Решение президента о роспуске Центральной избирательной комиссии стало неожиданностью.
Она «прожила» всего около года, тогда как срок ее каденции – семь лет.
Нынешний состав провел две главные избирательные кампании страны: президентскую и досрочную парламентскую.
На обеих впечатляющую победу одержал Владимир Зеленский и его команда.
Но, несмотря на это, оказалось, что у гаранта есть длинный список претензий к ЦИК.
Президент подал в Верховную Раду представление о роспуске ЦИК, в котором указал на ее «политическую предвзятость» и «недостаточную взвешенность» во время внеочередных парламентских выборов.
В первую очередь (и это президент указал в своем представлении) речь идет о притеснениях кандидатов от партии «Слуга народа».
Нардеп от СН Алина ЗАГОРУЙКО обозначила несколько блоков в мотивации президента.
Первый – действия и бездействие при регистрации кандидатов.
Второй – 28 судебных решений не в пользу ЦИК.
Третий – выборочный подход к сведениям в автобиографиях кандидатов.
Во-первых, в нардепы баллотировались технические кандидаты, которые на самом деле не выдвигались от президентской партии.
Также кандидату от СН Александру Куницкому отказывали в регистрации из-за длительных поездок за рубеж в течение последних пяти лет.
Он настаивал, что был в командировках.
Доказать свою правоту смог только через Верховный суд.
На округе №169 он обошел Александра Грановского, влиятельного нардепа прошлого созыва от «Блока Петра Порошенко».
Также Загоруйко напомнила, что есть факт невыполнения Комиссией решения суда.
В довесок, на округе №198 в Черкасской области результаты выборов так и не установлены.
Есть закон о ЦИК, который позволяет президенту распустить комиссию на основании мотивированного представления.
Мотивы у гаранта действительно есть.
Но вот с обоснованностью есть сложности.
Гражданская сеть ОПОРА изучила претензии президента по каждому конкретному пункту.
Судебные решения, отметили там, не всегда были в противовес выводам ЦИК, а порой - и в поддержку.
Позиция членов Комиссия по некоторым кандидатам не была единогласной, поэтому она не является категорической сторонницей или противницей той или иной партии.
Словом, глобального нарушения избирательных прав не было.
В ОПОРе напомнили, что семилетняя каденция в ЦИК нужна для того, чтобы не пересекаться со сроком полномочий президента и парламента, а значит для того, чтобы сохранять беспристрастность.
«Президент или парламентское большинство не должны формировать состав комиссий под текущую политическую конфигурацию», - предостерегли гражданские активисты.
Сокращать или продлевать каденцию членов ЦИК, указали там, значит ставить под сомнение ее нейтральность.
Однако 10 сентября парламентский Комитет по вопросам организации государственной власти и местного самоуправления получил представление президента, 11 сентября его одобрил, а 13 сентября и ВР дала свое «добро» на роспуск.
Лидер фракции «Слуга народа» Давид АРАХАМИЯ сказал, что расспрашивал лидеров всех фракций о поддержке разгона ЦИК.
Ее не было только от «Европейской солидарности» и «Голоса».
Лидер «Голоса» Святослав Вакарчук публично указал принципиальную позицию: он увидел преобладание политического интереса над институциональным подходом.
Понять позицию ЕС намного проще, учитывая, что из 17 членов ЦИК фракция президента Петра Порошенко в предыдущем парламенте получила шесть своих представителей, плюс - лояльного главу Татьяну Слипачук.
«ЦИК был сформирован с вопиющими нарушениями квотного принципа политического представительства, и на это указывала Венецианская комиссия.
То есть, «под Порошенко».
Комиссия отличилась рядом сомнительных действий.
Что не отменяет тот факт, что и покончить с ней решили сомнительным путем.
Логика простая: все в нашей власти, если во власти все наши», - говорит политолог, директор аналитического центра «Третий сектор» Андрей ЗОЛОТАРЕВ.
Для того, чтобы разогнать ЦИК, в парламенте нужно получить больше 300 голосов «за».
Такого количества штыков у президента не было, но их нашли за счет внефракционных нардепов, «Батькивщины», «Оппозиционной платформы – За жизнь», депутатской группы «За будущее».
Вместе удалось собрать 341 голос.
«Их голосование - мелкие политические торги.
По моей информации, партия власти рассчитается за эти голоса увеличенными квотами в новом Центризбиркоме.
Поэтому, очевидно, «Батькивщина» и «За жизнь» могут получить по два представителя, в то время как ЕС и «Голос» - по одному.
Большинство кандидатур в Зе-ЦИК получат слуги народа - восемь мест в случае уменьшения количества членов Комиссии до 15-ти», - сообщил глава Комитета избирателей Украины Алексей КОШЕЛЬ.
По действующему законодательству, состав Комиссии – 17 членов.
Количество кресел увеличили из-за того, что предыдущую ЦИК никак не могли поделить между собой БПП и «Народный фронт».
Однако еще раньше их было 15, и ходили слухи, что к этой цифре опять хотят вернутся.
Впрочем, в президентской команде этого не подтверждают.
«Мы не будем играть в «плюс-минус».
Сколько надо, столько будет.
Сколько предусмотрено законом», - уточнил первый замглавы ВР Руслан СТЕФАНЧУК.
Также он сказал, что тема квот, то есть дележа кресел между фракциями, еще дискутируется.
Теперь СН может себе позволить поспорить.
Это для разгона Комиссии нужно было 300 голосов, а для голосования по кандидатурам достаточно 226 голосов.
Так что «Батькивщина» и ОПЗЖ коалиции уже не нужны.
Но даже если соблюсти квотный принцип, у президентской политсилы - очевидное преимущество.
В результате, гарант получит ЦИК под свои потребности.
Но в чем они состоят?.
Настоящая цель.
«В следующем году Украину ждут местные выборы, и «карманная» Центральная избирательная комиссия является угрозой для свободного местного самоуправления», - сформулировал пятый президент Украины, лидер партии «Европейская солидарность» Петр ПОРОШЕНКО и свои претензии по роспуску ЦИК, и основную цель президента.
Срочные местные выборы должны пройти в октябре 2020 года.
Однако президент и СН намерены устроить досрочные.
Вот только с датой не определились.
Сначала говорили, что в декабре 2019 года.
Но стало понятно, что не успевают.
Представитель Кабмина в парламенте и нардеп от СН Ирина ВЕРЕЩУК сказала, что самый ранний срок для местных выборов – весна 2020 года.
Поскольку перед этим хотят откорректировать законодательство о децентрализации, громадах и столице.
«Сомнительные средства всегда указывают на сомнительные цели, - говорит А.
– Это (разгон ЦИК.
- Ред.) - задел под местные выборы.
Не обезопасив себя от местной, региональной фронды, конфигурация власти, которая сформировалась под Зеленского, не будет устойчивой.
Это то, что имел в виду президент, говоря, что впереди четвертый тур президентских выборов, и нельзя расслабляться.
Вот и не расслабляются».
Сразу после прощания с ЦИК последовало заявление министра иностранных дел Вадима Пристайко о том, что местные выборы могут пройти в том числе и на временно оккупированных территориях.
Для этого потребуется лояльная Комиссия.
Не исключают эксперты роспуск и досрочные выборы Верховной Рады.
То есть, планирование будущих выборов и контроль над нынешними избранниками являются целями гаранта.
«Сейчас опять ключевым является то, насколько новой власти удастся поработать над правильным формированием независимого и профессионального, аполитичного организатора выборов - Центральной избирательной комиссии! Чтобы снова не получилось «свій до свого по своє», - объясняет член Венецианской комиссии в 2009-2013 гг.
Марина СТАВНИЙЧУК.
- Риски развития событий вокруг ЦИК очень большие.
И это будет показательно, потому что, насколько я понимаю процессы, на очереди среди других и КСУ (Конституционный суд Украины.
- Ред.).
Это только начало».
Анна КОВАЛЕНКО.
Какой должна быть ЦИК?.
Количество мест – 17;.
кандидатуры обсуждаются депутатскими фракциями и группами;.
Президиум: глава Комиссии, два заместителя и секретарь;.
у руководства ЦИК и не менее чем у пяти членов Комиссии должно быть высшее юробразование;.
каденция – семь лет.
Близка к рекорду.
Последний руководитель ЦИК Татьяна Слипачук была первой женщиной на этом посту.
Она едва не стала рекордсменом среди предыдущих глав Комиссии по срокам работы: проработала 11 месяцев, с октября 2018 г.
Еще меньше это кресло занимал Сергей Кивалов, который возглавлял ЦИК в течение нескольких недель во время первого и второго тура президентских выборов в 2004 г.