К блокаде границ в Польше добавились призывы бойкотировать украинские продукты
На украинско-польской границе большое обострение. Польские фермеры снова блокируют пункты пропуска. Дошло даже до силовых методов – активисты спилили замки на украинской фуре с зерном и рассыпали зерно.
Очередная блокада границ может продлиться до 9 марта. В Европе вообще неспокойно. Акции проводят не только польские фермеры, но и аграрии из Германии, Бельгии и Нидерландов.
К тому же в Польше уже по полной идет черная PR-кампания с призывами не покупать "ядовитые" украинские продукты. И это, несмотря на то, что экспорт украинского зерна, который когда-то действительно был массовым, в Польшу сейчас не идет. А поставки других продуктов питания сравнительно невелики. Что же происходит?
Пищевая блокада
С 20 февраля польские фермеры попытаются заблокировать все пункты перехода на границе с Украиной. До этого уже перекрыли движение по шести пунктам, в очереди там уже почти 4 000 грузовиков.
К тому же, если во время предыдущих протестов перекрывали движение только для фур, то на этот раз забастовщики угрожают заблокировать не только пункты пропуска, но и "узлы связи и подъездные пути к железнодорожным станциям и морским портам". Об этом заявил польский профсоюз фермеров "Солидарность". Хотят блокировать даже автобусы и гуманитарную помощь.
Координатор акции Роберт Вичко рассказал изданию Inpoland, что будет общий протест, на котором они покажут "силу сопротивления импорту украинских сельскохозяйственных товаров на рынок ЕС". К акции уже согласились присоединиться фермеры из Германии, Бельгии и Нидерландов, пишет Inpoland. Забастовщики приглашают не проходить мимо всех желающих, обычных людей, которые против украинской пищи.
Местные власти Дорохуска, которые и дали согласие на протесты, сообщили, что акция продлится до 9 марта. В прошлый раз, когда в конце 2023 года границу перекрывали польские перевозчики, украинские транспортники и экспортеры получили миллиардные потери.
Новая акция может оказаться еще более разрушительной. Причем, потери будут и для украинских, и для польских экспортеров, ведь граница станет по-настоящему непроходимой.
На ход событий никто не рассчитывал. Ведь с митингующими перевозчиками удалось договориться, а фермеров попыталась успокоить Еврокомиссия. Она недавно инициировала решение, согласно которому беспошлинный ввоз украинской аграрной продукции после 5 июня 2024 (когда истекает действие предыдущего льготного периода) остается. Но для товаров, наиболее раздражающих европейских фермеров (сахар, курятина, яйца) введут барьер. Если импорт превысит средние объемы 2022-2023 годов, то возвратят квоты. Но, как видим, фермерам этого оказалось мало.
В совместном заявлении европейских профильных ассоциаций (Copa-Cogeca, Союза оптовой торговли яичными продуктами ELWEP, конфедерация производителей сахара CEFS и др.) возмущаются, что в "запретный список" попало так мало продуктов (там, в частности, нет меда). И вообще дают понять, что в Европе украинской еде не рады, лучше бы ей забираться на рынки Африки и Ближнего Востока.
"Не покупайте украинское, это отрава"
Но фермерские протесты — это только вершина айсберга. В Польше по полной раскручивается черная PR-кампания против украинской еды среди обычных потребителей.
Украинка Елена, живущая сейчас в небольшом польском городке близ Кракова, рассказала "Бизнес-Телеграфу", что в местных чатах и социальных сетях пишут об "отравленых" украинских продуктах и призывают их не покупать.
"Не покупайте товаров с кодом 482. Это украинская отрава", — говорится в одном из сообщений. Потребителей пугают, в частности мочевиной в украинском сахаре. Но предостерегают тщательно изучать даже упаковки от польских производителей, потому что те могут "фасовать украинский сахар", поэтому нужно смотреть страну происхождения продукта. На "страшных" картинках, которыми пугают польских потребителей, также украинские крупы и даже дрожжи.
Это смешно, потому что следы мочевины в теории можно выявить на многих продуктах, потому что это следствие внесения удобрений. А карбамид (другое название мочевины) используют и европейские фермеры. Более того, производители жвачек добавляют в свои продукты карбамид.
"Конечно, наш сахар соответствует европейским стандартам, он проходит тщательные проверки, и, если бы нашли нарушения, продукцию просто бы не допустили на рынок ЕС. Но "черным технологам" безразлично. Они сплетничают, пытаются дискредитировать нашу продукцию, спровоцировать массовый отказ потребителей ее Это сейчас — один из фронтов в борьбе с нашим экспортом. Одновременно так называемые "активисты" давят на власть. "Их цель — добиться полного запрета экспорта, или хотя бы значительного его сокращения", — пояснил "Бизнес-Телеграфу" и.о. е. председателя ассоциации "Укрсахар" Назар Михайловин.
Кампания действительно масштабная. "Задействовали даже польских чиновников. Заместитель министра сельского хозяйства Польши Михал Калодзейчак заявил, что украинское зерно будет дополнительно проверяться на границе из-за якобы низкого качества. И это топ-чиновник. Неудивительно, что и остальные эксперты не подбирают слова. Это манипуляции, ведь раньше никогда не было вопросов качества нашей продукции", — отметил заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук.
Интересно, что украинцев, которые сейчас живут в Варшаве, вопрос о черной PR-кампании против украинской еды откровенно удивил. В некоторых супермаркетах есть отдельные полки с украинскими товарами. А о том, что с ними "что-то не так" не пишут ни в местной печати, ни "на заборе".
Но чем дальше от Варшавы, тем больше сплетен об "яде" в украинской еде. И это не случайно.
Выборы и украинские "слоны"
На самом деле украинские сахар и яйца ни при чем. Все дело в предвыборной кампании. В Польше готовятся местные выборы, затем пройдут выборы в Европарламент, куда пытаются попасть "правые" партии, не только польские, но и из других европейских стран.
"Фермеры — это значительная электоральная аудитория, поэтому не удивительно, что политики хотят получить их голоса. И не нашли ничего лучшего, как сделать это под лозунгом защиты местных аграриев от засилья украинского экспорта", — добавил Марчук.
Потому жители Варшавы и других крупных городов черным технологам не интересны. Они работают поближе к селу, то есть на "свою" аудиторию.
Почему в качестве "страшилки" избрали именно украинский агроэкспорт? Объяснение этому есть.
С одной стороны, поставка большинства видов нашей аграрной продукции в ту же Польшу на рекорд явно не тянет. По данным Государственной таможенной службы Украины, в прошлом году наши экспортеры отгрузили в Польшу товаров на 4,75 млрд долларов. По сравнению с 2022 годом объемы упали: тогда было 6,7 млрд. Сработали логистические трудности из-за блокирования границ и экспорт зерновых в Польшу был ограничен.
Более того, прошлогодний экспорт уменьшился даже по сравнению с 2021 годом (тогда было 5,27 млрд долларов), когда еще действовали таможенные ограничения (их отменили с полномасштабным вторжением).
И большая часть экспорта вовсе не аграрка. По данным Государственной таможенной службы, первые строчки в рейтинге занимает отнюдь не аграрная продукция. Наиболее весомый экспорт руды, чугуна, проката. Например, только руды и железные концентраты в Польшу отгрузили почти на 346 млн долларов, чугуна — почти на 245 млн. долларов.
Что касается агроэкспорта, то в топ-10 экспортных товаров в прошлом году попали только соевое масло (его отгрузили более чем на 181 млн долларов) и отходы его переработки, в частности, жмыхи (на 137 млн долларов). Но о соевом масле протестующие молчат.
А раздражающая их продукция в экспортном перечне занимает очень скромные позиции. Скажем, мед отгрузили на 19 млн долларов, яиц — на 10,5 млн. Сахар, по словам Михайловина, в Польшу экспортировали всего 55 000 тонн, в деньгах это несколько миллионов долларов. Украинского молока продали на 15 млн, гречихи и проса на 3,3 млн, муки — на 5,9 млн и т.п.
Как видим, цифры и близко не сопоставимы с той же металлургической продукцией и в целом достаточно незначительны. По данным Украинского клуба аграрного бизнеса, наш агроэкспорт в Польшу в прошлом году составил около 1,1 млрд долларов. Такая сумма накопилась, потому что экспериментировали с очень многими товарными категориями.
"В целом в 2023 году импорт агропродукции из Украины составил всего 9% от общего объема импорта агропродукции в ЕС, и нет доказательств негативного влияния этого импорта на европейский рынок", — отметил генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса Олег Хоменко.
Но политики все же смогли взбудоражить украинским экспортом и польское, и в целом европейское фермерство. Почему?
"Эксплуатируют страхи фермеров. Мол, сейчас поставки того же сахара невелики, но дальше, как ничего не делать, будет больше, очень много, и тогда ваша свекла станет никому не нужна", — объясняет Михайловин.
В совместном заявлении европейских профильных ассоциаций отмечается, что местные фермеры вынуждены продавать свою продукцию на 40% дешевле, потому что на рынке появился дешевый украинский экспорт.
"Действительно, наша продукция дешевле, ее охотно покупают переработчики, потому что могут за счет этого сократить себестоимость, и дать покупателям более низкие цены", — говорит Марчук. Но переработчики куда менее интересен политикам электорат, чем фермеры. Поэтому их интересы не принимают во внимание.
Председатель Союза украинского крестьянства Иван Томич говорит, что европейские фермеры пугают не только более дешевые украинские товары, но и перспективы конкуренции с нашими агрохолдингами.
"Посмотрите на структуру агросектора Польши, и многих других европейских стран. В основном — это небольшие, часто семейные фермерские хозяйства. Наши агробароны, как вырвутся на европейские просторы, их просто затопчут", — отметил Томич. По его мнению, именно этот "фактор села" может стать серьезным барьером для Украины и при вступлении в Евросоюз.
Если бы прошлые власти выиграли выборы, все могло бы быть еще хуже. Дело в том, что основатель аграрного холдинга Kernel Андрей Веревский умудрился оскорбить лично бывшего премьера Матеуша Моравецкого. Именно он приложил руку к увеличению доли государства в банковском секторе. И вот большинство миноритарных акционеров Kernel, пострадавших от делистинга компании, это пенсионные фонды. Большие части которых принадлежат государственным банкам. Речь не идет о больших потерях в деньгах. Но репутация пострадала. И не только Моравецкого и Веревского. Kernel добавил краски в и без того ужасный для среднего поляка портрет украинского агробарона.
И эти страхи политики не могут закрыть глаза. По данным Главного управления статистики Польши (GUS), в стране — более 1,3 млн. крестьянских хозяйств. Из них более 220 000 возделывает от 1 до 1,99 гектаров земли, еще 440 000 – от 2 до 5 гектаров. Почти 289 000 – до 10 гектаров. Земельные банки более 50 гектаров – всего в 40 7000 хозяйств. В Украине мелкие агрохолдинги возделывают в тысячи раз больше.
В сельской местности в Польше проживает около 15,3 млн человек, это почти половина всего населения (37,7 млн). И значительная часть — это сами фермеры, их семьи и наемные работники. То есть люди, "живущие с земли". Неудивительно, что сельский электорат — критически важный для местных политиков.
От нашего стола — вашему
Переход поляков на "оскорбления" провоцирует обратную реакцию и в Украине. Наши протестующие уже тоже проводили "зеркальную" акцию.
А в соцсетях появляются призывы "не покупать польское". "Они будут месяцами блокировать наш экспорт и импорт. Они будут оскорблять и бить наших водителей. Они будут высыпать на асфальт украинское зерно. А вы будете и дальше отдавать предпочтение вакумированным польским сырам и йогуртам", — возмущается в Фейсбуке совладелец сети "Медтехника" Алексей Давыденко.
И даже без "бойкота" украинских покупателей, польские импортеры рискуют многое потерять из-за блокады границы. "Теряем не только мы, теряют и поляки, которые в последнее время увеличили импорт в Украину", — говорит Марчук.
По данным Государственной таможенной службы, в прошлом году польский импорт в Украину составил 6,6 млрд. долларов, или 10,4% всех импортных поставок в нашу страну. Это больше, чем в 2022 году, тогда завезли товаров на 5,55 млрд. Как видим, польский импорт в Украину превышает украинский экспорт в Польшу почти на 2 млрд долларов.
Поляки тоже везут к нам не только молочку и овощи.
Среди топ-10 товаров с наибольшими объемами поставок в деньгах, первые строчки занимают нефтепродукты и удобрения. И есть и съедобное — на шестой строчке сыры, которых в прошлом году к нам завезли более чем на 83 млн долларов, на седьмой — шоколад (на 69,9 млн). И даже сыр с шоколадом вместе не тянут и на половину импорта, скажем, нефтяных газов (341,8 млн).
В целом экспорт нашей агропродукции в Польшу значительно превышает польский импорт к нам. "В январе 2024 года в Украину из Польши завезли продукции на общую сумму 20,6 млн долларов. Топ-10 позиций выглядят следующим образом: кофе, мясо птицы, консервированные овощи, шоколад, корм для животных, этиловый спирт, мороженые овощи, сыры, мука и чай.
Украина за этот же период поставила в Польшу продукцию на общую сумму 136,3 млн. долларов. Топ-10 позиций: масло подсолнечное, жмых подсолнечный, масло соевое, жмых соевый, соя, масло рапсовое, соки, орехи, сахар и томаты консервированные.
Если же рассматривать второе полугодие 2023 года (период, когда уже действовал запрет на экспорт в Польшу некоторых видов продовольствия), то поставки из Украины в Польшу были произведены на общую сумму 803,1 млн долларов, а из Польши в Украину – на 138,6 млн", — говорит генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса Олег Хоменко.
Полякам "потеря аппетита" к их продуктам в Украине невыгодна. Зато она выгодна Кремлю, активно поддерживающему протестные движения в Польше. И спит и видит, как поссорить украинцев с поляками. Польские власти это понимают. Но это понимание разбивается позицией фермеров. Польша упускает возможность заработать на перевалке украинского зерна? Безусловно. Но фермеры жалуются, что украинское зерно блокирует их порты, поэтому возникают проблемы с экспортом польского. Транспортная ветвь Польши мощная, но ее электоральный потенциал маленький по сравнению с фермерами. От ограничений на экспорт пострадают кондитерская, молочная отрасли, легкая промышленность? Именно так. Но фермеров в разы больше.
"Нужно искать компромиссные решения. Понятно, что нам предстоит долгий переговорный путь, возможно, с привлечением Еврокомиссии. Но без него выйти из тупика не удастся", — подытожил Марчук.