"Апостроф" продолжает серию интервью с людьми, которые стали лицом телеканала. Мы поговорили с Антоном Середой о закулисье работы ведущего, его тренингах по ораторскому мастерству и подходе к жизни.
- Профессия ведущего - это множество поклонниц, большая зарплата, чрезвычайная популярность. Все верно?
- Не совсем. Во-первых, каждый понимает тезис "большая зарплата" по-своему. Во-вторых, о поклонницах, славе, популярности - это тоже не ко мне. Я работал на многих каналах, и популярность никогда не была для меня приоритетом. Если субъективно говорить, то мне важно просто интересное общение, интересные направления, где можно реализоваться: быть ведущим информационного проекта, социального, политического, развлекательного. Я много проектов пробовал, и все они дают новые навыки в общении, знакомствах и освоении чего-то, чего ты раньше не знал. К тому же я по образованию не телеведущий, не журналист. Поэтому все, что знаю и умею - это опыт, умноженный на время и желание совершенствоваться.
- Кто-то выбирает один жанр и в нем движется. Вы пробовали несколько жанров. Почему так?
- Человек растет каждый раз, когда пробует что-то новое, когда в его жизни есть новый виток. Каждый виток - это определенное развитие. Когда ты занимаешься чем-то одним, то возникает ощущение, что чего-то не хватает. У меня жизненная философия следующая: нужно делать то, что тебе интересно, и тогда это будет не ремесло, а профессия. Это будет приносить и удовольствие, и деньги, и самореализацию.
- Изменение направлений в работе очень вредит узнаваемости?
- Здесь уже кто что ставит перед собой. Для меня важнее саморазвитие и определенная свобода, когда ты принадлежишь сам себе и времени. Тогда ты гармоничная личность. Хотя человек, который 20-30 лет работает на одном месте, и любит то, что он делает, тоже может чувствовать себя гармонично. Это субъективная вещь. Если ты не гонишься за узнаваемостью, ты как оркестр, который пытается сыграть разную музыку. Вроде как мультиинструменталист.
Когда я попал на телевидение, мне тогдашний продюсер, а ныне министр Юрий Стець сказал: "чтобы понять, как работает вся система, тебе нужно увидеть все профессии". Полгода я, будучи ведущим, монтировал сюжеты, делал озвучку, держал в руках камеру. То есть узнавал обо всех процессах изнутри и это помогло.
- Что вас привлекает в информационном жанре?
- Здесь нужно быть все время в теме определенных ситуаций, определенных событий. Информационный жанр заставляет твой мозг постоянно работать. А когда мозг работает, ты развиваешься. Информационный жанр, на мой взгляд, более развивающий, чем развлекательный. Хотя это не значит, что развлекательные шоу не важны. Они заряжены на то, чтобы люди головой не погрязли только в политике.
- Интересует закулисье работы ведущего. Как проходит ваша подготовка к программе? Какая команда работает?
- Я работаю в дневном линейном эфире. У нас есть редактор, журналисты, шеф-редактор, гостевые редакторы, аналитики. Мы каждый день занимаемся планированием на следующий день - выбираем темы. Моя личная зона ответственности по этим темам - это читать материалы, смотреть интервью, чтобы понимать, что делать в эфире. Но всего ты не можешь знать. Это как педиатр: он знает что-то о хирургии, о лечении глаза, но он этого не может делать, потому что его специальность другая.
Это переключение в условного "хирурга" происходит практически в каждом прямом эфире, когда ты отталкиваешься от ответов гостя и "выводишь" его на те вопросы и ту структуру, которую ранее выстроил вместе с редакторами.
На самом деле это живой организм, который может меняться во время эфира, когда прилетает какая-то информация или когда гость "ушел не туда".
- В процентах - сколько в прямом эфире импровизации, а сколько заготовленного заранее?
- Я бы не сказал, что это импровизация. Это производная составляющая, где ты проявляешься как личность на основе твоей подготовки и опыта. Я думаю, что где-то 50 на 50.
Бывает, что приходит абсолютно "закрытый" гость. Возможно, причиной являются обстоятельства, все мы люди. И ты меняешь сам формат общения на не столь формализованный.
У меня был случай с одним гостем депутатом, который был зажат. Я говорю: давайте будем общаться как на кухне. Я прямо в студии развернулся вполоборота, сел лицом к нему. И он начал выкладывать все, что в формальном состоянии не сказал бы. Это не импровизация, это подход, тонкое чувство человека, который рядом с тобой.
Антон Середа
- Есть категории людей, с которыми вам проще общаться?
- Нет такого. На моем опыте были эксперты, с которыми я был знаком, были общие интересы - с ними было легко. А от гостей, которых я не знал, закрывался. Это происходило из-за нехватки опыта. Просто боялся их. Сейчас не страшно, потому что каждого гостя, который приходит на эфир, отбирает редакция, и он является экспертом в той теме, которую нужно раскрыть. Независимо, сложный или простой гость, главное - это тема. Если я буду думать, какой сложный гость ко мне пришел, я себя буду блокировать.
- У вас есть школа ораторского искусства. Расскажите о ней.
- Да есть. "Мастерская риторики". Я занимаюсь тренингами. Лет 5-6 назад Катя Одарченко (специалистка в области политических коммуникаций, - ред.) сказала мне: ты хорошо умеешь говорить, почему ты не готовишь политиков, общественных деятелей к интервью? Я попробовал, и это дает возможность самому тоже развиваться.
В 2019 году в карантин я с U-LEAD имел большой проект: мы для женщин-лидеров по всей стране проводили тренинги, рассказывали, как правильно выражать свое мнение, коммуницировать.
То, как ты говоришь - это работа со своими страхами, работа над собой и развитие. А я люблю социальную психологию.
- Кто к вам обращается за тренингами?
- Среди тех, с кем я занимался, были политики, известные личности. Одни из самых известных - Катя Кухар и Александр Стоянов. Политиков называть не буду, потому что у нас политика - это объект хейтерства.
Я выстраиваю программу, и мы по ней идем, общаемся. В основном это личные тренинги. Около 10 занятий. Я даю "удочку", то есть общие правила, а потом смотрю, как человек эти правила выполняет.
- Кто из политиков хорошо говорит? Ваш ТОП-3.
- Петр Порошенко, Юлия Тимошенко, Дмитрий Разумков. Мне нравится, как они доносят свои мысли. Мы же не разбираем, что стоит за личностью, за бизнесом, политикой. Просто как спикеры, как ораторы - это те люди, которые могут влиять на аудиторию. Еще в команде "Слуги народа" есть пару персонажей, в которых может быть ораторское будущее.
Антон Середа
- А президент? Как оцените его ораторские навыки?
- Запутанно доносит мысли, на мой взгляд. Нужно больше готовиться и более четко формулировать блочное донесение информации. Во время нашего общения мы всегда ставим конечную цель. Наши слова, стилистика - это как поезд, который движется к конечной станции. Когда ты понимаешь эту конечную станцию, то ты выбираешь нужные инструменты. Я бы посоветовал Владимиру Александровичу четко выбирать эти инструменты, чтобы мы понимали, к какой конечной станции мы движемся.
- А кому еще посоветовали бы подтянуть ораторские навыки?
- Я не ставил себе цель определить, кто некачественно говорит. Если вы показали бы мне интервью, я по пятибалльной шкале поставил бы оценку.
Не очень хорошо говорят молодые политики, которые только заходят в структуру. Но это страх. Страх общения с аудиторией. Страх выступлений вообще один из базовых страхов. Нам кажется, что аудитории не нравится наше выступление, что мы что-то неправильно говорим. Но мы просто переносим свою модель на аудиторию и сами ставим себе оценку от ее имени.
- Давайте сделаем для читателя ТОП советов, как улучшить свои ораторские навыки…
- 1. Тренироваться говорить. Завести свой видеодневник "как прошел мой день". Это нужно, чтобы привыкнуть к себе, и понять, как тебя видят другие люди.
Можно ставить себе первые оценки. Если результат начинает нравиться, тогда переходим к следующему шагу.
2. Писать тексты. То, что нравится. Не в компьютере, а только рукой, где есть возможность через моторную память улучшать разговорные качества. Моторика связана с вербаликой - это стоит помнить.
3. Репетировать выступления перед тем, как говорить. Наш мозг устроен как двухкомнатная квартира. Этакая "хрущевка". Там свалено абсолютно все. Есть первая комната, прихожая, где хранятся слова и фразы, обороты, которыми мы пользуемся. Чем больше мы набрасываем в первую комнату, тем легче потом формулировать мысли.
Например, можно выбрать какую-то условную тему "мобильный телефон", и сделать выступление. Написать 5-6 пунктов, что именно мы можем говорить о мобильном телефоне. О приложениях, книге контактов, о чем угодно. А потом начать выступление, подчеркивая свою экспертность и уверенность в теме.
4. Не вмешиваться в диалог, где вы не знаете ничего. Лучше отойти от него и предложить что-то свое - это всегда нормально. Или сказать: "я в этом не разбираюсь" или "я бы не хотел отвечать", "я не могу выступить перед аудиторией медсестер из Эфиопии, потому что я не знаю языка, контекста и мне им нечего рассказать".
Ну и конечно же, тренироваться и читать.
- Вы раньше вели корпоративы. Каково ваше отношение к такому виду творчества?
- Да, раньше я параллельно занимался развлекательным контентом и был ведущим. Основной заработок ведущих в начале карьеры - это корпоративы. Заработок в медиа не такой уж и большой, как обычно думают люди. Рынок перенасыщен, рекламный рынок мал и медиа убыточные. Поэтому был период корпоративов.
Как-то вел одно мероприятие в Португалии на стадионе "Эштадиу да Луж". Это была большая компания, у них было много денег, и они делали конференцию для регионов. Было круто. Я воспринимал это как эксперимент. Было интересно, как я смогу справиться.
Но в 2014 году я больше не смог вести корпоративы. Чисто психологически. Смотрел, как люди пьют, как происходит совершенно параллельная жизнь, и понял, что не хочу больше.
- Кто по вашему мнению прирожденный ведущий корпоративов в Украине?
- Есть гениальные ведущие, в которых это заложено внутри: развлекать и делать настроение. И я люблю таких людей. Например, Володя Остапчук, Юра Горбунов, Николай Матросов, Анатолий Анатолич. Это шоумены. Я более интровертный человек и напоказ уже не смогу играть. Как приглашенный гость могу быть в центре внимания, но не быть модератором корпоратива.
Антон Середа
- Как вы разграничиваете работу и личную жизнь? Есть какие-то правила?
- Раньше меня съедала загрузка, потому что не находилось времени на себя. Затем, когда ты расставляешь приоритеты и понимаешь, что ты живешь для себя, для своей семьи - ты начинаешь двигаться в правильном направлении. Все остальное это инструменты, которые дают тебе возможности: свободу, саморазвитие, самореализацию. Когда у тебя это есть, то гораздо легче.
Мой офис - это телефон, автомобиль и пробки. Я все решаю в телефонном режиме. Стараюсь не брать те проекты, которые съедают много времени и приносят мало денег. Лучше вырастить большой арбуз, чем вырастить много пустых арбузов. Я выставляю приоритеты и рассчитываю свое время. Зачем проводить стратегические планирования, сессии по 2-3 часа, когда и так понятно, что нужно сделать?
В моей работе на "Апостроф" все построено так, что я четко знаю, когда прийти, что прочитать, используя на канале каждую свою минуту максимально продуктивно. Затем я выхожу за дверь "Апострофа" и перехожу в простую жизнь, где я не ведущий, а простой человек, который имеет свои интересы, мечты, путешествия, и мне на все это хватает времени. Возможно, это в определенной степени внутренний тайм-менеджмент. Но мне кажется, что все дело в приоритетах.
- Вы недавно довольно существенно сбросили вес. Расскажите об этом, если это не секрет…
- Да, за последнее время я сбросил 16 кг. Изменил питание и образ мышления. Понял, что одна из основных причин лишнего веса - это стрессы. У меня на протяжении 13 лет была борьба с лишним весом. Индекс массы тела был поломан. Появлялись проблемы со здоровьем. И я изменил систему питания без использования диет. Уменьшил порцию, убрал хлеб, каши, алкоголь, добавил витаминов. Сейчас ем овощи, мясо, рыбу.
Плюс внутреннее спокойствие. Рядом есть человек, который меня поддерживает, я поддерживаю ее, по-моему, у нас есть постоянный диалог, и в этом диалоге мы растем вместе.
А еще много хожу. За день прохожу до 12 км. Уже два года ношу кроссовки с супинатором, и в Греции проходил 25 км просто пешим ходом. Также приезжаю раньше на эфир, ставлю автомобиль, обхожу весь Подол, обхожу за фуникулером и далее через Майдан захожу на работу. То есть полтора часа каждый день у меня прогулка. Вечером также могу пешком пройтись. Когда ты ходишь, ты концентрируешься на своих мыслях, и можешь по полочкам разложить определенные истории.
- Ваши основные увлечения?
- Я люблю путешествия и очень страдал, когда были закрыты границы. Думаю, что Covid-19 дал нам возможность переосмыслить наши ценности.
Также люблю кухню, люблю готовить и классно это умею делать. Нравится средиземноморская кухня, португальская.
Люблю общение с людьми. Вряд ли это можно считать увлечением, но я получаю удовольствие, когда черпаю новую информацию от общения, в том числе от своих гостей в студии.
- Вы уже успели куда-то съездить после снятия жестких ограничений?
- Да, был в Греции. Много поездил по Украине. В Одессу неделю через неделю ездил. Еще собираюсь пару стран посетить.
Любимая страна - это Португалия. Это была первая шенген-страна, в которую я попал, и влюбился в нее. Для меня Лиссабон - максимально понятный город, я знаю где что там находится, как работает инфраструктура, как думают люди. До пандемии, бывало, по три раза в год ездил в Португалию.
- Хотели бы жить за границей?
- Туризм и эмиграция - это разные вещи. 10 лет назад я бы сказал, что хочу жить за границей. Но для этого нужно понимать, чем ты будешь там заниматься. Если ты можешь самореализоваться, построить какой-то бизнес и у тебя есть стартовый капитал, то можно было бы жить за границей.
- Вы часто приходите на работу в компании своего товарища. Расскажите о нем.
- Да, у меня есть две собаки: лабрадор и бишон фризе. Лабрадор уже старенький, а бишон приезжает на "Апостроф". Сейчас лето - он у родителей. А будет снег, то снова будет ездить со мной. Компанейский, чистоплотный парень. У него есть место в студии. Я воспитываю собак контактными, уверен, что они никогда не укусят, даже ребенок может вынуть у них изо рта еду.
- Давайте завершим интервью советами для молодых ведущих.
- Развиваться и понимать, как происходит процесс телевизионного производства. Как работают все службы доставки информации, логистика. И потом, когда вы будете сидеть в эфире, у вас не будет истерики от того, что вам неправильно распечатали какой-то лист или не подали воды. Зная то, как работают все службы, вы сможете не думать в эфире о том, что может что-то случиться не так. Вы будете знать, что за вами армия, и если что-то вылетит, то вся система вас защитит.
Всегда надо разговаривать и быть в хороших отношениях абсолютно со всеми, с кем ты работаешь, никакого осуждения коллег и такого прочего. Все это проявление слабой личности, которая пытается таким образом закрепить свою статусность. Если вы самодостаточный человек, то вы не будете этого делать. Потому канал, как авто, а вы лобовое стекло этого авто, и либо на нем будут мухи, жуки и сколы, или оно будет таким, через которое видно дорогу.