Мобилизация 55+: как должно быть и что имеем на самом деле
Мобилизация 55+: как должно быть и что имеем на самом деле

Мобилизация 55+: как должно быть и что имеем на самом деле

Мобилизация продолжается, мобилизационный возраст остается постоянным: 25 - 60 лет. Что касается верхней планки, то до сих пор не прекращаются дискуссии, высока она или нет. Какие нюансы и какие законотворческие предложения - в обзоре Коротко про.

Две директивы

В сентябре 2024 года украинцев всколыхнула новость, распространенная народным депутатом Алексеем Гончаренко: в Сухопутных войсках издана директива, предписывающая мобилизовать мужчин после 50 лет только по отдельному распоряжению Генштаба. Юристы это объяснили так: под призыв будут попадать только военнообязанные такого возраста, имеющие дефицитную военно-учетную специальность, и каждый человек будет рассматриваться отдельно.

Однако в открытом доступе документ не появился, и его реализация оказалась под вопросом. По крайней мере, в декабре того же года начальник Черкасского ТЦК и СП Олег Тимошенко в интервью агентству “18000” сообщил, что уже есть "другая директива по мобилизации людей, кому за 50". Если таких признают пригодными, их отправляют либо в учебные центры, либо в ремонтные части, связи, то есть на небоевые должности.

Как свидетельствуют сообщения в соцсетях, мобилизация 50-55+ происходит, рассылать повестки военные комиссары прекращают мужчинам после 59 лет, и только такие могут чувствовать себя относительно спокойными при проверке документов в общественных местах.

Меньше вопросов, чем к молодежи

Понятие «ограниченно пригоден» хоть и было отменено, но этот термин до сих пор употребляют в армии, потому что, по сути, мало что изменилось. Мобилизованных 50+ относят к такой категории. Инструктор одной из учебных воинских частей рассказал Коротко про, что в последнее время у них возрастных курсантов стало меньше, впрочем, не берется ручаться, что так на всех полигонах.

– У нас отделяют курсантов 45+. Если набирается взвод – 40 человек в такой категории, то 10-15 человек в возрасте за 50 лет среди них найдется, – говорит Олег. – Как правило, все они имеют какие-то расстройства здоровья. Когда надевают форму, броники, берцы, начинаются проблемы с опорно-двигательным аппаратом, некоторые реагируют на необычную пищу, хотя в принципе кормят у нас хорошо. Если человек по болезням пропустил более 30 процентов занятий, то он должен пройти курс базовой военной подготовки повторно. Поэтому случается, что такая категория задерживается на полигонах сверх нормы. Хотя будем честными - это может произойти и с курсантами в возрасте 30+, а то и помоложе.

Наш собеседник говорит, что 50+ действительно не отправляются на боевые должности.

- В каждой бригаде есть взвод снабжения, взвод охраны. Если человек не имеет подходящей для армии профессии, никогда не служил, но дисциплинирован, ответственен, он может остаться в учебном центре –  где-то убрать, что-то починить, подготовить, выполнить какую-то чисто техническую работу.

Олег говорит, что с высоты своих 48 лет он лично имеет больше вопросов не к «старым», а к молодежи, которая подписывает «контракт 18-24».

– Из 24-летних я ни одного пока не видел. Приходят дети 18-19 лет, не знают, что такое механические часы, из мотивации у них - только миллион гривен, войну рассматривают как игру в Counter Strike. Те, кому 50+, по крайней мере, имеют воспитание и жизненный опыт. Конечно, среди них есть и алкаши, но таких найдешь повсюду. Да и по физическому состоянию 50-летние дяди, если мобилизуются осознанно, могут молодым фору дать. А если это опытный водитель, ремонтник или логист, то его возьмут с руками и ногами.

Работают по плану, а не по качеству набора

Между тем есть и другие отзывы – о том, как мужчины 50+ без полезной профессии, с недостатками здоровья или с совершенно нездоровыми привычками после учебы месяцами просиживают в распределительных частях, где ничего не делают и при этом получат 20 000 гривен.

«Среди тех десятков людей, где находится мой муж, все, как и он, ограниченно пригодны и в возрасте 45-59 лет преимущественно. Многие реально сильно больны, кто-то едва ходит, у кого-то эпилепсия, у кого-то выпадают суставы... - рассказала историю пользовательница фейсбука Надежда Раюшкина. - А еще у многих обострились болезни, ведь что делает куча мужчин, когда им нечего делать? Правильно, бухают! Как сказал мой муж, «я и не представлял, что люди, которые столько пьют, еще вообще существуют»… Скорая приезжает к ним со стабильной периодичностью через день, кто-то уже в больнице, кого-то кладут на операцию. И все это за счет средств Министерства обороны. Ибо все они теперь военные. И выходит так, что уйти оттуда они не могут, потому что это СЗЧ и соответствующее наказание, там они нафиг никому не нужны, но государство тратит на них кучу денег. Вместо того чтобы эти же мужчины работали и платили налоги».

Вопрос об экономической стороне неразборчивой мобилизации поднимался неоднократно, но до сих пор нет ответа.

– Действительно, ситуация такова, что многих мобилизованных боевые бригады не хотят к себе брать. На тыловые должности немало претендентов из молодых или военных после ранения. Проблема в том, что у нас система перекошена. ТЦК работают по плану. Им сказали: нужно 100 человек - они 100 и набрали. А кто там – бомжи, молодые ребята или мужчины пожилого возраста – им все равно, – констатирует военный эксперт Олег Жданов. – Кого набрали, того и возят по воинским частям, пытаясь передать. Если нет – то сдают в учебный центр, а затем оттуда их перебрасывают в резервный батальон.

По мнению полковника запаса, ТЦК и СП должны работать не по цифрам, а по заявкам.

- Должны быть определены категории военных и военно-учетные специальности, которые нужны на сегодняшний день. Соответственно, разнарядка на ТЦК должна состоять не из количества личного состава, а из качества набора. Так было после начала войны. Сначала брали всех, а потом стали отбирать по специальностям, добровольцам говорили: ждите повесток. Потому что действительно зачем набирать лишних людей, которых придется кормить, содержать и которых нельзя будет уволить, потому что не будет оснований.

В настоящее время в Верховной Раде лежат два законопроекта, касающихся категории 55+. Первый – по инициативе Алексея Гончаренко, Владимира Арьева, Юлии Тимошенко и еще нескольких депутатов – предлагает ограничить этой планкой мобилизационный возраст. Второй – авторства Дмитрия Разумкова и его коллег – призван узаконить то, что уже, собственно, есть – мобилизованные возрастом 55+ должны проходить службу в зоне, где не ведутся боевые действия. Оба законопроекта еще не рассмотрены профильным комитетом.

Теги по теме
военные
Источник материала