Волшебной пилюли от давления на бизнес не существует
Волшебной пилюли от давления на бизнес не существует

Волшебной пилюли от давления на бизнес не существует

Волшебной пилюли от давления на бизнес не существует

Прессинг бизнеса со стороны всех контролирующих органов продолжает усиливаться. Сейчас ситуация с проверками даже хуже, чем до полномасштабного вторжения России в Украину. На днях это в очередной разподчеркнули соучредитель Rozetka Владислав Чечеткин и совладелец компании «Нова пошта» Владимир Поперешнюк. Они не первые и не последние. Несколько месяцев назад бизнес с жалобами дошел даже до президента Владимира Зеленского. Позора в том, что проблемы предпринимателей с контролерами должен решать президент, никто не увидел. Как и в волшебной пилюле от всех проблем — обещании Зеленского в очередной раз перезагрузить Бюро экономической безопасности (БЭБ), да еще и руками Олега Татарова.

Уже на этой неделе в БЭБ может появиться новый руководитель. Новый ставленник, который ничего не изменит.

БЭБ необходимы реальные изменения, не бутафорские, иначе его лучше вообще ликвидировать, так хотя бы на одного контролера будет меньше.

Что не так с БЭБ

Первый конкурс на руководителя БЭБ не был настоящим. Поскольку по его результатам директором госоргана стал бывший налоговый милиционер Вадим Мельник, который был креатурой того же таки Татарова. Он этого не скрывал даже на подготовительном этапе конкурса, везде представляясь татаровским помощником.

Работу Бюро под руководством Мельника провалило. С апреля 2023 года Бюро руководили заместители Эдуард Федоров и Виталий Гагач. Удобно, как ни посмотри: для назначения исполняющего обязанности никакие конкурсы не нужны, а сам исполняющий обязанности на все готов ради повышения до желаемой должности полноправного руководителя. Никакой независимости. И кого бы ни назначили сейчас, будет то же самое. Ведь новый руководитель БЭБ снова будет временно исполняющим обязанности.

«Проводить конкурс на директора БЭБ, как предусмотрено законодательством, сейчас никто не будет. Соответственно, и полноценно директором БЭБ никого не назначат. Будет новый врио, поэтому его фамилия не важна — руководить органом все равно будет Татаров. Врио будет по каждому вопросу консультироваться с офисом президента. Так что большой разницы с тем, что было, не будет», — говорит руководитель парламентской временной следственной комиссии (ВСК) по проверке и оценке деятельности БЭБ Ярослав Железняк.

Хорошо, какие бы ни были проблемы с руководством, к бизнесу ходят не врио, а рядовые кадры. Причем, по замыслу, это должны быть квалифицированные аналитики и следователи, которые, в отличие от остальных силовиков, должны щелкать экономические махинации как семечки. Но и тут беда. Низкий уровень квалификации работников и нулевая мотивированность — другие вопиющие проблемы Бюро.

«В ВСК по проверке БЭБ мы смотрели их аналитические отчеты — чат-бот Chat GPT пишет лучше. Также мы исследовали материалы, которые передавали в БЭБ налоговая и финмониторинг. Эти материалы, согласно закону, бюро не может игнорировать и должно их расследовать, поскольку за это есть ответственность. Но они игнорируют как материалы, так и закон. Кроме того, очень часто другие органы досудебного расследования ведут уголовные производства, имеющие подследственность БЭБ. Например, Нацполиция расследует уклонение от уплаты налогов, собрала доказательства, отправила дело в суд, а в суде говорят: доказательства являются недопустимыми, потому что вы ненадлежащий орган расследования и не имели права расследовать. Верховный суд указывал на это миллион раз», — говорит Железняк.

Кстати, по оценкам ВСК, на сегодняшний день около 86% правонарушений, подследственных БЭБ, расследуют другие органы. Хотя на этапе создания Бюро обществу и бизнесу обещали, что экономические преступления будет расследовать именно БЭБ. То есть с появлением Бюро количество органов, приходящих к бизнесу с проверками, не уменьшилось, а увеличилось.

Показатели возмещений в госбюджет тоже неутешительны.

«При Мельнике за весь 2022 год БЭБ возместило в бюджет всего 33 миллиона гривен. Когда произошла очередная смена руководства, временно началось увеличение поступлений, но продолжалось это недолго. В июле БЭБ возместило на 50 миллионов меньше, чем в июне. Сейчас орган снова без руководителя, за орган снова никто не отвечает, так что не с кого и спросить за поступления. Единственное, чем сейчас занимаются заместители, — делят власть, они не работают, по крайней мере в пользу государства», — добавил Ярослав Железняк.

Другая «аналитическая» проблема Бюро — неспособность посчитать даже собственный бюджет. Так, с начала года Мельник, понимая, что с него спросят за выполнение бюджета госоргана, установил ограниченные зарплаты — работники написали заявления на 2-часовой, а потом на 4-часовой рабочий день. Федоров провел «реформу» и вернул всем зарплаты, в результате сейчас в БЭБ осталось 30% всего финансирования до конца года.

Как должно быть

Настоящая перезагрузка БЭБ должна была предусмотреть создание независимого органа во главе с человеком, на которого не может влиять ни ОПУ, ни ВРУ, ни кто-либо другой.

«Директора БЭБ надо избрать на конкурсе, где половина конкурсной комиссии должна состоять из международных партнеров, деятельность которых не будет политически окрашена, которые могут оценить компетентность, предложенную кандидатом стратегию развития органа и прочее. Назначенный директор потом самостоятельно выбирает себе заместителей и в течение года проводит переаттестацию всех работников. Вероятно, из тех, что сейчас работает в бюро, может, останется 10%», — считают в ВСК по проверке БЭБ.

По мнению Железняка, не нужно изобретать велосипед, есть удачный пример с НАБУ. Там все сработало, потому что это было требование международных партнеров, соответственно, они и контролировали процесс отбора и назначения руководителя. Зато запуском БЭБ международные партнеры не интересовались. Требования же бизнеса в наших широтах мало кого волнуют.

Беда помогла — скандальность БЭБ все же привлекла к проблеме внимание международных партнеров. По крайней мере принятие закона о перезагрузке БЭБ (законопроект №9080) уже прописано как условие в Меморандуме с МВФ для предоставления нового транша. Но мы же помним, что 80% успеха — не в принятии, а в имплементации законодательства.

Эксперты считают, что в Украине достаточно честных, амбициозных специалистов, ориентированных на результат и готовых попробовать построить новое Бюро. Но готов ли ОПУ к изменениям? Не совсем. Другие контролирующие, которых устраивает нынешняя система, когда каждая проверка — это средство давления и вымогательства, вполне осознают риски качественной перезагрузки Бюро.

«Сейчас получается, что мы построили антикоррупционную инфраструктуру (ВАКС, НАБУ и САП). Что-то вроде островка, где плюс-минус все нормально. Но они занимаются только топ-коррупцией, и их полномочия весьма ограничены. Поэтому в сферах вне внимания этих органов сейчас можно делать все, что хочется. Один честный правоохранительный орган, который будет работать, как НАБУ, в своей сфере, сможет сломать всю преступную систему, действующую сейчас. Тем более орган, который будет иметь полномочия БЭБ», — говорит Железняк.

Альтернатива

А что если ликвидировать БЭБ? Для бизнеса это минус один правоохранительный орган, который имеет право на «маски-шоу», заморозку счетов, «письма счастья» бизнес-партнерам и прочее. ОПУ, наконец, потеряет готовый ответ о перезагрузке БЭБ на какие-либо упреки от бизнесменов. Еще и немного государственных средств сэкономим.

Да, реформаторы будут недовольны поражением. Да, системные проблемы в бизнес-среде не решатся. Но хотя бы появится понимание, что волшебной пилюли наподобие БЭБ для этих проблем просто не существует.

«Жалуются на все контролирующие органы. Первое место занимает налоговая. На втором месте — правоохранительные органы, связанные с расследованием уголовных производств (Нацполиция, СБУ, прокуратура), — говорит Андрей Боднарчук из команды Совета бизнес-омбудсмена, регулярно принимающего жалобы предпринимателей. — Потом идут остальные: ГБР, таможня, ГАСИ, Госпродпотребслужба и другие. Сейчас, когда линия фронта отодвинулась немного дальше, бизнес начал оживать и старые проблемы в бизнесе тоже ожили».

Эти проблемы не решаются обещаниями на встречах в ОПУ, прозрачными конкурсами, полиграфами, заоблачными зарплатами и т.п. Здесь нет и не будет простых решений, потому что ни одно из них как по взмаху волшебной палочки не установит тут верховенство права. Это кропотливый ежедневный труд по сотне направлений, который не будет плодотворным, пока власть, сейчас полностью сконцентрированная в ОПУ, не осознает его целесообразность. Сейчас там уверены, что пламенные речи и красивые презентации на западную аудиторию для инвесторов более существенны, чем сигналы SOS, подаваемые местным бизнесом.

Что ж, со временем поймут, что так это не работает.

Источник материала
loader
loader