Парфюмерный этикет: почему 35% россиян готовы сделать замечание окружающим из-за аромата
Парфюмерный этикет: почему 35% россиян готовы сделать замечание окружающим из-за аромата

Парфюмерный этикет: почему 35% россиян готовы сделать замечание окружающим из-за аромата

Парфюмом пользуются 79% опрошенных: из них 89% делают это для себя, выбирая парфюм как способ самовыражения, и лишь 11% таким образом хотят произвести впечатление на окружающих. При этом аромат чужого парфюма замечают почти все: 45% — всегда, 48% — иногда. Практически никогда не слышат чужой парфюм только 7% опрошенных.

«Парфюмерного этикета как четко оформленных правил применения парфюма не существует. Ключ к правильному выбору аромата в любой ситуации — парфюмерная интуиция, — считает эксперт парфюмерной энциклопедии Fragrantica Игорь Масюков. — По сути, парфюм — это не только источник удовольствия, но и средство коммуникации, такое же, как макияж или одежда. То, что абсолютное большинство россиян пользуются парфюмерией для собственного удовольствия и комфорта, говорит о том, что человек при выборе парфюма в первую очередь думает о себе. И если удовольствие субъективно, то комфорт зависит не только от нас, ведь мы — часть социума. Важно помнить, что более 90% окружающих заметят, чем вы пахнете».

Парфюмерный этикет: почему 35% россиян готовы сделать замечание окружающим из-за аромата - Фото 1Парфюмерный этикет: почему 35% россиян готовы сделать замечание окружающим из-за аромата - Фото 2
Игорь Масюков

эксперт парфюмерной энциклопедии Fragrantica.

«Парфюмерный этикет — это скорее система суждений и набор общепринятых понятий. Все как в известной максиме Франсуа де Ларошфуко: „Хороший вкус говорит не столько об уме, сколько о ясности суждений“», — заключает Ярослав Симонов, сооснователь и главный парфюмер FAKOSHIMA, выпускник и преподаватель Grasse Institute of Perfumery.

Толерантность к чужому парфюму

Реакция на запах парфюма от других людей зависит от места и ситуации. Меньше всего люди хотят слышать чужие ароматы в транспорте (так ответили около половины респондентов): против чужого парфюма в автобусе, метро или такси высказались 59% опрошенных, в поезде — 48%, в самолете — 46%. Ольфакторную тишину в спортзале предпочитают 38% респондентов, в офисе — 27%, в ресторане — 24%, в театре — 22%.

«Представьте себя в самолете над Атлантикой: в дьюти-фри ваш сосед обильно побрызгался вашим нелюбимым ароматом. Бежать некуда — остается либо смириться и терпеть, либо вступить в конфликт. Избавиться от назойливого аромата непросто: если с руки его можно смыть, а остатки, впитавшиеся в кожу, замаскировать увлажняющим кремом, то с одеждой все сложнее — ее нужно стирать. Не будьте для других таким соседом: в магазинах дьюти-фри пользуйтесь блоттерами, а если хотите протестировать аромат на себе, наносите его на внешнюю сторону кисти — так его можно будет легко смыть», — рекомендует Игорь Масюков.

Антирейтинг ситуаций и мест для обильного применения парфюма

59% — в автобусе, метро, такси

39% — в спортзале

48% — в поезде

47% — в самолете

27% — в офисе, на работе

24% — в ресторане

22% — в театре

16% — принимая гостей у себя

15% — в гостях у кого-то

11% — на улице

9% — на корпоративе

Указана доля респондентов, которые не хотят слышать чужой парфюм в данном месте или ситуации. Респонденты могли выбирать несколько вариантов.

Реакция на чужой парфюм

К вопросам парфюмерного этикета относится не только правильный выбор места и интенсивности использования парфюма — люди по-разному выражают свое одобрение и неодобрение чужого выбора, а также неоднородно реагируют на замечания в свой адрес. Например, услышав от кого-то приятный аромат, 39% опрошенных сделают комплимент. Многие также готовы уточнить название, чтобы купить или добавить парфюм в свой вишлист, — так поступают 26% женщин и 15% мужчин.

Если аромат оказался крайне неприятен или его использовали чрезмерно, реакция зависит от степени знакомства. Например, когда носитель неприятного парфюма — незнакомый человек, 58% предпочтут отойти в сторону, если обстоятельства позволят. 40% готовы сдержаться и никак не реагировать. Если от аромата стало дурно, 6% примут таблетку — и столько же готовы сделать деликатное замечание. 4% попробуют перебить запах своим парфюмом.

С хорошо знакомым человеком в аналогичной ситуации гораздо больше опрошенных готовы так или иначе показать свою реакцию: 35% дадут понять, что парфюм неприятен, 14% поинтересуются, что за аромат, 12% выскажут свое недовольство однозначно. Каждый четвертый (24%) готов отойти в сторону, если это возможно, и каждый третий (31%) продолжит общение несмотря ни на что, если человек интересен. 4% людей готовы смолчать, но прекратить общение окончательно.

Получив замечание, лишь 5% респондентов станут реагировать дерзко — ответят с вызовом или сделают еще пару пшиков. Остальные просто учтут в следующий раз, что не надо пользоваться парфюмом так обильно (42%), поблагодарят за обратную связь (29%) или никак не отреагируют (24%).

«Отметить парфюм на другом человеке — это подарить человеку бесплатный эндорфин. Поэтому делаем комплименты, не стесняемся. Но поскольку парфюм все еще воспринимается как нечто личное, почти интимное, я бы рекомендовал хвалить аромат в деликатной манере, особенно если человек вам незнаком», — отмечает Ярослав Симонов.

Парфюмерный этикет: почему 35% россиян готовы сделать замечание окружающим из-за аромата - Фото 3Парфюмерный этикет: почему 35% россиян готовы сделать замечание окружающим из-за аромата - Фото 4
Ярослав Симонов

Сооснователь и главный парфюмер FAKOSHIMA выпускник и преподаватель Grasse Institute of Perfumery.

«Большую роль играет то, куда и в каком количестве вы наносите аромат. Даже самый яркий аромат можно правильно использовать, сделав по полупшику не на точки пульсации (запястья и шея), откуда он испарится быстро, к тому же находясь близко к носу, а, например, в подколенную ямку. С одежды ароматы пахнут тише и испаряются медленнее. Чтобы не раздражать окружающих, можно экспериментировать с количеством и местами нанесения парфюма», — советует Игорь Масюков из Fragrantica.

Использование и распознавание парфюма

В общих чертах представление о разных группах ароматов имеют 94% тех, кто пользуется парфюмом. Чаще всего люди отдают предпочтения свежим, цитрусовым, зеленым ароматам (47% опрошенных), от 20 до 30% предпочитают древесные, цветочные. Реже выбирают сладкие, гурманские, пряные, восточные. Каждый четвертый (23%) не имеет строгих предпочтений и пробует разные ароматы. Сложнее распознать, к какой группе относится чужой парфюм, — с этим стабильно справляются только 25%, и еще 44% могут иногда угадать.

Самые популярные группы ароматов

47% — свежие, цитрусовые, зеленые

29% — древесные

23% — цветочные

19% — сладкие, гурманские

15% — пряные, восточные

23% опрошенных любят разные ароматы

6% — не разбираются в ароматах

*Указана доля выбравших данный ответ. Респонденты могли выбирать несколько вариантов.

«Существуют ароматы, которые мы на физиологическом уровне воспринимаем как более яркие. В природе процесс обоняния напрямую связан с процессом питания, поэтому любая гурманика, особенно сладкая (она обещает организму быстрый выброс дофамина), более заметна. Анималика и дым воспринимаются нами как сигналы опасности — дикие животные, пожар! Еще существуют душистые вещества, которые раздражают наш тройничный нерв, создавая жгуче-холодящее ощущение в области носовых пазух. Это амброво-древесные материалы, ароматы с которыми стоит наносить умеренно.

Также на восприятие ароматов окружающими влияют культурные коды. Например, в Японии — культ чистоты, и громкий парфюм может быть воспринят как попытка замаскировать нечистоту. В странах Залива аттары с эфирными маслами розы и уда традиционно носят мужчины, тогда как в Европе вам скажут: «Что может быть женственнее розы?» Если вы путешествуете, узнайте чуть больше о стране, в которой планируете парфюмироваться», — комментирует эксперт парфюмерной энциклопедии Fragrantica Игорь Масюков.

«Четкое понимание контекста, вашей роли и ваших целей почти всегда влияет на профиль аромата и на его количество, которое вам следует нанести. Например, утром на брифинг в офис, где за столом будет много людей, не стоит наносить плотные вечерние композиции, лучше воздержаться от уда или амброво-древесных ароматов. Вообще, если вы точно знаете, что с вами рядом будут находиться люди без возможности от вас отойти, не стоит использовать парфюм с такими композициями. Я бы рекомендовал выбрать свежие цитрусовые или цветочно-фруктовые прозрачные композиции — они будут лишь слегка напоминать окружающим о вас. Если вы всегда пользуетесь одним и тем же ароматом, который может повести себя „плотнее“, чем это необходимо, то лучше нанесите вместо трех пшиков на грудь и шею один на затылок или на шею сзади, под волосы — в таком случае аромат будет распространяться за вами, лишь слегка угадываясь», — советует Ярослав Симонов, сооснователь и главный парфюмер FAKOSHIMA.

Об исследовании

Исследование проводилось в декабре 2024 года методом онлайн-анкетирования. В нем приняли участие 2 000 человек. Респонденты — мужчины и женщины старше 18 лет, проживающие в России. Исследование не затрагивало медицинские вопросы, такие как индивидуальная непереносимость, аллергия.

Фото: Shutterstock

Источник материала
loader
loader