/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F4%2Fd663510027a93ad2c7b4d51878649d40.jpg)
Слева от Зе. Действительно ли Гетманцеву готовят свою партию и какой она может быть
В начале июля 2025 года в Киеве состоялась малолюдная, но довольно важная для политического процесса встреча.
Подальше от публики и телекамер собрались три человека: глава президентской фракции "Слуга народа" Давид Арахамия, руководитель финансового комитета Рады Даниил Гетманцев и тогда первый вице-премьер правительства Юлия Свириденко.
Июль был временем, когда весь политический класс страны жил одной темой – перезагрузки правительства.
Президент Владимир Зеленский окончательно решил заменить рекордсмена по пребыванию на посту премьера Дениса Шмыгаля как раз на Свириденко.
Поэтому тема "встречи на троих" была и очевидной, и неожиданной одновременно.
"Когда Юлю начали продвигать на премьера, то Гетманцев всех предупредил, что будет этому противодействовать.
И Давид организовал им встречу, чтобы они нашли общий язык", – вспоминает в разговоре с УП один из влиятельных депутатов-"слуг".
Как видно из того, что в конце концов и Арахамия, и Гетманцев поддержали назначение Свириденко и ее правительства, найти общий язык таки удалось.
Однако в этой истории интересен даже не столько результат встречи.
Сам факт ее проведения показал, что внутри "единой партии власти" начинаются интересные движения.
"Знаете, во фракции давно говорят, что у президента есть вот какая-то супер идея на выборы, которая всех порвет.
Пока никто не знает, что это может быть.
Поэтому все понемногу присматриваются к каким-то "запасным аэродромам"", – с умиротворенной улыбкой описывает ситуацию во фракции "Слуги народа" один из ее членов.
Как рассказывают другие "слуги", кто-то из депутатов пытается показать свою пользу через максимальную лояльность к президенту.
Кто-то не пропускает ни одного заседания в надежде, что его фамилию заметят в графике посещаемости.
Кто-то пытается создать определенные "попутные" политические проекты, чтобы в нужный момент положить их на алтарь президентской славы.
Уже несколько месяцев в контексте создания возможного партийного сателлита для президентской политсилы чаще всего звучит фамилия упомянутого выше Даниила Гетманцева.
Поэтому "Украинская правда" решила разобраться, возможен ли какой-то отдельный проект главы финансового комитета, кто ему может помочь в этом и не доведет ли эта задумка до конфликта с Офисом президента.
Субъективизация Гетманцева.
Персона Даниила Гетманцева относится к тому типу политических фигур, которых легко любить и еще легче ненавидеть.
Труднее всего – не иметь о нем мнения.
Еще со времен президентской избирательной кампании Гетманцев был фигурой неоднозначной, но однозначно очень выделялся размахом на фоне других экономических экспертов в "Слуге".
За годы работы Рады этого созыва глава финкомитета сумел сформировать тесные отношения и с руководством властной фракции в лице Арахамии, и с экс-премьером Шмыгалем.
И даже – что вообще редкость – принадлежит к тому достаточно узкому кругу людей, которые до сих пор могут не соглашаться с очередным экономическим озарением президента Зеленского.
Время от времени Офис распоряжается выключить Гетманцева из ручного "телемарафона", однако серьезных конфликтов до сих пор удавалось избегать.
Как убеждают люди из окружения Гетманцева, его требование к Свириденко критически относиться к идеям "сверху" и было одной из причин, почему Арахамии пришлось организовывать им встречу с будущим премьером.
"Проблема Даниила в том, что его отождествляют с финансово-экономической политикой государства.
И все "гэ" ложится на него.
И если у нас нет третий год программы страхования военно-политических рисков, а Минэкономики выходит с яркими презенташками о том, что есть, то ясно, что Гетманцев не мог промолчать.
И второй вопрос на встрече со Свириденко был в том, что какие бы ни были инициативы у нашего руководства, иногда надо говорить "нет"", – коротко пересказывает темы разговора с будущим премьером один из влиятельных "слуг".
"Вы же помните программу "10–10–10".
Ее предлагали Гетманцеву разрабатывать, еще когда Ростислава Шурмы не было в ОП.
Он долго объяснял, почему оно не взлетит.
Президент очень занят войной.
У него могут быть разные хорошие идеи, но задача тех людей, которые рядом, не просто кивать, а учитывать реалии.
Как, например, в истории с тем же "кэшбеком".
Свириденко не говорила "нет"", – добавляет собеседник.
Очевидно, что "встреча на троих" не могла дать каких-то прикладных результатов, кроме нескольких голосов за новое правительство.
Однако после нее воплотилась в жизнь идея так называемой Рады коалиции.
УП достаточно подробно писала об этой площадке взаимодействия парламента и правительства.
Нельзя сказать, что он стал центром принятия решений.
Статус Рады коалиции очень четко описывает ситуация, когда 6 октября его заседание отменили из-за "мероприятия высшего уровня" – совещания у Зеленского, которое продлилось что-то около 10 минут.
Но появление этой площадки принесло определенные вполне практические последствия.
Например, решения Рады коалиции оформляются поручениями премьера для профильных министров и структур.
Так что их нельзя просто проигнорировать.
Однако наиболее заметным следствием работы этой Рады стала субъективизация его руководителей.
Формальными сопредседателями там являются Давид Арахамия и Юлия Свириденко.
Кто знаком с управленческой манерой главы фракции "Слуга народа", тот знает, что она заключается в тотальном делегировании всей работы, кроме создания конструктивной атмосферы и наполнения заседаний шутками по случаю.
Так что очевидно, что вся организационная работа новосозданного органа лежит на его секретаре Гетманцеве: от формирования повестки дня с премьером до модерации выступлений депутатов и оформления результатов.
Для депутатов и чиновников внутри процесса итоги деятельности РК кажутся скромными.
Но для самого Гетманцева они куда ощутимее.
Он фактически встроился в процесс принятия решений на самом высоком уровне или по крайней мере получил инструментарий, чтобы производить такое впечатление.
Для людей вне Верховной Рады сам факт того, что к кому-то на встречи ходит премьер, профильные министры, руководство парламента и фракции СН – это однозначный показатель статусности.
Как минимум теперь многие в бизнесе и политикуме видят в Гетманцеве человека, который способен сделать какую-то тему приоритетной для обсуждения всеми властями.
И речь не только о налогах или войне с ФОПами.
Первые заседания РК прошли по темам прифронтовых территорий, ВПЛ и тому подобное.
Даже если потом правительство или парламент ничего не реализуют, то это не помешает секретарю Рады коалиции записать десяток Тик-Токов или собрать очередной круглый стол в регионах.
Если бы надо было придумать какую-то стартовую площадку для незаметного начала политического проекта, то более удобной не найти.
Зе!дентская фракция.
Как появилась и почему приходит в упадок первое в истории монобольшинство в Раде.
Политическая активизация, или "Трансформация" Гетманцева от налогового диктатора к государственнику.
"Даниил Гетманцев – экономика, финансы и налогообложение", – именно так 18 апреля 2019-го тогда еще кандидат в президенты Владимир Зеленский представил одного из членов своей команды.
За шесть лет на посту главы комитета Рады Гетманцев занимался преимущественно профильными вопросами – финансами, налогами, таможней.
Поэтому и прославился как налоговый диктатор, эксперт по "общипыванию гусей" и персона нон грата в среде ФОПов, которых постоянно стремится "детенизировать".
Неожиданно для многих в этом году вектор деятельности Гетманцева несколько изменился: он вдруг взялся за социалку.
В вопросе соцвыплат депутат позиционирует себя как своего рода зарплатно-пенсионного Робина Гуда:"ликвидировать спецпенсии", "положить конец бедности пенсионеров", "достойную оплату труда – всем квалифицированным работникам".
Среди размышлений о социальной справедливости он пытается создать в соцсетях образ простого человека из народа.
Делится рецептами блюд, позирует в тельняшке на фоне виноградного урожая, хвастается пополнением в курятнике – маленькими "пітятками".
Как политика побеждает войну в жизни элит.
Еще одна сфера, в которой в последнее время проявляет активность глава парламентского Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики – поддержка прифронтовых регионов.
Здесь он достаточно тесно завязан на региональные элиты, в частности на мэра Харькова Игоря Терехова или главу Николаевской облгосадминистрации Виталия Кима.
Например, в конце июня 2025 года Гетманцев принял участие в харьковском форуме, где были представители городской власти и бизнеса.
На мероприятии он, просто тебе в старых добрых традициях предвыборных туров, представил собственную программу помощи прифронтовым регионам.
Она предусматривает создание государственного фонда для "поддержки экономической активности, инвестиций и создания рабочих мест".
По странному стечению обстоятельств через несколько месяцев Кабмин мощно начал реализовывать свою программу помощи прифронтовым регионам.
Собеседники УП в Раде предполагают, что чиновники спохватились не в последнюю очередь из-за чрезмерной активности команды Гетманцева на их территории.
Свириденко и Гетманцев конкурируют за политические баллы еще в одном секторе – взаимодействие с внутренне-перемещенными лицами.
Пока премьер проводит серию поездок по Украине – посещает транзитные центры для эвакуированных и "усиливает поддержку ВПЛ" на выездных заседаниях правительства, – глава финансового комитета "работает на перспективу".
Гетманцев поддерживает увеличение расходов на поддержку переселенцев в бюджете-2026, продвигает инициативы по льготному кредитованию и жилищным программам для ВПЛ.
А еще – заручается поддержкой депутатов, которые в начале большой войны основали общественную организацию "ВПЛ Украины".
Ключевых игроков там трое.
Первый – Максим Ткаченко.
Это экс-продюсер компании "Квартал-концерт" и заместитель Арахамии.
Ткаченко руководит небольшой группой депутатов в "Слуге народа".
Он возглавлял команду Зеленского в Луганской области на президентских выборах в 2019-м.
Кроме него "ВПЛ Украины" занимаются депутаты Руслан Горбенко, крупный шинный бизнесмен, и Сергей Козырь – бывший глава Херсонской областной государственной администрации.
Мы поговорили с одним из членов ОО "ВПЛ Украины".
Он всячески восхвалял Гетманцева: "всегда на связи", "охотно поддерживает финансирование программ поддержки внутренне-перемещенных лиц".
После вопроса о возможном политическом проекте главы финансового комитета Рады всегда самоуверенный депутат запнулся и сбился на поток путаных объяснений:.
"Это же парламент, как и вся Украина, кто-то что-то собирает на будущее..
Если Гетманцев увеличил свое присутствие в информационном поле – возможно.
Но со мной он ничем таким не делился.
Не предлагал присоединиться к команде.
И зачем? У нас разные направления.
У Даниила Александровича – реформирование страны в послевоенном состоянии.
Действительно, для этих реформ надо формировать команду".
В последнее время сотрудничать с Гетманцевым активнее начали и крупные бизнес-ассоциации, в том числе международные.
Разве только Союз украинских предпринимателей, оплот либерализма и предпринимательской свободы, еще пугает чрезмерная левизна главы финкомитета.
Но места в детище Гетманцева, "Клубе белого бизнеса", не пустуют.
"Меня поддерживает весь "белый" бизнес.
"Белая" часть есть в любой отрасли.
Нефтетрейдинг, ритейл, сельскохозяйственная переработка и тому подобное.
Они требуют от государства детенизации.
А я сознательно занимаюсь ею с 2019 года", – убеждает в комментарии УП сам Гетманцев.
"Даниила поддерживают крупные торговые сети.
Крупные АЗС.
Табак делится на две части: "большая четверка" (международные табачные корпорации – УП) и наши "черти".
С "четверкой" мы сотрудничаем достаточно глубоко.
Они медийно поддерживают.
Мероприятия проводят", – добавляет на условиях анонимности собеседник УП из комитета Гетманцева.
Сам Гетманцев уверяет УП, что вся его команда – это якобы несколько помощников.
Однако, как известно "Украинской правде" от собеседников во власти и бизнесе, для разработки большинства из описанных выше тем команда Гетманцева – Арахамии собрала по крайней мере небольшие экспертные группы.
Позиционирование: какой может быть партия Гетманцева.
Одно из основных условий для создания любого политического проекта – четкое позиционирование и ориентация на определенную электоральную нишу.
Если попытаться описать потенциальную политсилу с такой точки зрения, то ее можно обозначить как крайнее "левое" крыло некогда единой президентской партии.
Учитывая, что президент Зеленский за годы вторжения взял резко "вправо" (от "какая разница" до "прочь от Москвы"), то условной партии Гетманцева полностью открыта та часть избирателей Зеленского образца 2019-го, которая имеет определенные патерналистические взгляды и просоветский сентимент.
Если такой проект состоится, то он автоматически станет конкурентом за старшую аудиторию с Юлией Тимошенко и сможет работать на адекватную часть избирателей, которые когда-то группировались вокруг медиахолдингов Медведчука и Мураева.
Здесь можно вспомнить, что глава финансового комитета Рады был против запрета "московских" церквей в Украине или не поддерживает декоммунизацию, потому что "не Толстой с Булгаковым бомбят Киев".
Были и традиционные посты с несколько "победобесным" душком в День победы, правда, до начала большого вторжения.
Если обобщить, то в идеальном мире Гетманцева крупный капитал зажат в железобетонные налоговые рамки, а социальное благо поровну роздано между всеми.
Возможно, поэтому жертвой публичных инвектив от него стал первый вице-премьер – министр цифровой трансформации Михаил Федоров.
Полный антагонист, апологет дерегуляций, свободного рынка и цифровизации всего.
Для людей с майндсетом Гетманцева Федоров – буквальное олицетворение либерального технологического ужаса.
Их конфликт настолько же естественен, насколько и неразрешим.
Правда, как убеждают УП собеседники в Раде, Гетманцев формально имеет две конкретные претензии к Федорову – срыв сроков для внедрения механизма е.
Акциз и государственной системы онлайн-мониторинга (ГСОМ) в игорном бизнесе.
"Получается так, что ситуация у Даниила с Мишей, как у него же с Юлей, но хуже.
Потому что общая экономика – это еще такой вопрос.
А е.
Акциз и "игорка" закреплены за финкомитетом.
Если Даниил молчит об этом, значит, он в теме и в доле.
Поэтому он не молчит", – рассуждает во время разговора с УП один из топов "Слуги народа".
Интересно, что ответственный за "игорку" Гетманцев сам был одним из соучредителей оператора национальных лотерей "М.
На эту структуру СНБО наложил санкции в 2015-м.
Их позже сняли, а компетенция у Гетманцева осталась.
Собственно, где-то в пределах этого треугольника Федоров – Свириденко – Гетманцев и будут происходить поиски позиционирования потенциальной партии последнего.
Ее деятельность на начальном этапе, во-первых, вполне органично сфокусируется на борьбе с бесконтрольными цифровыми "серыми" капиталистами для получения денег на социалку.
А во-вторых, будет провоцировать правительство догонять активности Гетманцева и Ко в работе с ВПЛ, прифронтовыми территориями и другими социально чувствительными группами.
Как метко пошутил один из влиятельных "слуг", если этот проект состоится, то это будет "Разумков, но наш".
Структура, из которой в будущем можно попытаться создать политсилу имени Гетманцева, еще в зародыше.
Трудно предсказать, кто ею будет заниматься и будет ли это вообще отдельная сила.
Но что можно сказать наверняка – это не будет проект, оппозиционный к президенту Зеленскому.
Сам Гетманцев на вопрос УП о создании партии лишь подтверждает преданность Зеленскому: "Я выполняю программу "СН" и поддерживаю своими реформами президента.
Я делаю все на пользу страны и президента, ведь у них общие цели".
По словам нескольких собеседников УП в Зе!команде, на Банковой получено высокое благословение и там не видят угрозы от активностей Арахамии и Гетманцева.
Ведь это беспроигрышный вариант.
Если у Гетманцева получится создать отдельную силу, она будет сателлитом власти, который может абсорбировать даже часть бывшего электората "регионалов".
Если не удастся, эту команду можно будет интегрировать во властную партию как суббренд.
Однако опыт предшественников Зеленского наглядно и недвусмысленно показал, что без массовых фальсификаций, подкупа избирателей и договорняков еще ни одна партия – сателлит власти не побеждала на выборах.
Роман Романюк, Ангелина Страшкулич, УП.

