Стрельба на Почтовая оказалась съемками фильма: режиссер рассказал, что это за кино и где можно будет посмотреть
Стрельба на Почтовая оказалась съемками фильма: режиссер рассказал, что это за кино и где можно будет посмотреть

Стрельба на Почтовая оказалась съемками фильма: режиссер рассказал, что это за кино и где можно будет посмотреть

Это будет первым фильмом в мире с 80% настоящих военных и использованием дронов

Стрельба на Почтовой площади в воскресенье, 17 августа, испугала киевлян и мгновенно облетела социальные сети. Позже выяснилось, что этот инцидент был не более чем частью съемок нового украинского фильма "Киллхаус" о реальной спецоперации наших военных.

"Телеграф" пообщался с режиссером будущей ленты Любомиром Левицким о том, почему для съемок выбрали центр столицы, как обеспечивали безопасность при работе со спецэффектами, чем фильм будет отличаться от голливудских боевиков и когда украинцы смогут его посмотреть.

Среди его работ — первый украинский молодежный триллер "Штольня" (2006), лента "Тени незабытых предков" (2013), одна из самых кассовых украинских комедий "Бешеная свадьба 3" (2021) и документальный фильм "Мы были рекрутами" (2024) о реальных военных событиях.

"На самом деле это не боевик, а тактический экшн"

Почему вы решили снимать боевик в центре Киева и именно Почтовую площадь выбрали для драматических сцен? Какое значение имеет место в контексте фильма?

— На самом деле, это не боевик. Почему-то так окрестили, но я бы назвал это тактический экшн. Это история, которая произошла на самом деле.

Она представлена в форме документального фильма "Иди за мной", который можно посмотреть на YouTube. Это невероятная и уникальная операция, совершенная украинскими военными.

Именно она легла в основу сценария "Киллхаус", который был дополнен художественным домыслом и в конце концов перерос в международный формат истории. В фильме принимают участие три подразделения: 3-я штурмовая бригада, подразделение СБУ-ЦСО и подразделение ГУР.

Вся история разворачивается параллельно в нескольких операциях. Одна из них происходит в центре Киева, где СБУ предотвращает террористический акт, который мог произойти в столице.

Среди локаций есть метро "Кловская", где мы уже проводили съемки. А вчера мы переснимали сцену преследования, где автомобиль с террористом останавливают прямо на набережной возле Почтовой площади.

— То есть, актерами являются действующие военные?

— Да, 80% актеров в фильме — это настоящие действующие военные и ветераны, а 20% — очень классные украинские актеры. Они делятся опытом с военными и вместе с тем получают от них обратный опыт. В этом отношении проект является очень экспериментальным. Но в общем-то наша задача — привлечь к съемкам как можно больше военных.

По сути это прецедент в мировом масштабе, когда в фильме принимает участие столько настоящих военных. Нам приходится подстраивать тайминги, графики, подборки, учитывать военные предписания. Бывает, что они приезжают на съемки между задачами, и поэтому процесс немного затягивается.

— Насколько охотно командиры отпускают военных на такие съемки?

— Это сложный вопрос, потому что иногда нам приходится буквально "бороться" за возможность участия военных. Но все понимают контекст фильма, его миссию и масштаб, понимают, как важно сегодня показывать новую милитари-культуру и создавать новое кино. Поэтому командиры совершают настоящие чудеса, чтобы отпускать, если есть такая возможность. А если возможности нет, нам приходится ждать.

Мы должны были завершить съемки еще месяц назад, но именно из-за ожиданий военных для некоторых сцен процесс затянулся.

"Патрульная полиция контролировала движение, чтобы никого не беспокоить"

— Какие меры безопасности были предприняты во время съемок со стрельбой в центре города?

— Прежде всего, это совершенно кинореквизит. Мы используем аудиовизуальные эффекты, то есть это не настоящие выстрелы, все делается безопасно. Кроме того, аудиовизуальные средства мы не привлекаем во время воздушной тревоги – это категорически запрещено и четко согласовано.

Чтобы получить разрешение на съемку этой сцены, нам пришлось в течение двух месяцев собрать 11 согласований от всех ответственных институций, заботящихся о безопасности. Это отняло немало времени. В результате мы договорились, что съемки проездов проводим с утра, при минимальном трафике, чтобы никого не беспокоить. На месте работала патрульная полиция, которая контролировала движение, чтобы случайные прохожие не оказались слишком близки и не подумали, что события происходят на самом деле.

С нами всегда была съемочная техника, и с экранов было видно, что это кино. Но все равно могли быть люди, которые обеспокоились. Мы искренне просим прощения у тех, кого это испугало. Думаю, таких было немного, но все же.

— Вы упомянули об 11 инстанциях — кто именно входил в этот список?

Это и КМВА, и полиция, и СБУ, и ГУР, и разные общественные организации безопасности, и службы, отвечающие за дорожное движение. Я даже не припомню всех наших партнеров, которые были вовлечены в этот процесс.

— Ожидали ли вы, что сцены вызовут панику среди киевлян? Почему не проинформировали жителей прежде?

— Дело в том, что сообщение было, но оно вышло с задержкой. В мэрии были все документы, они знали, что мы будем проводить съемки с аудиовизуальными эффектами, и должны были сделать объявление раньше времени.

Оно действительно появилось, но уже чуть позже – ближе к обеду. А съемки у нас проходили с утра. Думаю, это связано именно с выходным днем.

— Считаете ли вы, что эта история со "стрельбой на Почтовой" помогла сделать фильм более узнаваемым?

— Честно говоря, мне очень сложно оценить, как много людей об этом услышали.

Но я знаю, что ряд телеграмм-пабликов (как официальных, так и занимающихся перепостами) распространяли эту новость. В основном речь шла о том, что произошла стрельба во время съемок фильма. Однако я не видел много постов с названием самого фильма.

Я не считаю, что эти посты работали как реклама кино. Единственное, что они успокаивали людей, объясняя, что это была как раз съемка фильма. Иногда называли это "съемкой боевика".

"Я решил не давать врагу говорить на украинском"

— Как вы видите миссию этого фильма: развлечь, вдохновить или зафиксировать историю?

— Мы хотим поднять тему похищенных детей в Украине, потому что история о девочке, похищенной россиянами, — это ключевая и дипломатическая миссия фильма.

Второе – показать, как изменились силы обороны и украинские спецслужбы. Это уже практически одни из самых лучших спецслужб в мире, и мы хотим это зафиксировать. Появившаяся в Украине милитарная культура невероятная и мощная. Ее очень важно зафиксировать именно сейчас. Если Голливуд снимет фильм о нас первым, это будет не наше кино. Мы должны делать это сами, потому что сегодня особенно не хватает освещения наших достижений.

Большинство моих друзей и знакомых сейчас – военные. И значительный процент из них испытывает дефицит ценности своих действий. Они возвращаются на ротацию из боевой техники в город, видят, что город живет, бизнес работает, все хорошо… Но люди не всегда понимают, что они делают и какой ценой.

Если мы не покажем их смелость, изобретательность и профессионализм, это не отразится в обществе. Голливуд прославил американскую армию — почему бы нам не сделать то же самое для наших военных? Сейчас есть время показать это.

Мы используем настоящих военных, настоящих людей, играющих самих себя. Среди интересных фактов о фильме реальные позывные остаются без изменений. А еще в фильме играет американская журналистка Одри МакАлпайн, которая работает в United24. Более того, это один из первых фильмов в истории, где используются реальные боевые FPV-дроны. Лента включает в себя много уникальных элементов, которых нет в других проектах.

Любомир Левицкий с командой

Главная история проста – объединение семьи, разобщенной войной. Это метафора Украины, которую мы хотим "соединить" в конце фильма. Это эмоциональная и красивая история, которая не является боевиком, а вдохновляющей и гражданской, и военной динамичной и напряженной историей.

Мы стремимся донести эту историю по всему миру через глобальные платформы — Netflix, Apple TV и другие. Это не просто развлекательное кино. С начала полномасштабной войны кино для меня перестало быть интересно просто как искусство. Оно должно являться инструментом воздействия на общество.

Поэтому мы проводим много консультаций с военными службами и международными экспертами, чтобы все было максимально достоверно и содержательно.

— Какие международные фестивали или прокатные платформы рассматриваете?

— Я не уверен, что это кино станет фестивальным форматом. Оно все-таки рассчитано на широкую аудиторию.

Мне видится его больше как блокбастер. Я режиссер, вкладывающий сложные смыслы в простые формы. Мне нравится давать людям "горькую пилюлю, завернутую в сладкий шоколад", чтобы они смогли "укусить" историю, но одновременно добраться до основного смысла и понять, что это работает.

Посмотрим, будут ли фестивали уместны для этого проекта.

— Этот фильм будет с английскими субтитрами?

— Мы будем делать дубляж при необходимости: если будет международная дистрибуция, фильм получит английскую озвучку. В Украине он будет выходить в оригинале на украинском, с дублированием английскими актерами.

В фильме используется три языка: украинский, английский и русский. По закону о дубляже, фразы на русском не могут превышать 10% от общего количества диалогов. Так что мне пришлось выбирать: оставлять русский или английский. Я решил не давать врагу "говорить" на украинском — честно говоря, мне это не хотелось.

Диалогов на русском немного, но их достаточно для сюжета.

"Бюджет фильма — около 800 тысяч долларов, это абсолютно частный проект"

— Каков бюджет фильма и кто инвесторы проекта? Получаете ли вы поддержку от Госкино или других государственных институций?

— Бюджет фильма составляет около 800 тысяч долларов. Это абсолютно частный проект.

Я являюсь генеральным продюсером и инициатором. У нас есть официальные партнеры – несколько крупных украинских брендов: Карпатская родниковая, WorkUA, компания Дарница, Adaptis и еще ряд других компаний.

Наша финансовая модель основывается на спонсорских вкладах и частных инвестициях бизнеса. Мы надеемся вернуть эти средства из-за проката фильма.

У меня была возможность получить государственное финансирование, но отказался. По моему мнению, это было некстати.

— Как военное положение влияет на процесс кинопроизводства в Украине?

Я слышала, что сейчас снимается гораздо меньше фильмов, чем раньше. Большинство выходящих были сняты еще до полномасштабного вторжения.

— Так и есть. На самом деле, все это связано с финансированием. Раньше большинство киноиндустрии финансировалось государством — где-то на 90%.

Сейчас всего несколько крупных студий снимают кино во время войны. К примеру, FilmUA снимает хорроры и комедии, недорогие фильмы до 500 тысяч долларов. Также есть небольшие продюсерские компании, работающие с блоггерским кино, где маркетинг строится на блоггерах-миллионниках. Это тоже недорогие проекты, но они окупаются в результате такой маркетинговой модели.

Наш фильм – другой. Он фактически должен стоить около 3 миллионов долларов, если бы мы делали его в стандартном кинопроизводстве. Мы во многом идем на жертвы, чтобы реализовать проект с той командой и подходом, который у нас есть. За имеющийся бюджет мы делаем все возможное и даже немного больше, чем можно было бы ожидать.

— Что касается съемок на Почтовой площади — перекрытие дорог, по-видимому, стоит немалых денег?

— Мы не перекрывали дорогу полностью, потому что это очень дорого. Это хороший пример того, как мы работаем.

Обычно перекрытие дороги включает патрульные автомобили, направляющие трафик в объезд. В таком случае город должен заплатить очень большие средства, ведь привлечено много служб — полиция, сервис, другие городские службы.

Мы ведь работаем иначе: патрульные автомобили на момент съемки кадра лишь немного замедляют трафик на одну минуту, не останавливая его. Это позволяет нам получить "чистый путь" для съемки, например, на 2 километра. Мы снимаем кадры, передаем аппаратуру дальше, и движение продолжается.

То есть, мы не создаем неудобств для города или людей. Кадр длится 30-40 секунд и почти не влияет на трафик. И это при том, что мы официально платим только за услуги полиции.

— Когда выйдет фильм и смогут ли украинцы посмотреть бесплатно на легальных платформах?

— Фильм в ноябре выйдет в кинотеатрах и, я думаю, будет показан в полном киноформате. Наша большая аудитория – это военные, и все они хотят смотреть кино на больших экранах с хорошим звуком. Мы надеемся, что кинотеатрам понравится фильм, и они покажут его в течение двух месяцев, чтобы он пожил в прокате.

После этого фильм появится на официальных платформах. Мы планируем вести переговоры с Netflix, но имеем в виду международный Netflix, а не украинский, ограниченный территорией Украины. Их решение зависит от успеха фильма в кинотеатрах и от того, насколько понятна будет история для мировой аудитории.

Фильм не будет доступен в пиратских версиях. Мы уже давно работаем с компаниями, блокирующими незаконное распространение контента, и этот процесс эффективно работает уже более десяти лет.

Спустя около полугода после релиза планируется премьера на международной платформе.

Теги по теме
Киев
Источник материала
loader
loader