​Затронет ли "деолигар­хизация" Зеленского всех олигархов в равной степени?/Борьба может пройти мимо Игоря Коломойского
​Затронет ли "деолигар­хизация" Зеленского всех олигархов в равной степени?/Борьба может пройти мимо Игоря Коломойского

​Затронет ли "деолигар­хизация" Зеленского всех олигархов в равной степени?/Борьба может пройти мимо Игоря Коломойского

Многие эксперты, изучающие ситуацию в Украине, были полны скептицизма, когда Владимир Зеленский одержал убедительную победу на президентских выборах в стране. Несмотря на то, что Зеленский позиционировал себя как политического аутсайдера, стремящегося сломить власть коррумпированной олигархической элиты, кампания Зеленского во многом зависела от поддержки Игоря Коломойского – вероятно, самого противоречивого олигарха Украины. Об этом идет речь в статье ДЭВИДА КЛАРКА (David Clark) для Atlantic Counsil.

Во время своей предвыборной кампании Владимир Зеленский назначил личного юриста Коломойского своим советником, а также неоднократно ездил за границу для переговоров с находящимся на тот момент в изгнании Коломойским. При этом, Зеленский активно пользовался поддержкой медиаимперии олигарха. Неудивительно, что многие рассматривали Зеленского как кандидата Коломойского.

Несмотря на новую волну "деолигархизации"со стороны Зеленского – который пытается повысить свою слабеющую популярность – за последние два года так и не произошло ничего, что бы изменило восприятие Зеленского как человека Коломойского.

Невзирая на то, что Коломойский был внесен в санкционный список США в начале этого года из-за обвинений в коррупции, в Украине он, по всей видимости, остается неприкасаемым. Хотя олигарх так и не восстановил контроль над ПриватБанком, национализированным в 2016 году после предполагаемого мошенничества и пропажи 5,5 миллиардов долларов с баланса банка, Зеленский также не смог вернуть эти активы, как того требует МВФ.

В то же время, чиновники, представлявшие угрозу интересам Коломойского, были сняты со своих должностей. Например, генеральный прокурор Руслан Рябошапка, который вел расследование в отношении олигарха, а также председатель Национального банка Украины (НБУ) Яков Смолий. Первый премьер-министр Зеленского Алексей Гончарук был отправлен в отставку после попытки ослабить контроль Коломойского над государственной компанией по электроэнергии.

В феврале 2021 года появились новые намеки на продолжающиеся личные связи президента с олигархом. Владимир Зеленский тогда нарушил ограничения, связанные с пандемией коронавируса COVID-19, чтобы отпраздновать свой день рождения на частной вечеринке в доме соратника Коломойского Тимура Миндича.

Судя по действиям Зеленского на посту президента Украины, его подход к противодействию влиянию олигархов может считаться в лучшем случае выборочным. Законопроект, который составляет основу его недавно обнародованного плана по деолигархизации, содержит определение "олигарха" – охватывающее богатство, влияние и владение активами – которое, как некоторые подозревают, было специально сформулировано так, чтобы под него не попал Коломойский.

Вместо этого, основной удар припадает на других людей. Так, кум Владимира Путина Виктор Медведчук, который в настоящее время находится под домашним арестом по подозрению в государственной измене – легкая мишень, поскольку его роль как представителя интересов России делает Медведчука непопулярным в Украине. Другой основной мишенью антиолигархической риторики Зеленского, похоже, стал его предшественник и главный политический соперник – бывший президент Украины Петр Порошенко. Против Порошенко также были открыты криминальные дела.

При этом, Коломойского обвиняют в том, что тот помогает Зеленскому свести счеты с потенциальными соперниками на следующих президентских выборах. Одним из них является Виталий Кличко – бывший чемпион мира по боксу и нынешний мэр Киева, которого после успешного переизбрания в украинской столице часто упоминают как потенциального кандидата в президенты. Кличко стал бельмом на глазу Зеленского, часто критикуя действия президента в связи с пандемией COVID-19 – включая весьма нестабильную кампанию по вакцинации. Более того, мэр Киева даже пытался организовать самостоятельную закупку вакцины из городского бюджета.

СМИ Коломойского, в свою очередь, начали активно нападать на Кличко, а против друзей и союзников мэра были открыты расследования. Сам Кличко пожаловался на преследования после того, как в мае вооруженные сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ) ворвались в дом, где он проживает.

Вероятно, Коломойский также приложил руку к тому, чтобы помочь Зеленскому подорвать позицию Кличко как главы Ассоциации городов Украины. Мэр Днепра Борис Филатов и его партнер Геннадий Корбан – оба давние соратники Коломойского, которые успели примириться с олигархом после ссоры пару лет назад – сыграли важную роль и помогли Офису президента в создании конкурирующей организации местных муниципалитетов, куда не включили Кличко. Эксперты рассматривают данную инициативу как попытку нейтрализовать влияние Кличко на национальном уровне и, возможно, выдвинуть Филатова как будущего "технического кандидата", стремясь увести часть поддержки у Кличко перед следующими президентскими выборами.

Продолжающееся влияние Коломойского на Владимира Зеленского представляет риски не только для украинской демократии, но и ставит под вопрос надежность экономических реформ и борьбы с коррупцией в стране.

Коломойский всё ещё хочет вернуть контроль над ПриватБанком, который сейчас готовится к приватизации. При этом, прошлогодние изменения Зеленского в руководстве НБУ рискуют ослабить независимость регулятора до такой степени, что амбиции Коломойского станут вполне достижимыми. Если это произойдет, Украина сделает серьезный шаг назад.

Отношения Зеленского с Коломойским следует рассматривать как важнейший тест на искренность президента касательно деолигархизации. Только порвав со своим покровителем, Зеленский сможет выполнить обещание, данное народу Украины, разрушить олигархический уклад и заменить его справедливой системой, которая позволит стране процветать. Иной вариант будет представлять собой лишь циничную перестройку олигархической власти.

Единственным разом, когда Зеленский действительно выступил против интересов Коломойского, остается выполнение требования западных кредиторов об "антиколомойском" законе. Законе, который не позволяет бывшим владельцам национализированных банков вернуть свои активы. Такая решимость, вероятно, понадобится снова.

Когда западные лидеры посетят Украину для празднования 30-й годовщины независимости страны, они должны установить жесткий маркер, по которому будут оцениваться результаты реформ Зеленского. Другими словами, деолигархизация, не касающаяся Коломойского, – это вовсе не деолигархизация.

Теги по теме
Владимир Зеленский Игорь Коломойский
Источник материала
loader
loader