Среди всех проблемных рынков заправочные сети демонстрируют самый обнадеживающий рост уплаты налогов. И чем больше они платят, тем все больше приходит понимание того, что до 2022 года этим вопросом вообще никто в налоговой службе не заморачивался. Секрет оказался прост — открытые данные. Точнее, приоткрытые. Эта проблема сохраняется до сих пор, например, у потребителя сегодня нет возможности убедиться, легально работает АЗС или нет?
В первом полугодии 2025-го уплата операционных налогов (без налогов на импорт) первой десяткой крупнейших сетей по количеству АЗС выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ровно на треть — до 6,238 млрд грн (см. Инфографика 1).
Ключевыми драйверами роста остаются налог на прибыль и зарплатные налоги — НДФЛ, ЕСВ, военный сбор. Соответственно, они же указывают и на наиболее проблемные места в прошлом, когда абсолютное большинство АЗС почему-то не имело задекларированных прибылей, а зарплаты колебались вблизи установленных государством минималок.
Необходимо также обратить внимание на военный сбор, который в конце прошлого года был повышен с 1,5 до 5%. Но его уплата сетями увеличилась намного существеннее: с 77 млн до 344 млн грн (здесь и далее сравнение первого полугодия 2025 года с первым полугодием 2024-го).
Прибыль ниоткуда
Прекрасный новый мир, где все платят налог на прибыль (НнП), показывает инфографика 2. Новые краски появились благодаря норме об авансовой уплате НнП, заработавшей с декабря 2024 года. Налоговая служба расписалась в невозможности контролировать адекватное начисление и уплату этого налога, поэтому по факту обязала всех платить одинаковый минимальный взнос (30–60 тыс. грн в месяц в зависимости от структуры продаж горючего на АЗС).
Как и ожидалось, большинство сетей решили платить минимально установленные для стандартной АЗС 60 тыс. грн в месяц. Но еще не вечер, потому что и раньше некоторые крупные сети, как, например, UPG, сводились по налогу на прибыль в конце года.
Сейчас результат следующий: в целом уплата НнП выросла на 25%, до 1,229 млрд грн. Но чтобы в полной мере оценить масштаб изменений, исключим ОККО, WOG и BVS, которые и раньше платили повышенный НнП без принуждения. И тогда мы увидим, что поступления этого налога от остальных операторов выросли в шесть раз — с 111 млн до 664 млн грн.
По-прежнему появляются уже те, кому такие цифры не очень нравятся, поэтому звучат призывы к законодателям отменить или смягчить норму.
Скрытые резервы
Не менее контрастно выглядит налоговая динамика в разрезе отдельных сетей. Здесь все по классике — отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Единственное, что сети находятся на разных стадиях.
Традиционный середнячок налоговых рейтингов в прошлом, в этом году UPG бежит первой (см. Инфографика 3). Произошло это благодаря увеличению уплаты всех без исключения налогов, сумма которых выросла с 495 млн до 678 млн грн, или на 37%. Потенциал роста еще есть, ведь сеть платит базовый НнП, хотя является намного более прибыльной, что обычно показывала в конце года.
Но основная интрига состоит в результатах мегарасширения UPG за счет постепенного поглощения заправок ANP/«Авиас» Игоря Коломойского. На сегодняшний день получено разрешение на аренду с дальнейшим выкупом на более чем 200 АЗС, в то время как фирменная сеть насчитывает 82 комплекса. В сентябре первые перебрендированные объекты начали работу в Киеве и области. Эти станции должны придать мощный налоговый импульс показателям UPG: они априори не будут иметь больших продаж, а высокие официальные зарплаты и авансовый НнП сделают налоговую нагрузку на литр большей. В самой UPG уже посчитали, что только 34 АЗК в столице и области до конца года заплатят около 100 млн грн налогов.
Очень болезненным, но показательным является постепенный выход из «тени» группы «Параллель» Александра Дубинина (включает сети МОТТО, «Прайм» и собственно «Параллель»). В этом году ее показатель налогов на литр вырос вдвое и почти достиг уровня лидеров. Но, как говорят, произошло это не от хорошей жизни.
Во-первых, группа была вынуждена платить авансовый НнП: если за первое полугодие 2024 года сеть уплатила 6 млн грн, то в 2025-м — 51 млн грн. Почти вдвое — с 28 млн до 50 млн грн — выросли отчисления зарплатных налогов (НДФЛ и ЕСВ). Во-вторых, показатель на литр растет из-за… уменьшения количества проданных литров: по сравнению с прошлым годом продажи «Параллели» и ее сателлитов упали почти в полтора раза, до средних 1800 л в сутки. Это минимальный показатель по ТОП-10, по крайней мере официально.
Характерно, что такими темпами «Параллель» вскоре вообще может возглавить рейтинг по показателю налогов на литр. Потенциал кроется в низких официальных зарплатах: по данным парламентской комиссии, во втором квартале 2025 года средний оклад по «Параллели» составлял 15762 грн/мес. По МОТТО — 9209 грн. Озвученная Дубининым средняя зарплата на уровне 20 тыс. грн была зафиксирована только в главной конторе — ООО « Параллель-М», где работают 390 человек, или 24% от общей численности по группе. Подтягивание всей системы до такого уровня официальных окладов однозначно выведет «Параллель» в лидеры налогового рейтинга.
Даже еще большую динамику, чем «параллельная», демонстрирует KLO. За полгода она уплатила 205 млн грн налогов против 112 млн в прошлом году. Точки роста те же: НнП увеличился вдвое, зарплатные налоги — в 2,6 раза. Вроде бы все неплохо, но продолжает обращать на себя внимание низкий оклад — 16700 грн/мес. и место во второй половине рейтинга по этому показателю. Да, за год оклад повысился вдвое, но сложно представить, что кто-то в столичном регионе готов работать за 12800 грн/мес. (выплата после налогов). Были ожидания дальнейших рекордов KLO из-за слияния с ОККО, но, по последним данным, проект поставлен на паузу.
Почти синхронно идут второй год подряд WOG и AMIC. И если для второй увеличение общей уплаты налогов на 76% и налоговой нагрузки на литр в 1,5 раза за год можно считать настоящим скачком, то для WOG ситуация иная. Эта сеть продает с каждой АЗС почти втрое больше AMIC, и по формату и мощности ее нужно сравнивать с ОККО — ключевым конкурентом. И если ОККО платила в первом полугодии 3,40 грн налогов с литра, то WOG — почему-то только 2,60 грн. Почему бизнес Степана Ивахива платит намного меньше, чем бизнес Виталия Антонова, этот вопрос снова на повестке дня.
Общая причина понятна: если судить по уплате НнП, то в 2025 году прибыльность АЗС WOG вдвое меньше ОККО. И это уже прогресс, ведь в прошлом году разница составляла почти четыре раза. Как такое может быть в двух сетях с одинаковыми ценами и идентичной структурой продаж? Очевидно, одна из причин — большая доля «безнала» в WOG, известной мегалояльными ценами для корпоративных клиентов. На протяжении последнего года сеть выиграла несколько государственных тендеров с ценой меньше оптовой. Также в этом году волыняне несколько потеряли продажи, в то время как галичане нарастили. Но это вряд ли может объяснить вдвое меньшую прибыль. Следовательно, как и год назад, снова вынуждены констатировать наличие немалого налогового потенциала у WOG.
Но самое странное видеть WOG в одной категории с БРСМ. Кто не в курсе, сеть Андрея Бибы — вечный и, казалось бы, принципиальный налоговый аутсайдер. Но в 2025-м она смогла наконец по-хорошему удивить. За год втрое выросли как показатель налогов на литр (с 0,77 до 2,59 грн/л), так и общая уплата налогов — с 202 млн до 615 млн грн. Вертикальный взлет буквально по всем позициям: НнП — в четыре с половиной раза, зарплатные налоги — в два раза, НДС — почти в пять раз. Официальные оклады повысились за год с 9500 до 20200 грн/мес. (см. Инфографика 4). Можно только представить, как это было сложно, но браво, Андрей Васильевич! Ждем новых высот.
«Укрнафта» представлена в нашем рейтинге бывшими сетями Shell и Glusco, первую из которых государственная компания приобрела, а вторую получила в управление от АРМА. Тут без неожиданностей: место среди лидеров, потому что играть с налогами нет никакого резона. На самом деле «Укрнафта» рисует новый средний индикатив, который, очевидно, уже перевалил за 3 грн/л.
***
Все без исключения крупнейшие сети АЗС увеличили налоговые выплаты в этом году. Результат, который не может не радовать. Впрочем, успокаиваться рано. В частности, привлекает все большее внимание сеть нелегальных АЗС, или так называемых бочек, которые получают все больше преимуществ на фоне растущей налоговой дисциплины в отрасли. Нефтегазовая ассоциация летом насчитала 428 АЗС с признаком нелегальности, но в целом таких станций значительно больше.
«Это компетенция Бюро экономической безопасности и Нацполиции, которые почему-то не замечают такого позорного явления (нелегальных АЗС. — С.К.). Государственная налоговая служба также должна усилить контроль над соблюдением налогового законодательства», — заявил глава комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.
Есть также проблема с контролем над станциями с лицензиями. Одним из двух драйверов роста стало введение авансовой уплаты налога на прибыль предприятий, который платится на каждую лицензию на розничную торговлю топливом. Абсурдность ситуации в том, что реестр лицензий закрыт решением Кабмина на период действия военного положения. Следовательно, ни наблюдатели, ни потребители топлива сейчас не могут убедиться в легальности АЗС. Какую военную тайну представляют объекты, стоящие на улицах, обозначенные на Гугл-картах, сайтах и в приложениях топливных операторов, — неизвестно. Соответственно, и определить нелегальные объекты или поддельные лицензии невозможно. Открытие базы лицензий — необходимый шаг, который не несет никаких угроз, но очень тормозит дальнейшее повышение прозрачности рынка.