"20 дней в Мариуполе" может стать первым украинским фильмом, который получит "Оскар": как снималась картина
"20 дней в Мариуполе" может стать первым украинским фильмом, который получит "Оскар": как снималась картина

"20 дней в Мариуполе" может стать первым украинским фильмом, который получит "Оскар": как снималась картина

Режиссер Мстислав Чернов рассказал, как снимал этот фильм

В этом году Украина впервые имеет реальный шанс получить "Оскар". Фильм "20 дней в Мариуполе" попал в шорт-лист номинации "Лучший документальный полнометражный фильм", чего раньше никогда не было. Картину снял украинский режиссер Мстислав Чернов. Уже 11 марта узнаем, победителей. "Телеграф" рассказывает, как снимался фильм и чем известен его режиссер.

Рекордсмен по наградам

До сих пор самым титулованным украинским фильмом считается "Племя" Мирослава Слабошпицкого. Кстати он считает, что у картины Чернова очень высокие шансы победить. Напомним, что драма Слабошпицкого собрала более 30 наград разных кинофестивалей, среди которых три от Каннского кинофестиваля. "20 дней в Мариуполе" уже собрали почти такое же количество номинаций и уже имеет несколько побед, которых другие украинские фильмы не одерживали. В частности, он был признан лучшим документальным фильмом по версии главной британской кинопремии BAFTA, а также рядом гильдий и объединений кинокритиков среди которых Лондонский союз и Национальный совет кинокритиков США. На данный момент фильм имеет уже 17 наград.

Западная пресса очень благосклонно отреагировала на этот фильм и в каждом отзыве говорится о том, что это журналистский подвиг, снять такую картину.

В частности, кинокритик американского сайта IndieWire, который посвящен независимому кино, написал: "полное отрицание репортажа Чернова со стороны Кремля — самое большое одобрение, которое только может быть".

Кроме этого "20 дней в Мариуполе" выдвинут на самую авторитетную и значимую украинскую премию в области культуры и искусства, шевченковскую.

О чем фильм и как снимался

Фильм рассказывает о 20 днях, которые Чернов со своими коллегами провел в осажденном Мариуполе после начала вторжения России в Украину. Вместе с группой Associated Press они документировали все, что происходило в городе с 24 февраля по 15 марта, после чего выехали из города по гуманитарному коридору.

В картине Чернов общается с людьми, а также снимает захоронения местных жителей, осаду и уничтожение города российскими военными.

В Мариуполе Мстислав оказался неслучайно. По его словам накануне начала полномасштабного вторжения он находился в Бахмуте и уже за несколько дней ему было понятно, что война вот-вот начнется и Мариуполь станет одной из главных целей россиян.

"После того как им не удалось захватить Мариуполь в 2014 году стало понятно, что это одна из стратегических и символических целей для них. Для россиян важно было пробить коридор в Крым. Важно было захватить город, который был бы примером для украинцев, как Донецк или Луганск. Но мы не ожидали, что его так быстро окружат и будет столько разрушений. И уж тем более, что будет разрушено около 90 процентов. Опять же, мы не ожидали, что россияне будут захватывать все города. Мы думали, что продвижение будет только на Донбассе", — сказал в одном из интервью Чернов.

Однако в картине не просто фиксируются разные моменты жизни Мариуполя в тот период. Чернов пользуется своим особым подходом к героям своей ленты. Он всегда спрашивает людей о том, что они чувствуют в тот момент.

Одними из самых щемящих кадров, которые есть в этой картине, это съемки в мариупольской больнице, куда постоянно свозили раненых.

Как рассказывает в своих интервью Мирослав, эта больница и ее сотрудники знакомы ему еще со времен COVID-19. Во время войны она стала местом проживания съемочной группы по разным причинам. И одна из них, это наличие электроэнергии. Таким образом у них была возможность заряжать камеру. А кроме этого, из ее окон открывался хороший обзор и можно было даже увидеть, как проходят бои.

"Мы вместе с пациентами и другими людьми спали здесь на полу и прятались в укрытии во время бомбардировок. Таким образом мы сблизились с местными врачами, которые потом спасли нам жизнь, дав возможность переодеться в медицинские халаты", — говорит режиссер.

Одним из самых известных моментов этого фильма стал эпизод в котором российский танк поворачивает башню и стреляет по жилому многоэтажному дому. Сцена и так страшна, но она становится еще более драматичной после того, когда узнаешь, что от этого выстрела погибло двое людей. И еще одна сцена с танком, когда он, опять же, поворачивает свою башню в сторону больницы и наводит свою пушку как раз в то место, где находится камера. Слава богу, что именно в тот момент он не выстрелил. Однако позднее, по словам Чернова, когда его там не было, снаряд попал туда.

Самым сложным или тяжелым для Чернова во время съемок этого фильма и вообще пребывания в Мариуполе были не лишения. Хуже всего было смотреть на людей, которые решили сдаться. И дело тут не в том, что они пошли на это. А в том, что они полностью разочаровались во всем и потеряли смысл жизни. В дальнейшем этих же людей, по словам репортера, казнили.

"Главную цель, которую мы ставили, это показать не бои, а страдания людей. Чтобы все увидели настоящее лицо этого вторжения. А это мирные люди, которые были убиты. После Мариуполя мне стало понятно, какую тактику дальше будут использовать россияне. К сожалению к человечности это не имеет никакого отношения и так будет везде в Украине", — комментирует Мстислав.

Полностью фильм "20 дней в Мариуполе" можете посмотреть здесь.

Как вывезли материал

Когда съемочная группа приняла решение, что нужно покидать Мариуполь, город уже был окружен и им пришлось пройти более десятка российских блокпостов. По словам Чернова, частично их спасло то, что в первые дни работы гуманитарного коридора росси1йские военные недостаточно внимательно обыскивали. При этом стереть все в телефоне до базовых настроек, не вариант. У россиян были специальные устройства и программы с помощью которых все это можно было восстановить. Но ими они начали пользоваться позднее. Что же касается других носителей информации на которых были записи, то эти диски и фоэшки прятали под сидения и в других местах в машине. Всего на них было 30 часов видео. А карточку из телефона защитницы "Азовстали" Тайры продюсер съемочной группы Василиса Степаненко спрятала в свой тампон.

"Важно было не просто вывести эти видео. Важно, чтобы это были оригиналы. Потому что, если когда-нибудь будет суд, нужны будут именно они", — говорит режиссер.

Чем раньше занимался Мстислав Чернов

Мстислав Чернов украинский журналист, писатель, режиссер и фотограф из Харькова. В этом году Мстиславу исполняется 39 лет.

Освещал Революцию достоинства, Войну на востоке Украины, последствия сбития Boeing 777 Malaysia Airlines, Сирийскую гражданскую войну, битву при Мосуле в Ираке, Российское вторжение в Украину 2022 года, включая Блокаду Мариуполя (за эту работу получил награды Пулитцеровскую премию за служение обществу).

Во время освещения событий с Майдана во время Революции Достоинства на него несколько раз нападали. Кроме этого сотрудники полиции повредили репортеру руку, разорвали его удостоверение и уничтожили фотоаппаратуру. При следующем столкновении в него бросили светошумовую гранату в результате чего Мстислав получил ранения глаз и ног.

Кроме освещения горячих событий работал как фотограф и проводил свои выставки. В украинском конкурсе Фотограф года в номинации "Документальная фотография". Тогда же Чернов стал победителем Pentax Awards Ukraine 2013 и конкурса "Лучший пресс-фотограф Украины" в номинации "Портрет". К тому времени Чернов фотографировал в более чем сорока странах.

Летом 2013 года, фотографируя в Стамбуле, Чернов оказался посреди протестов в парке Гези и на площади Таксим. Проявления насилия поразили Чернова и послужили поводом его перехода от художественной и документальной фотографии к освещению конфликтов и войн.

Теги по теме
Мариуполь
Источник материала
Поделиться сюжетом