Скрытые резервы. Заправочные сети раскрывают свой налоговый потенциал
Скрытые резервы. Заправочные сети раскрывают свой налоговый потенциал

Скрытые резервы. Заправочные сети раскрывают свой налоговый потенциал

Скрытые резервы. Заправочные сети раскрывают свой налоговый потенциал

Среди всех проблемных рынков заправочные сети демонстрируют самый обнадеживающий рост уплаты налогов. И чем больше они платят, тем все больше приходит понимание того, что до 2022 года этим вопросом вообще никто в налоговой службе не заморачивался. Секрет оказался прост — открытые данные. Точнее, приоткрытые. Эта проблема сохраняется до сих пор, например, у потребителя сегодня нет возможности убедиться, легально работает АЗС или нет?

В первом полугодии 2025-го уплата операционных налогов (без налогов на импорт) первой десяткой крупнейших сетей по количеству АЗС выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ровно на треть — до 6,238 млрд грн (см. Инфографика 1).

Экономическая экспертная платформа

Ключевыми драйверами роста остаются налог на прибыль и зарплатные налоги — НДФЛ, ЕСВ, военный сбор. Соответственно, они же указывают и на наиболее проблемные места в прошлом, когда абсолютное большинство АЗС почему-то не имело задекларированных прибылей, а зарплаты колебались вблизи установленных государством минималок.

Необходимо также обратить внимание на военный сбор, который в конце прошлого года был повышен с 1,5 до 5%. Но его уплата сетями увеличилась намного существеннее: с 77 млн до 344 млн грн (здесь и далее сравнение первого полугодия 2025 года с первым полугодием 2024-го).

Прибыль ниоткуда

Прекрасный новый мир, где все платят налог на прибыль (НнП), показывает инфографика 2. Новые краски появились благодаря норме об авансовой уплате НнП, заработавшей с декабря 2024 года. Налоговая служба расписалась в невозможности контролировать адекватное начисление и уплату этого налога, поэтому по факту обязала всех платить одинаковый минимальный взнос (30–60 тыс. грн в месяц в зависимости от структуры продаж горючего на АЗС).

Экономическая экспертная платформа

Как и ожидалось, большинство сетей решили платить минимально установленные для стандартной АЗС 60 тыс. грн в месяц. Но еще не вечер, потому что и раньше некоторые крупные сети, как, например, UPG, сводились по налогу на прибыль в конце года.

Сейчас результат следующий: в целом уплата НнП выросла на 25%, до 1,229 млрд грн. Но чтобы в полной мере оценить масштаб изменений, исключим ОККО, WOG и BVS, которые и раньше платили повышенный НнП без принуждения. И тогда мы увидим, что поступления этого налога от остальных операторов выросли в шесть раз — с 111 млн до 664 млн грн.

По-прежнему появляются уже те, кому такие цифры не очень нравятся, поэтому звучат призывы к законодателям отменить или смягчить норму.

Скрытые резервы

Не менее контрастно выглядит налоговая динамика в разрезе отдельных сетей. Здесь все по классике — отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Единственное, что сети находятся на разных стадиях.

Традиционный середнячок налоговых рейтингов в прошлом, в этом году UPG бежит первой (см. Инфографика 3). Произошло это благодаря увеличению уплаты всех без исключения налогов, сумма которых выросла с 495 млн до 678 млн грн, или на 37%. Потенциал роста еще есть, ведь сеть платит базовый НнП, хотя является намного более прибыльной, что обычно показывала в конце года.

Экономическая экспертная платформа

Но основная интрига состоит в результатах мегарасширения UPG за счет постепенного поглощения заправок ANP/«Авиас» Игоря Коломойского. На сегодняшний день получено разрешение на аренду с дальнейшим выкупом на более чем 200 АЗС, в то время как фирменная сеть насчитывает 82 комплекса. В сентябре первые перебрендированные объекты начали работу в Киеве и области. Эти станции должны придать мощный налоговый импульс показателям UPG: они априори не будут иметь больших продаж, а высокие официальные зарплаты и авансовый НнП сделают налоговую нагрузку на литр большей. В самой UPG уже посчитали, что только 34 АЗК в столице и области до конца года заплатят около 100 млн грн налогов.

Пресс-служба UPG

Очень болезненным, но показательным является постепенный выход из «тени» группы «Параллель» Александра Дубинина (включает сети МОТТО, «Прайм» и собственно «Параллель»). В этом году ее показатель налогов на литр вырос вдвое и почти достиг уровня лидеров. Но, как говорят, произошло это не от хорошей жизни.

Во-первых, группа была вынуждена платить авансовый НнП: если за первое полугодие 2024 года сеть уплатила 6 млн грн, то в 2025-м — 51 млн грн. Почти вдвое — с 28 млн до 50 млн грн — выросли отчисления зарплатных налогов (НДФЛ и ЕСВ). Во-вторых, показатель на литр растет из-за… уменьшения количества проданных литров: по сравнению с прошлым годом продажи «Параллели» и ее сателлитов упали почти в полтора раза, до средних 1800 л в сутки. Это минимальный показатель по ТОП-10, по крайней мере официально.

Характерно, что такими темпами «Параллель» вскоре вообще может возглавить рейтинг по показателю налогов на литр. Потенциал кроется в низких официальных зарплатах: по данным парламентской комиссии, во втором квартале 2025 года средний оклад по «Параллели» составлял 15762 грн/мес. По МОТТО — 9209 грн. Озвученная Дубининым средняя зарплата на уровне 20 тыс. грн была зафиксирована только в главной конторе — ООО « Параллель-М», где работают 390 человек, или 24% от общей численности по группе. Подтягивание всей системы до такого уровня официальных окладов однозначно выведет «Параллель» в лидеры налогового рейтинга.

Даже еще большую динамику, чем «параллельная», демонстрирует KLO. За полгода она уплатила 205 млн грн налогов против 112 млн в прошлом году. Точки роста те же: НнП увеличился вдвое, зарплатные налоги — в 2,6 раза. Вроде бы все неплохо, но продолжает обращать на себя внимание низкий оклад — 16700 грн/мес. и место во второй половине рейтинга по этому показателю. Да, за год оклад повысился вдвое, но сложно представить, что кто-то в столичном регионе готов работать за 12800 грн/мес. (выплата после налогов). Были ожидания дальнейших рекордов KLO из-за слияния с ОККО, но, по последним данным, проект поставлен на паузу.

Почти синхронно идут второй год подряд WOG и AMIC. И если для второй увеличение общей уплаты налогов на 76% и налоговой нагрузки на литр в 1,5 раза за год можно считать настоящим скачком, то для WOG ситуация иная. Эта сеть продает с каждой АЗС почти втрое больше AMIC, и по формату и мощности ее нужно сравнивать с ОККО — ключевым конкурентом. И если ОККО платила в первом полугодии 3,40 грн налогов с литра, то WOG — почему-то только 2,60 грн. Почему бизнес Степана Ивахива платит намного меньше, чем бизнес Виталия Антонова, этот вопрос снова на повестке дня.

Общая причина понятна: если судить по уплате НнП, то в 2025 году прибыльность АЗС WOG вдвое меньше ОККО. И это уже прогресс, ведь в прошлом году разница составляла почти четыре раза. Как такое может быть в двух сетях с одинаковыми ценами и идентичной структурой продаж? Очевидно, одна из причин — большая доля «безнала» в WOG, известной мегалояльными ценами для корпоративных клиентов. На протяжении последнего года сеть выиграла несколько государственных тендеров с ценой меньше оптовой. Также в этом году волыняне несколько потеряли продажи, в то время как галичане нарастили. Но это вряд ли может объяснить вдвое меньшую прибыль. Следовательно, как и год назад, снова вынуждены констатировать наличие немалого налогового потенциала у WOG.

Но самое странное видеть WOG в одной категории с БРСМ. Кто не в курсе, сеть Андрея Бибы — вечный и, казалось бы, принципиальный налоговый аутсайдер. Но в 2025-м она смогла наконец по-хорошему удивить. За год втрое выросли как показатель налогов на литр (с 0,77 до 2,59 грн/л), так и общая уплата налогов — с 202 млн до 615 млн грн. Вертикальный взлет буквально по всем позициям: НнП — в четыре с половиной раза, зарплатные налоги — в два раза, НДС — почти в пять раз. Официальные оклады повысились за год с 9500 до 20200 грн/мес. (см. Инфографика 4). Можно только представить, как это было сложно, но браво, Андрей Васильевич! Ждем новых высот.

Экономическая экспертная платформа

«Укрнафта» представлена в нашем рейтинге бывшими сетями Shell и Glusco, первую из которых государственная компания приобрела, а вторую получила в управление от АРМА. Тут без неожиданностей: место среди лидеров, потому что играть с налогами нет никакого резона. На самом деле «Укрнафта» рисует новый средний индикатив, который, очевидно, уже перевалил за 3 грн/л.

***

Все без исключения крупнейшие сети АЗС увеличили налоговые выплаты в этом году. Результат, который не может не радовать. Впрочем, успокаиваться рано. В частности, привлекает все большее внимание сеть нелегальных АЗС, или так называемых бочек, которые получают все больше преимуществ на фоне растущей налоговой дисциплины в отрасли. Нефтегазовая ассоциация летом насчитала 428 АЗС с признаком нелегальности, но в целом таких станций значительно больше.

«Это компетенция Бюро экономической безопасности и Нацполиции, которые почему-то не замечают такого позорного явления (нелегальных АЗС.С.К.). Государственная налоговая служба также должна усилить контроль над соблюдением налогового законодательства», — заявил глава комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.

Есть также проблема с контролем над станциями с лицензиями. Одним из двух драйверов роста стало введение авансовой уплаты налога на прибыль предприятий, который платится на каждую лицензию на розничную торговлю топливом. Абсурдность ситуации в том, что реестр лицензий закрыт решением Кабмина на период действия военного положения. Следовательно, ни наблюдатели, ни потребители топлива сейчас не могут убедиться в легальности АЗС. Какую военную тайну представляют объекты, стоящие на улицах, обозначенные на Гугл-картах, сайтах и в приложениях топливных операторов, — неизвестно. Соответственно, и определить нелегальные объекты или поддельные лицензии невозможно. Открытие базы лицензий — необходимый шаг, который не несет никаких угроз, но очень тормозит дальнейшее повышение прозрачности рынка.

Источник материала
loader