Виталий Бала. Популярность Буданова и Малюка приносят в жертву ради политического выживания Банковой
Виталий Бала. Популярность Буданова и Малюка приносят в жертву ради политического выживания Банковой

Виталий Бала. Популярность Буданова и Малюка приносят в жертву ради политического выживания Банковой

Начало 2026 года ознаменовалось масштабной «кадровой революцией» в высших эшелонах украинской власти, которая всколыхнула политикум и общество. Президент Владимир Зеленский осуществил ряд резонансных ротаций: многолетний глава ГУР Кирилл Буданов возглавил Офис Президента, а Василий Малюк покинул пост главы СБУ, перейдя на работу над «асимметричными операциями». На фоне этих изменений продолжается обсуждение перехода Михаила Федорова в Министерство обороны и назначения Дениса Шмыгаля министром энергетики. Власть аргументирует эти шаги необходимостью усиления технологичности армии и стабилизации энергетического сектора. Однако такие радикальные перестановки в силовом блоке во время активных боевых действий вызывают немало вопросов относительно их истинной цели и последствий для фронта.

Интернет-издание From-UA попросило прокомментировать эти кадровые решения известного политтехнолога, директора Агентства моделирования ситуаций Виталия Балу, поставив вопрос о том, что изменят эти перестановки и не приведет ли это к ослаблению силовых структур:

— Я дал название всем этим действиям, которые сейчас начал предпринимать Зеленский — и в конце прошлого года, когда он начал говорить о выборах, о том, что он готов, о безопасности, о рабочей группе и все такое прочее. То есть, это был такой первый этап, который я называю «план спасения рядового Зеленского». Сейчас мы наблюдаем второй этап.

Все это, с моей точки зрения, направлено именно на предстоящие выборы. Речь идет о зачистке политического поля. Это касается, в первую очередь, Кирилла Буданова. Первым был Валерий Залужный, вы помните. Но когда его отправили послом, оказалось, что это на 100% не сработало — он все равно выигрывает выборы по опросам. Затем появился Буданов. И опять же, злые языки говорят (не знаю, насколько это правда), что президент месяц уговаривал Буданова на переход. Судя по тому, что его заместитель не был назначен вместо него в ГУР, и что Буданов сохранил свое влияние на разведку, это также свидетельствует о том, что там уже 1:0 в пользу Зеленского.

Я думаю, что на самом деле, хотя сейчас много разговоров о плане «Преемник», этот сценарий где-то очень далек. Вероятность этого я не исключаю, но, скорее всего, это входит в общий «план спасения рядового Зеленского». Цель в том, чтобы Буданов положил свой рейтинг, популярность и доверие в жертву ради уменьшения токсичности Офиса президента. Поскольку эта токсичность уже начала переходить непосредственно на Зеленского, они хотят, чтобы президент остался «белым и пушистым».

Это делается в первую очередь ради политики. Потому что когда звучат объяснения, мол, «это чтобы усилить его, потому что он переговорщик» — у нас есть целое Министерство иностранных дел. Даже Сергея Кислицу перевели, он на самом деле будет заниматься этими переговорами. Это что касается Буданова.

Василий Малюк также оказался очень популярным на должности в СБУ. Есть вопросы по внутреннему треку. Там как раз больше Александром Покладом этим занимался, которого хотят сделать главой ведомства (но пока, наверное, не очень удается) на место Малюка. Это все как раз направлено на выборы, потому что Малюк имел определенные границы, которые он внутри страны не переходил (мы понимаем, о чем говорим).

Обратите внимание: все, кто более или менее популярен — и именно это демонстрирует, почему у меня нет оптимизма — те, кто имел определенные достижения или даже успехи, такие как Буданов или Малюк, их почему-то снимают с должностей. А к тем, к кому есть серьезные вопросы — я имею в виду Александра Сырского, имею в виду министра внутренних дел — с ними все хорошо. Потому что они лояльны на 200%, и во-вторых — у них рейтинг поддержки, мягко говоря, «такой себе».

Именно социология, хотя во время войны она не является основным критерием, дает оценку деятельности. Она демонстрирует уровень доверия и отношение к возможным выборам. И вся кадровая политика Зеленского, которая, по моему мнению, является худшей с 1991 года, это подтверждает. У нас почти все руководители имеют отрицательный рейтинг — причем антирейтинг составляет от 50% до 70%. Это результат их деятельности. И все эти люди остаются на своих местах. Включая Шмыгаля, который в свое время на посту премьер-министра имел уровень «полностью доверяю» всего на уровне 3,7%. Понимаете?

Эти люди остаются, а тех, кто объединяет украинский народ с точки зрения мотивации, кто делает нужные вещи именно на войне, этих людей убирают. Это абсолютно ненормальная ситуация.

А зачем Буданову Офис Президента или зачем Офису Президента Буданов?

— Ну, об ОП я уже сказал: зачем Зеленскому Буданов — для того, чтобы решить свои политические вопросы. А зачем это самому Буданову? Я не знаю. Возможно, план «Преемник» тоже обсуждался. Если у Буданова есть такие амбиции, то это исключать нельзя. Но первые действия, когда Олег Иващенко назначен вместо Буданова (а с ним, говорят, не очень хорошие отношения), демонстрируют, что есть определенные нюансы.

Возможно, Буданов рассчитывает, что он переиграет оппонентов в этой игре. Я надеюсь, он понимает, куда он влез и для чего все это делается. Посмотрим. Но опять же, только он может объяснить, почему принял такое решение. Мы можем гадать что угодно, выдвигать теории, но на самом деле все может быть совсем по-другому и не иметь ничего общего с нашими предположениями.

Кстати, в Минобороны переходит Михаил Федоров

— Ну, он еще никуда не перешел, за него еще Верховная Рада не голосовала. Но это тоже будет лакмусовой бумажкой в отношении того, кто сейчас сидит в парламенте. Я не говорю, что Федоров хуже Шмыгаля, но, опять же, это нонсенс — назначать на должность министра обороны айтишника, который даже в армии не служил. И все это происходит во время войны!

Все эти сказки о «технологичности войны» — это же и без Федорова делает куча людей, он там не является незаменимым. Я имею в виду производство дронов — это совсем не Федоров лично делает все эти вещи.

Поэтому в этой ситуации вспомните: когда снимали Залужного, объяснение было — «нам нужно наступать». В итоге мы потеряли только за 2025 год 4669 квадратных километров территории. Так мы с Сырским «наступаем». Поэтому, когда говорят о Федорове и какой-то «технологичности», или о том, что Шмыгаля сейчас бросают на энергетику — с моей точки зрения, речь идет о деньгах, потому что это самый большой бюджет.

Источник материала
loader
loader