/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F4%2Fbe7eae477d0cf2270e7ae0f8adea7d70.jpg)
Одна битва за другой, или Зеленский между "Мидасом" и Трампом
Ноябрь 2025 года однозначно войдет в историю Украины как время невероятных политических потрясений.
Сначала, 10 числа, страна проснулась в новой реальности – после публикации антикоррупционными органами так называемых "пленок Миндича".
Благодаря многомесячной работе детективов выяснилось, что близкий к президенту Владимиру Зеленскому бизнесмен Тимур Миндич организовал грандиозную по своим масштабам коррупционную систему "шлагбаумов" в энергетике.
Национальное антикоррупционное бюро несколько дней выкладывало одну за другой новые серии своего "сериала", который в политических кругах в шутку уже успели окрестить четвертым сезоном "Слуги народа".
С каждой новой серией сюжет все больше усложнялся, замазанных персонажей на самой вершине властной вертикали становилось все больше и, казалось, вопрос лишь времени, когда на пленках прозвучат две наиболее чувствительные для нынешней политической элиты фамилии – Ермака и Зеленского.
То, насколько все серьезно, поняла и сама власть.
По крайней мере в течение прошлой недели тихо готовился едва ли не кулуарный бунт той части команды, которая наделена полномочиями согласно должностям, против формально безвластного, а на самом деле влиятельного архитектора "единой вертикали ОП" Андрея Ермака.
Апофеозом этого противостояния, когда вопрос отставки Ермака поставят ребром, должна была стать встреча президента с фракцией "Слуги народа" 20 ноября.
Должна была, но не стала.
Удержать "своих" на должностях Зеленскому помогли частично "домашние заготовки", частично нерешительность депутатов.
Но главным спасителем Ермака, как ни странно, стал американский президент Дональд Трамп.
Привезенный в Киев его эмиссарами "мирный план" оказался настолько возмутительным и неприемлемым, что на его фоне судьба Ермака выглядела чем-то второстепенным.
Поэтому Зеленский не просто не уволил Ермака, а еще и назначил его главой делегации на переговорах с США по "мирному плану" Дмитриева – Виткоффа.
Но действительно ли руководитель ОП может выдохнуть с облегчением? Смирится ли система власти с тем, что архитектор конструкции, в которой "Миндичгейт" стал реальным, остается на должности? Испугались ли лидеры "восстания слуг" возможных подозрений в государственной измене за несогласие с президентом? Наконец, сможет ли внешняя угроза стабилизировать расшатанную вертикаль Ермака – Зеленского?.
"Украинская правда" попыталась ответить на эти вопросы.
Восстание ягнят: система бунтует против Ермака.
В начальных сериях опубликованных "пленок Миндича" фамилия главы Офиса президента не звучала.
Однако едва ли не с первых часов скандала, когда президент Зеленский лихорадочно искал решение и просил совета у всех более или менее субъектных представителей своей команды, фамилия, которую ему пришлось слышать чаще всего, была как раз Ермак.
В чем же природа этого парадокса? Ответ очень прост.
Каждый, кто хоть немного ориентируется в системе власти, кто пытался решить что-то в министерствах, силовых органах, Антимонопольном комитете или АРМА, в областных администрациях или одесских портах, знает, что система принятия хоть сколько-нибудь серьезных решений состоит из двух ступеней: сначала глава ОП, а потом, при необходимости, президент.
Соответственно вся система, столкнувшись с жутким ударом коррупционного скандала инстинктивно обернулась и указала президенту на человека, который сделал "Миндичгейт" реальным.
Фигурирует ли на неопубликованных пленках Ермак, и если да, то как именно, никто во власти не знает.
Но ни у кого из опрошенных УП высокопоставленных чиновников не было и минутного сомнения, что он там есть.
И что, как во всех других сферах, там его партия звучит в числе "первых скрипок".
Может не так поэтично, но по факту то же самое президенту озвучили на прошлой неделе и его силовики, и дипломаты, и чиновники, и в частных разговорах депутаты.
20 ноября на большой встрече с фракцией "Слуги народа" тезис о необходимости смены системы, отставки Ермака и перезагрузки властного взаимодействия должен был стать главным.
Перед разговором с президентом большинство "слуг" из разных внутренних групп во фракции описывали ситуацию если не как готовность к бунту, то как решимость требовать полной перезагрузки системы управления.
Впрочем президент Зеленский тоже готовился к этому разговору.
Надо отметить то обстоятельство, что буквально в первые дни "Миндичгейта" Зеленский с Ермаком уехали из страны в международное турне.
В новости оно попало как ряд двусторонних встреч с подписанными, скажем, во Франции меморандумами о будущей возможной закупке 100 истребителей и тому подобное.
Пропустим сейчас тот факт, что у Украины нет денег на зарплаты военным на следующий год, не то что на сотни истребителей.
Для нашей истории важно, что Ермак в традиционной для него манере сумел увести Зеленского от опасных для себя эмоциональных решений в Украине.
Несколько дней международных поездок дали главе ОП время и место, чтобы предложить Зеленскому "правильный" взгляд на ситуацию, найти "виновников" слива и показать гнев депутатов как "диверсию" мятежников изнутри команды.
Главная роль такого "политического диверсанта и предателя" была отписана ни кому другому как главе фракции "Слуга народа" Давиду Арахамии.
Поэтому, когда 20 ноября депутаты готовились встречаться с президентом, в ОП абсолютно серьезно намеревались вручать главе собственной фракции подозрение в госизмене.
Учитывая тот факт, что со времен первых стамбульских мирных переговоров Арахамия поддерживает контакты с доверенным лицом руководителя Кремля Путина – олигархом Романом Абрамовичем, картинка российского следа в попытке "дестабилизировать систему" выглядела для технологов в ОП почти совершенной.
Оставалась мелочь – найти, кто такое подозрение подпишет и выдвинет такие обвинения.
И тут выяснилось интересное.
Ни руководитель СБУ генерал Василий Малюк, ни даже "полностью свой" генпрокурор Руслан Кравченко играть в подобную историю не проявили ни малейшего азарта.
Несмотря на угрозы отставок и даже реальную подготовку к воплощению этих угроз.
В тот день Арахамия не получил подозрение, но, чтобы сбить его пыл на встрече фракции с президентом, хватило и самой готовности "Лидера" прибегнуть к такому волюнтаризму.
Поэтому встреча прошла, как прошла, фамилию Ермака осмелилась озвучить только наделенная "гамлетовским" статусом народная депутатка Марьяна Безуглая.
На ее вопрос об отставке главы ОП был получен невнятный ответ, что это полномочия президента и он сам решит.
Как следствие глава ОП свою должность сохранил.
О секретаре СНБО Рустеме Умерове, которого тоже постоянно упоминают в контексте "пленок Миндича", у президента никто даже не стал спрашивать.
Может показаться, что все прошло как всегда – президент пережал фракцию.
Но полной победой Офиса встреча выглядит лишь на первый взгляд.
Было во время этого разговора нечто новое, чего никогда раньше не наблюдалось в общении "Лидера" и его "слуг".
Когда на вопрос, как так случилось, что всех людей выбирает Офис, а они потом воруют сотни миллионов долларов, президент ответил "Я не знаю", то депутаты не смогли сдержать кто возмущение, а кто смех.
Едва ли не впервые депутаты почти открыто смеялись.
И не с президентом.
Через два дня после этого Зеленский пошел еще дальше в игнорировании воли депутатов и назначил Ермака главой делегации на переговоры.
Возможно, технологам Банковой такой ход кажется даже блестящим.
Но это может оказаться опасным заблуждением.
Андрей "Последнезванный"..
в НАБУ.
Ведь из людей "первого рукопожатия" Зеленского без подозрения остается только ближайший к нему Андрей Ермак.
И если от Чернышова и даже Миндича Офис и президент всячески дистанцируются, то подозрение в коррупции для товарища, на котором президент, несмотря на сомнительные результаты, замкнул еще и очень ответственную международную политику, будет означать "конец эпохи" друзей.
Пока антикоррупционные органы не продемонстрировали "пленки Миндича", никто из руководителей государства не осознавал серьезность ситуации.
Хотя, как убеждают контакты УП среди правоохранителей, еще зимой этого года подконтрольные силовики предупреждали президента, что с вице-премьер-министром Алексеем Чернышовым могут быть проблемы.
Зато Ермак наоборот успокаивал гаранта, что с Чернышовым все будет хорошо.
Как можно услышать на обнародованных НАБУ и САП записях, июньское подозрение Чернышеву обеспокоило даже Тимура Миндича, по согласованию с которым вице-премьер Чернышев и получал деньги.
В том числе, как следует из слов Карлсона (оперативное имя Миндича на пленках) – на строительство четырех имений кооператива "Династия" в Козине.
Кооператив "Династия", Козин.
С июля текущего года, когда УП впервые сообщила, что квартиру Миндича прослушивали НАБУшники, подконтрольные ОП органы и чиновники, кто как мог, пытались выяснить хоть какие-то подробности.
Но уровень секретности операции "Мидас" оказался настолько серьезным, что вплоть до самой публикации первой части пленок в Офисе были убеждены, что проблема преувеличена.
"Возможно, вообще историю о пленках придумали для того, чтобы спасти НАБУ и САП", – делились впечатлениями собеседники среди правоохранителей сразу после июльской попытки уничтожить независимость антикоррупционной вертикали.
"Али Баба проводит совещания и нарезает задачи правоохранительным органам для того, чтобы они преследовали и продолжали преследовать детективов НАБУ и прокуроров САП.
Это не нормальная история", – заявил на одной из конференций руководитель САП Александр Клименко на той неделе, когда были опубликованы пленки.
На самом деле такое прозвище для конспирации руководителя ОП используют сами детективы и прокуроры во внутренних коммуникациях.
Дело в том, что в политических кулуарах, говоря об Андрее Борисовиче, уже много лет используют сокращение по первым буквам его имени и отчества – АБ.
В конце первой недели операции "Мидас", по информации собеседников, приближенных к ОП, Владимир Зеленский позвал на встречу руководителей НАБУ и САП.
Однако "разговор не пошел", отмечает влиятельный чиновник, знакомый с ходом той встречи.
Сразу после попытки поговорить, как утверждают собеседники в правоохранительных органах, Ермак в очередной раз поставил задачу силовикам готовить подозрение руководителю САП Александру Клименко.
Попытки каким-то образом коммуницировать с НАБУ и САП Банковая продолжила и во вторую неделю после публикации пленок.
А параллельно, когда публичную плоскость начал заполнять переговорный трек, Офис переключил и свою медийную "группу поддержки".
Теперь она обвиняла антикоррупционную вертикаль в работе не на Россию, а на США, которые давят на Украину для подписания "невыгодного мира".
С одной стороны, президент боится отдать тему переговоров кому бы то ни было новому и пытается удержать на них людей, которые занимались этой проблемой последние три года.
С другой стороны, главенство на критических переговорах должно хоть на время уберечь руководителя ОП от претензий НАБУ / САП.
Мол, кто будет подозревать человека, который представляет государство на ключевых переговорах.
"Он спасает его от подозрения", – сразу прокомментировал не под запись один из представителей президентской команды решение Зеленского.
Похоже, что, по крайней мере по состоянию на сейчас, Владимир Зеленский делает все возможное для того, чтобы выполнить хотя бы одно свое президентское обещание.
"Он пришел со мной.
Он уйдет со мной", – в далеком 2021 году в одном из интервью подчеркнул глава государства.
Как минимум дважды до и после начала полномасштабного вторжения это обещание повторял и сам Ермак: "Я пришел с этим президентом и с ним уйду".
Неожиданный и тяжелый мирный трек.
20 ноября вечером резиденция временно поверенной США в Украине Джули Дэвис на тихой киевской улице выглядела спокойно и буднично: теплый свет в окнах, дипломатические автомобили на обочине, охранники, почти незаметно перемещавшиеся по коридорам.
Приглашенные на короткий брифинг журналисты заняли места вокруг круглого стола в одном из кабинетов резиденции.
Дэвис коротко поздоровалась, развернула два листа бумаги, исписанных от руки, и начала читать ровным, собранным голосом.
"Мы стали свидетелями совершенно ошеломляющих темпов дипломатической активности – одних из самых амбициозных, которые я видела в своей карьере", – сказала она, не отводя взгляда от текста.
Поверенная подчеркнула беспрецедентный уровень привлечения Вашингтона и отдельно отметила роль министра Сухопутных войск США Дэниела Дрисколла, который как раз прибыл в Киев.
По ее словам, последние дни американская и украинская стороны работали в "агрессивном графике", обсуждая критически важные элементы возможного мирного плана.
"Мы будем продолжать эти усилия сегодня, завтра – мы не остановимся, потому что это тот мир, который не может ждать", – добавила Дэвис.
Позже высокопоставленный американский чиновник на условиях анонимности уточнил, что во время визита Дрисколла украинской стороне прямо сказали: предстоят "трудные решения для обеих сторон".
И несмотря на сдержанность Дэвис в политических кругах признают, что последние дни в значительной степени были омрачены дискуссиями вокруг так называемого "28-пунктового плана", утечка которого создала информационный шум и усилила тревогу.
Документ содержал ряд положений, которые многие восприняли как потенциально опасные для Украины.
Американские чиновники теперь настаивают, что этот текст был лишь черновиком и не отражает реальных переговорных позиций.
Но сама утечка уже повлияла на атмосферу дискуссий и усилила недоверие к переговорному процессу внутри Украины и среди ее партнеров.
Особенно ощутимо это в Европе.
Несколько европейских дипломатов в частных разговорах с УП признаются, что относятся к ускорению американских усилий со сдержанным скепсисом.
В европейских столицах опасаются, что Вашингтон может пытаться приблизить мирное соглашение, ориентируясь на собственный политический календарь, а не на долгосрочные интересы Украины.
Еще двое европейских чиновников предупреждают о риске повторить сценарий, похожий на минские договоренности – соглашение, которое создает видимость деэскалации, но фактически закладывает основу для будущего конфликта.
Дополнительное напряжение добавляют и сообщения о том, что в Вашингтоне рассматривают возможность поездки американских переговорщиков в Москву уже после Дня благодарения, то есть 27 ноября.
Именно поэтому американская сторона ожидает от Киева согласованной позиции относительно дальнейших переговоров до этой даты.
По словам двух лиц, знакомых с ходом переговоров, "Украинская правда" узнала, что во время встречи между Дрисколлом, Зеленским, руководителем ОП Андреем Ермаком и секретарем СНБО Рустемом Умеровым непублично поднимался вопрос расследований НАБУ и САП.
Собеседники УП, знакомые с содержанием разговора, утверждают, что Зеленский дал понять, что не сможет "двигаться дальше", если в ближайшее время антикоррупционные органы выдвинут подозрения членам его ближайшего окружения, ведь такие шаги могут поставить под угрозу переговоры с США и европейскими партнерами.
Параллельно в Вашингтоне возникла заметная несогласованность в коммуникации относительно происхождения и статуса документа, состоящего из 28 пунктов.
Сначала группа сенаторов заявила, что во время телефонного брифинга государственный секретарь США Марко Рубио якобы назвал этот документ российским предложением, которое передали Стиву Уиткоффу.
Сенаторы Майк Раундс и Ангус Кинг говорили, что Рубио описал документ как "перечень российских пожеланий".
Эта версия быстро появилась в медиа и усилила предположение об отсутствии единой позиции в Вашингтоне.
В ответ Государственный департамент и сам Рубио оперативно опровергли заявление о "российской версии 28 пунктов", подчеркнув, что документ был сформирован в Вашингтоне как рамочное предложение, которое учитывает как украинские, так и российские идеи.
При этом Дрисколла называют одним из главных претендентов на должность главы Пентагона.
В том числе для этого ему необходим успех мирного соглашения между Россией и Украиной.
И именно поэтому этот улыбающийся чиновник так хладнокровно объявлял в Киеве американские ультиматумы: либо начинается переговорный процесс, либо останавливается помощь от США и обмен разведданными.
Другие собеседники уточняют, что госсекретарь США Марко Рубио был ознакомлен с документом, но не был его центральным разработчиком, хотя именно он вместе с Уиткоффом и Дрисколлом участвует в переговорах в Швейцарии.
Когда же в разгар "Миндичгейта" секретарь СНБО Умеров полетел в дипломатическое турне "активизировать мирные переговоры" и в конце концов прилетел во Флориду, то именно на эти 28 пунктов там и нарвался.
К счастью, пока очевидно, что документ не является окончательным.
Это подтвердил и президент США Дональд Трамп, отвечая на вопросы журналистов.
Впрочем, общая логика предложений все же вряд ли будет изменена.
С вечера 23 ноября переговорные делегации Украины и США работают в Швейцарии.
Скоро к ним присоединятся европейские лидеры, которые должны помочь Украине продавить выгодные для нее формулировки и принципы в документе.
Вся страна (а как иначе) очень внимательно следит за процессом и желает успеха украинской делегации.
Однако стоит переговорам стать на паузу, а руководителю делегации вернуться в Киев, внутреннее разочарование и возмущение снова выйдут на первый план.
Возможно, ОП еще этого не замечает, но система стремительно теряет "равнение на флаг" и сбивается с единого шага.
Севгиль Мусаева, Михаил Ткач, Роман Романюк, УП.
