмент мониторинга образа жизни чиновников

Парламент призывают сохранить инструмент мониторинга образа жизни чиновников

Предложенные правки могут уничтожить МОЖ, доказавший свою эффективность в борьбе с коррупцией.

В Верховную Раду подали на рассмотрение законопроект № 12374-д "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усилении институционной способности Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений, и совершенствования механизмов управления активами". Он содержит предложения, которые могут уничтожить инструмент мониторинга образа жизни чиновников (МОЖ), сообщают в Национальном агентстве по предотвращению коррупции (НАПК).

Отмечается, что вскоре депутаты рассмотрят поправки, которые существенно ограничат Агентство в возможностях проверки законности состояния чиновников. В связи с этим НАПК призывает парламентариев сохранить инструмент, доказавший свою эффективность в борьбе с коррупцией.

Указывается, что изменения, предложенные в законопроекте, усложнят проверку сомнительных активов должностных лиц. В частности, они сделают невозможным анализ активов, полученных до публичной службы, а также создадут риски, позволяющие указывать в декларациях отсутствующие активы для их дальнейшей легализации. Так, депутаты собираются рассмотреть следующие предложенные изменения:

  • Период МОЖ ограничить лишь временем пребывания должностного лица в статусе декларанта, из-за чего невозможно будет оценить законность состояния, приобретенного ранее. Таким образом происхождение активов смогут объяснять законными доходами до начала публичной службы, что создаст риск узаконивания необоснованных активов и отсутствия ответственности после окончания службы.
  • Ограничить осуществление МОЖ в отношении декларанта и его семьи. Это позволит коррумпированным чиновникам оформлять активы на третьих лиц и сделать невозможным их выявление.
  • Ограничить сроки осуществления МОЖ тремя месяцами. В НАПК подчеркнули, что мониторинг требует времени для анализа большого объема данных, осуществления международных запросов и детального анализа финансовых документов. В частности, простой мониторинг образа жизни может занять шесть месяцев, а в сложных случаях — больше года. Из-за этого предложения эффективное выявление коррупции станет невозможным.

"По результатам работы НАПК по направлению МОЖ 61 материал на 231,56 млн грн направлен в САП для подачи исков в ВАКС, еще 30,95 млн грн уже взыскано в доход государства. В общей сложности сумма необоснованных активов и незаконного обогащения по результатам МОЖ, осуществленных НАПК, составили НАЗ5, по НАЗ5, составили НАЗ5, составили 1,5 млрд грн", — отметили в НАПК.

В Агентстве подчеркнули, что предложенные изменения направлены на ограничение исключительно их полномочий. Однако другим правоохранительным органам не собираются ограничивать сбор доказательств необоснованности активов.

Также с заявлением выступил Общественный совет при НАПК вместе с общественными организациями. Они призывают депутатов отклонить правки в законопроекте о реформе АРМА. В своем заявлении они поддержали принятие законопроекта № 12374-д, являющегося частью обязательств Украины перед ЕС, но указали, что отдельные правки, внесенные во второе чтение, выходят за пределы предмета закона и прямо угрожают эффективности НАПК.

"Комитетом Верховной Рады Украины по антикоррупционной политике была утверждена правка № 886 (авторы Александр Ткаченко и Антонина Славицкая), которая вносит изменения в Закон "О предотвращении коррупции" и касается процесса проведения мониторинга образа жизни, который является исключительной компетенцией НАПК и никоим образом не касается деятельности АРМА", — говорится в заявлении

Также в законопроекте есть ряд поправок от депутатов фракции "Батьківщина", Сергея Власенко и Юлии Тимошенко. Их правки освобождают должностных лиц от ответственности за ложные декларации. Общественный совет при НАПК подчеркнул, что изменения, касающиеся деятельности Агентства, должны происходить после обсуждения с участием представителей НАПК, а не из-за исключительных правок.

Таким образом, депутатов призывают:

  • Отклонить правки, уничтожающие проведение МОЖ и не относящиеся к сути законопроекта.
  • Принять законопроект № 12374-д после исключения из него норм, касающихся полномочий НАПК.

Напомним, в прошлом году НАПК выявило в декларациях недостоверные сведения на 3,8 млрд грн, признаки незаконного обогащения на 192,1 млн грн и необоснованность активов более чем на 47 млн грн. В частности, признаки незаконного обогащения и необоснованности активов были обнаружены в декларациях бывшего уполномоченного ВРУ по правам человека и экс-начальника управления внутренней безопасности Государственной фискальной службы в Киевской области.

Источник материала
loader
loader