2020-й год для Украины: от монобольшинства к «прагматическим» альянсам
2020-й год для Украины: от монобольшинства к «прагматическим» альянсам

2020-й год для Украины: от монобольшинства к «прагматическим» альянсам

Еще рано подводить итоги. Ситуация развивается стремительно и в мире, и у нас в стране, в частности это связано с эпидемией коронавируса.

До конца года нас ожидает еще много важных моментов. Во-первых, принятие бюджета во втором чтении. Во-вторых, продолжает развиваться ситуация с кризисом вокруг Конституционного Суда. Важный третий момент — начинается формирование руководящих органов избранных советов. И четвертое — локдаун. Хорошо, что даты его известны, но все может еще измениться, потому что с коронавирусом все непредсказуемо.

Какие итоги мы уже можем подвести

Главное. «Все не пропало», и страна не рухнула, несмотря на все проблемы, которые перешли к нам из прошлого года. Это попытки монополизации власти, популистские решения, хаотичность в решениях власти. И неожиданная эпидемия коронавируса. Любой власти, столкнувшейся с таким вызовом, не позавидуешь в этой дилемме между введением карантина и принятием строгих экономических решений.

Начнем с политики. 2020 год перечеркнул много иллюзий, которые появились в 2019-м и были связаны со сменой власти в Украине. После избрания у президента Зеленского и парламента были заоблачные рейтинги доверия. Уже в начале года количество тех, кто им доверял было таким же, как и тех, кто не доверяет — так называемый нулевой баланс. Потом начала преобладать негативная оценка деятельности. В этом нет ничего неожиданного. Уровень доверия к новоизбранной власти обычно в течение года падает. Но падение произошло очень резко, ибо были высокие ожидания.

Оказалось, президент Зеленский на самом деле возвращается к традиционной украинской политике. В 2019 году были попытки монополизации власти. В этом году эти попытки продолжались, но возможностей для них становится все меньше. Произошла замена правительств — Гончарука на Шмыгаля, генерального прокурора на политически заангажированную Венедиктову. Назначение правительства Шмыгаля показало, что все решения принимаются на Банковой, а не в парламенте. Для этих назначений голоса собрали, но для одобрения программы деятельности правительства — не хватило. Правительство не получило иммунитет на один год. Это открывает возможности для Офиса президента держать его на коротком поводке. И у Шмыгаля все равно нет своего политического лица. Он является исполнителем воли Банковой.

Монобильшинство начало размываться. В отличие от других не говорю, что его больше нет. Оно еще остается, но быстро сошла на нет возможность осуществлять турборежим. И сейчас для принятия некоторых решений нужны ситуативные голосования с другими фракциями.

Офис президента. После отставки Андрея Богдана его тезка Ермак де-факто сконцентрировал в своих руках неслыханную власть и возможности влияния на президента. С формальной точки зрения мы сейчас увидели новое творение — это так называемые заявления офиса президента (ОП), в которых толкуются все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Можно понять, когда есть заявления пресс-секретаря, главы ОП или даже кого-то из его заместителей. Но что такое заявление ОП? В Конституции нет упоминания об ОП. Потому что это техническая структура.

В свое время Виктор Балога, глава секретариата Виктора Ющенко, который тоже стремился к монополизации власти, обижался, когда его в этом обвиняли, и говорил, что он «только сантехник президента». Мне это сравнение нравится, и скажу, что «сантехники» не выступают с заявлениями, толкующими действия президента или других структур.

По уровню профессионализма назначений, для меня, как представителя образовательной сферы, показательным было назначение Сергея Шкарлета (чей плагиат был доказан). Президент Зеленский говорил, что это будет новое качество кадров. Вместо этого мы видим возвращение к кадрам, так или иначе связанным с регионалами. Заместители председателя ОП Олег Татаров и Андрей Смирнов, назначение в ТКГ Леонида Кравчука, попытка политической реабилитации Святослава Пискуна. В начале года Зеленский признавал, что проводил переговоры и с Валерием Хорошковским, и с Сергеем Тигипко о должности премьер-министра. А в конце года назначение главы Одесской ОГА Сергея Гриневецкого, главой Сумской ОГА — Василия Хомы, в свое время тоже связанных с Партией регионов.

Из позитивного. Парадоксально, но это было сделано с помощью Европейской Cолидарности и Голоса —голосование за закон о рынке земли и закон о банковской деятельности. Проблема в том, что эти решения не являются популярными среди украинцев, но они были нужны для страны.

Относительно ситуации с коронавирусом. Здесь общая ответственность и власти, и самих украинцев. Действия власти были хаотичными. Чрезмерный карантин в самом начале, а потом, наоборот — недостаточная решимость в его внедрении. Перед местными выборами власть побоялась идти против мэров. После выборов, как ни парадоксально, но появилась возможность для сотрудничества. Объективная ситуация местную власть и центральную будет к этому подталкивать. Но есть еще и ответственность самих украинцев. Они недовольны действиями правительства, не поддерживают карантин, причем держат в своих головах широко распространенные мифы, которые есть в России и в мире, и эта дезинформация влияет. Например, ноябрьский опрос фонда «Демократические инициативы» показал, что 45% украинцев считают коронавирус следствием заговора крупного бизнеса и фармацевтических компаний (и это — ужас!). 36% считают, что опасность коронавируса преувеличена и большинство умирает от других болезней. 58% считают, что здоровый образ жизни и здоровая пища спасают от коронавируса (очевидно, это лучше, чем нездоровый образ жизни и нездоровая пища, но такое недоверие к действиям медиков впечатляет). На момент опроса еще не было вакцины против коронавируса, но мы спросили людей, а собираетесь ли вы вакцинироваться против гриппа? Категорически против любой вакцинации — 15%. Не будут вакцинироваться из-за недоверия к нашей медицине 16%. Вакцинироваться от гриппа будут только при условии, если вакцина будет бесплатной — 16%. Эти данные свидетельствуют о том, что общество не готово соблюдать необходимые правила. Поэтому проблема не только во власти. И это как раз тот случай, когда власти надо было бы показать решительность. К сожалению, ее хаотичные действия в течение пандемии подорвали доверие к ней в этой сфере.

Местные выборы. Они показали, что одна политическая сила не может контролировать страну. По Украине картина весьма мозаичная. Представители Слуги народа не выиграли должности мэра ни одного областного центра. Символично проиграли и на родине президента — в Кривом Роге. Парадоксальная ситуация — в некоторых городах, например в Одессе и Николаеве, чтобы не допустить к руководству ОПЗЖ, Слуги должны объединяться с Европейской Солидарностью, пусть даже ситуативно. Будет ли это происходить? Посмотрим. В Ужгороде «слуги» поддержали избрание представителя ЕС секретарем горсовета. Если говорить про облсовет, то сейчас де-факто коалиция с участием Слуги народа может возникнуть в 11-ти областях как минимум. Точно «слуги» будут играть активную роль в местной политике, но не смогут монополизировать власть и вынуждены сотрудничать с другими политсилами. Это нормально. Потому на центральном уровне противостояние стало слишком идеологизированным. В колонке Андрея Ермака на УП Путин или Кремль не называются агрессорами, зато несколько раз упомянуты «политики, которые заключили Минские договоренности». Но на местах прагматичные тенденции могут перевесить, потому что нужно решать местные проблемы.

Как местные выборы могут повлиять на центральную политику? Они показали, что поддержка Зеленского в целом упала (хотя его личные рейтинги остаются на уровне первого тура 2019-го), и ему нужно искать союзников как внутри партии, так и ситуативных — вне ее. И вопрос в том, кто будет следующими союзниками? Если вспомнить Донбасс, то некоторые шаги Офиса президента Зеленского вполне могут вписываться в позицию ОПЗЖ, поскольку они едва не привели к легитимации боевиков. Но такие действия дестабилизируют ситуацию в стране. Также будет расти зависимость от позиции Рината Ахметова. И вопрос, будут ли ситуативные договоренности с партией За майбутнє Игоря Коломойского. Также из опасностей — игра в политические манипуляции, и мы увидели это в проведении так называемого всенародного опроса от президента (слава Богу, в нем приняли участие лишь 17% украинцев — провальная цифра). Но сейчас будет проголосован во втором чтении закон о референдуме, который несет огромные угрозы для страны. Он выписан юридически достаточно четко, однако политически им можно легко манипулировать. Команда Зеленского думает, что она этим может легко манипулировать, а на самом деле это может сделать Виктор Медведчук. Собрать 3 млн подписей, чтобы запустить какой-то вопрос, поляризующий страну, — очень просто.

В следующем году Зеленскому придется маневрировать. Растет его зависимость от тех людей, кому он доверяет (а их крайне мало), от других ситуативных союзников и, боюсь, что, к сожалению, возможности для реформ упущены. Их можно делать тогда, когда было четкое монобильшинство, а не тратить энергию на популистские решения. Зеленский не заинтересован в том, чтобы слишком подыгрывать ОПЗЖ на Востоке и на Юге. Скорее, он будет делать ставку на тех людей, которые традиционно «держат нос по ветру» и готовы служить любой власти. Это такие люди, как Кернес, Труханов, Гриневецкий, Хома и т. д., на которых он вынужден будет полагаться. Потому что других кадров, «умеющих управлять», у него нет, а использовать те кадры, которые были у власти 2014−2019 гг., принципиально не хочет в силу своих идеологически психологических комплексов. Зато так называемый «законопроект Разумкова», направленный на правовой выход из кризиса, связанного с решениями Конституционного Суда, был инициирован не одним Разумковым, а более 120 депутатами: как «слуг», так и государственной оппозиции. (Не)ожиданный поворот, не так ли?

Джерело матеріала
loader
loader