Для вдохновения: как бренд WHO I AM создал новую цифровую вселенную
Для вдохновения: как бренд WHO I AM создал новую цифровую вселенную

Для вдохновения: как бренд WHO I AM создал новую цифровую вселенную

Джейкоб Якубов, основатель модного бренда WHO I AM, — известный художник, участник международных ярмарок и герой персональных экспозиций. Поэтому нет ничего удивительного в том, что стены нового шоурума его марки на Никитской представляют собой галерею диджитал-арта. Интересно другое: сам Джейкоб не работает ни с цифровым искусством, ни с диджитал-модой. Но в самое ближайшее время это изменится: планы по цифровизации моды у него впечатляющие. О них мы и поговорили.

Вы не только дизайнер, но и художник. Расскажите об этом.

Да, в определенный момент жизни я осознал себя художником. Я работаю в направлении «микс-медиа» и пользуюсь несколькими инструментами одновременно: это может быть и инсталляция, и перформанс, и какая-то текстовая часть, но ключевым лейтмотивом является материал — бетон. Бетон я очень люблю, это определенная отсылка к авангарду, к конструктивизму, который зародился здесь, на территории нашей страны, благодаря абсолютно гениальным людям. Вначале я делал объекты в единственном экземпляре, которые можно назвать и искусством, и объектом реди-мейд, и коллекционным дизайном.

Первым из значимых был проект, который назывался «Адам Кадмон», эта выставка проходила в рамках Международного биеннале современного искусства. Адам Кадмон — это мифопоэтический персонаж, который изначально существует в традиции Каббалы, некий разум, который объединяет женское и мужское начала и представляет собой идеальную сущность, из которой происходим все мы. Если честно, только спустя лет 7-8 я осознал масштаб той идеи: на самом деле художники часто не до конца понимают то, что делают. В «Адаме Кадмоне» я размышлял о разных догмах и философиях, для меня это очень важный проект, потому что с темой мистицизма, которую я затронул, можно работать дальше на притяжении всей жизни, а то и не одной.

Еще одним знаковым проектом я считаю коллаборацию с брендом Thierry Mugler. Они запускали по всему миру, в том числе в России, кампанию под названием Refill your bottle, посвященную теме осознанного потребления, вторичной переработки и вообще экологии. Известно, что тара из-под парфюма — это условно 80% стекла и 20% пластика, и все это очень плохо разлагается. Кстати, тогда для меня стало сюрпризом, что стекло разлагается даже медленнее, чем пластик. Так вот, Thierry Mugler предлагали каждому желающему принести старые флаконы из-под духов и бесплатно получить их флагманский топовый парфюм Angel в упаковке с возможностью дозаправки.

В рамках этой акции бренд искал художников, я в свою очередь предложил идею, что можно сделать со старой тарой, и так началось наше сотрудничество. В течение нескольких месяцев ко мне в студию в Иваново приезжали коробки с совершенно разными флаконами, пока они не заняли все пространство от пола до потолка. В результате появилась скульптура из бетона — огромный флакон, в центр которого мы в эпоксидку залили отданные людьми пузырьки. Идея заключалась в том, что мусор и другие утилитарные вещи могут получить новую жизнь в качестве объектов искусства, а не становиться частью свалки.

Кроме того, я участвовал в проекте-саттелите Untitled крупнейшей ярмарки искусства Art Basel Miami. Еще — в выставке «Фантастик Пластик» в Третьяковке, где показывал одежду из переработанного пластика — кутюрные вещи, выполненные вручную. Это уже ближе к моей деятельности в качестве фэшн-бизнесмена, как и еще один проект, который я делал совместно с фондом современного искусства Ruarts. Мы размышляли о моде будущего, и мне показалась самой актуальной в этом контексте тема сохранения и хранения. Ведь людей на планете становится больше, площади дорожают, так как пространства все меньше, соответственно, мы скоро столкнемся с проблемой хранения — да мы с ней и сегодня сталкиваемся.

Так родился проект Vacuum, ведь вакуум одновременно защищает предметы от негативного воздействия окружающей среды и в то же время сжимает их и уменьшает. Если говорить о сохранении, то я как минимум на протяжении 10 лет наблюдаю, как декоративно-прикладное искусство потихонечку вымирает, особенно старые вышивальные техники. И на выставке Vacuum я постарался использовать максимум различных техник ручного труда. После завершения экспозиции часть вещей осталась в Ruarts, часть у меня, а часть выкупили коллекционеры. А одно платье с какой-то умной фразой из учебника по квантовой физике, вышитой в сложной технике, попросила для себя Ксения Анатольевна.

Ну и в завершение расскажу про последний проект — на этот раз для Музея русского импрессионизма. Темой было искусство перевозки, и я выполнил из бетона работу, которая повторяет пупырку — ну знаете, такую пленку, в которую мы привыкли все упаковывать. Пупырка очень мягкая, сделать ее из бетона довольно сложно, но все получилось, и в работе есть некая ироничность от этого контраста. 

Бетон — это такая конкретная, основательная история. Тем не менее, в новом шоуруме вашего бренда WHO I AM на Никитской важное место занимает вовсе не он, а эфемерный диджитал-арт. Почему? 

Диджитал-арт — то, что сегодня окружает каждого из нас, это воздух, наполняющий цифровую среду. Для художников, особенно стрит-арт художников, холстом всегда служил город, его стены, а сегодня к муралам и граффити органично добавляется диджитал-арт: мы идем и видим биллборды, экраны. Поэтому и мы поместили экраны с работами художников в городском пространстве, создав постоянную выставку. Пока для меня это кураторский проект, но я хочу идти в сторону диджитал-арта и в качестве художника.

Плюс нельзя забывать, что шоурум — это территория моды, и желание создать свою модную цифровую вселенную для бренда очень актуально. Мы же называемся WHO I AM, а значит, находимся в перманентном поиске себя. И когда мы говорим об искусственном интеллекте и цифровизации, то, конечно, и в них мы тоже будем искать себя. Глобальная идея — создать неких героев, которые бы олицетворяли героев нашего времени или нас самих, и помещать их в пространство нашего цифрового аквариума, который находится на Никитской. Поэтому, выбирая вместе c профессионалами из студии Bang Bang цифровых художников, я ориентировался именно на эту задачу. 

Вы сказали, что главной целью проекта с диджитал-художниками является создание некого аватара WHO I AM в метавселенной. Логичный вопрос: вы планируете делать для этого героя диджитал-одежду так же, как делаете сейчас аналоговую?

Да, безусловно, это все напрямую связано с современными трендами. Я хочу подойти к этому глубоко и внимательно изучаю тему. Хочется делать что-то не для хайпа, а развивать все направление. Собственно, поэтому мы и прилично заморочились: подключаем к этому ученых — у меня на этой неделе будет встреча с ребятами из Бауманки, например. В планах не только одежда, хочется в ближайшее время сделать возможным такое: подходит человек к витрине и с помощью QR-кода сразу примеряет нашу одежду, образы, героев.

Можно ли сказать, что, когда этот герой-аватар воплотится, вместе с ним появится и ответ на вопрос:Who I am? Кто я?

Можно. Но нужно понимать, что «я» — это динамичная штука, ответить на этот вопрос раз и навсегда и успокоиться — значит деградировать. Все-таки мы каждый день что-то читаем, изучаем, в нас происходят какие-то трансформации, иногда более глобальные, иногда менее глобальные. И герой тоже должен меняться. Поэтому следующим этапом будет внедрение искусственного интеллекта со всевозможными датчиками все на той же Никитской. Персонаж будет принимать какие-то сигналы, считывать окружающую среду — такой тамагочи, только очень продвинутый. Пускай не живой, но разумный. 

Нина Анисимова

Фото: архив пресс-служб

Источник материала
Поделиться сюжетом