Тест: что вы знаете о Николае Рерихе?
Тест: что вы знаете о Николае Рерихе?

Тест: что вы знаете о Николае Рерихе?

class="article__block-and-creative-container">

Святослав Рерих. Портрет отца. 1938. Третьяковская галерея.

Он родился в 1874 году в Санкт-Петербурге и с самого детства проявлял интерес к различным областям: изучал флору и фауну; собирал гербарии и минералы; зачитывался былинами, преданиями и народными сказами; составлял карты местностей и рельефов; и даже вел настоящие исследования вместе с известным археологом Львом Ивановским. Писать свои первые картины Николай Рерих тоже стал в достаточно юном возрасте. Именно в изобразительном искусстве он смог синтезировать и творчески переосмыслить все те знания, которые получил из своих прочих увлечений. Словом, художественное ремесло стало бы закономерным выбором жизненного пути для юного дарования. Но тут вмешались родители…

Отец Николая Рериха, успешный нотариус и общественный деятель, настаивал на том, чтобы сын пошел по его стопам и выбрал «серьезную профессию». Так, повинуясь отцовской воле, начинающий художник оказался на юридическим факультете Санкт-Петербургского университета. И все же Николай Рерих уже тогда был вполне зрелой и самостоятельной личностью, чтобы остаться верным себе, своим стремлениям и мечтам. Ради сохранения хороших отношений с отцом он послушно осваивал профессию юриста, а вот уже ради себя он параллельно поступил в Императорскую Академию художеств​, где продолжил заниматься тем, к чему у него действительно лежала душа.

Диплом юриста Рерих, конечно же, получил, но стремительного и впечатляющего профессионального роста он добился именно на художественном поприще. Еще будучи студентом, он занимался в студии знаменитого художника Архипа Ивановича Куинджи и написал картинку «Гонец», которая сразу же была приобретена известным собирателем произведений русского искусства Третьяковым. Вскоре Рериху предложили место помощника директора Музея Императорского Общества Поощрения Художеств и позицию редактора художественного журнала «Мир искусства». Таким образом, в возрасте 24 лет он уже стал достаточно заметной фигурой в своей области.

Николай Рерих. Заморские гости. 1901. Государственная Третьяковская галерея.

В скором времени Николай Рерих отправился в большое путешествие по Российской Империи и посетил около 40 городов, изучая их традиции, фольклор и памятники старины. Свои впечатления от знакомства с ними художник отразил в серии полотен, получившей название «Начало Руси, славяне». Однако интерес Рериха к своим предкам и их наследию оказался настолько велик, что он вышел за пределы изобразительного искусства: художник также написал несколько статей о Древней Руси, а также присоединился к исследовательской группе, в которую вошли его коллеги Михаил Врубель​, Александр Бенуа​ и Константин Коровин, занимавшейся восстановлением  техник древнерусских ремесел и традиции народных промыслов.

В начале XX века Рерих открыл в себе еще один талант – талант театрального декоратора. Он занимался оформлением оперных, балетных и драматических постановок, при этом делал это настолько талантливо, что его работы стали пользоваться спросом не только в отечественных театрах, но и за рубежом, в частности – в Париже, Лондоне, Чикаго, Филадельфии и многих других городах.

Театральное наследие Рериха чуть менее известно, чем художественное. Однако оно, несомненно, заслуживает внимания. Начать знакомство с ним можно, например, с масштабной выставки в Третьяковской галереи, приуроченной 150-летию со дня рождения Николая Рериха. Помимо полотен великого художника на ней также представлены его театральные работы, в том числе – огромный театральный задник, созданный в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балет Сергея Дягилева». Это грандиозное полотно, размером 10 на 23 метра, является самым крупным экспонатом в собрании Третьяковской галереи, и производит на публику неизгладимое впечатление.

Николай Константинович Рерих. Половецкий стан. 1909. Декорация к балету на музыку А.П. Бородина «Половецкие пляски». Холст, темпера. Третьяковская галерея.

За всю свою жизнь Николай Рерих создал свыше 7000 произведений искусства в самых разных техниках, написал множество книг и статей, возглавил две масштабные научные экспедиции и инициировал создание соглашения о защите культурных ценностей — Пакта Рериха. Этот пакт стал первым международным актом, посвященным охране культурных ценностей, и единственным соглашением в этой сфере, которое было принято международным сообществом до Второй мировой войны.

Изучая жизненный путь Николая Рериха, мы находим подтверждение безграничных возможностей человеческого потенциала. Художник, путешественник, сценограф, общественный деятель, писатель и мыслитель, он оставил после себя наследие, которое продолжает вдохновлять и очаровывать. История Рериха — напоминание о том, что истинный гений не знает границ, а стремление к знаниям и красоте — это путешествие, охватывающее всю жизнь и даже больше.

Тест
Тест: какие из этих удивительных фактов также относятся к биографии Николая Рериха?
1 из 5

Из 7000 полотен, созданных Николаем Рерихом, более 1000 — это горные пейзажи.

Правда

Ложь

Мария Тюмерина

Фото: архивы пресс-служб

Реклама. ФГБУК «Всероссийское музейное объединение, Государственная Третьяковская галерея», ИНН 7706032800, 2SDnjcxZG3a
Источник материала
Поделиться сюжетом