Депутаты пишут. Как среди тонн законотворческой макулатуры найти действительно важные проекты
Депутаты пишут. Как среди тонн законотворческой макулатуры найти действительно важные проекты

Депутаты пишут. Как среди тонн законотворческой макулатуры найти действительно важные проекты

Фокус проанализировал законотворческую работу депутатов Верховной Рады.

Чтобы оценить эффективность работы народных депутатов, нужно учесть множество факторов: количество и качество предложений парламентариев, их профессиональный опыт, посещаемость заседаний, работу с экспертными группами и избирателями. Но даже в таком случае оценка будет условной. В рейтинге Фокуса главным показателем эффективности депутатов-трудяг в Верховной Раде мы выбрали количество зарегистрированных инициатив и тех, которые стали действующими законами. Вместе с экспертами мы разобрали, на что указывают выбранные нами критерии и чем отличается нынешний созыв парламента от предыдущих.

Штамповщики

В парламенте нынешнего созыва, как и раньше, сохраняется проблема искусственного законотворчества. Об этом Фокусу говорит глава Комитета избирателей Украины (КИУ) Алексей Кошель. По его словам, некоторые депутаты свою эффективность наращивают количественным путем, еженедельно регистрируя в Верховной Раде по два-три законопроекта. Таких нардепов называют штамповщиками, для многих из которых нынешний созыв ВР стал первым опытом законотворческой деятельности.

По подсчетам экспертов, в парламенте есть 100 народных депутатов, которые за прошлый год не произнесли ни слова во время пленарных заседаний

Часто они выступают соавторами предложений коллег по фракции, но чтобы ознакомиться с содержанием всех инициатив, депутату нужно работать круглосуточно: вникнуть в содержание документа, прочитать анализ Главного научно-экспертного управления Верховной Рады, иногда — анализ министерств. На все это мало у кого хватает времени, потому многие подписывают предложения коллег, даже не глядя. По такой причине при оценке эффективности нардепов Кошель рекомендует исходить из того, приобщался ли парламентарий к работе профильного комитета Верховной Рады, который и выносит вопрос в сессионный зал.

Штамповщиками законопроектов часто становятся и депутаты, работающие не первый созыв. Некоторые представители ОПЗЖ, "Европейской солидарности", "Батькивщины" могут похвастаться большим количеством зарегистрированных инициатив, поскольку регистрируют документы, над которыми уже работали в прошлом созыве, получили профессиональную оценку комитетов, но не прошли через сессионный зал. Среди таких нардепов отличаются супруги и представители ОПЗЖ Юрий Солод и Наталья Королевская, которые подали больше 200 инициатив, а также лидер "Батькивщины" Юлия Тимошенко — у нее 171 инициатива.

При этом у оппозиционных депутатов зачастую низкий количественный показатель принятых законопроектов. По словам экспертов, в нынешнем созыве ВР монобольшинство не обращает внимания на предложения оппонентов. Чтобы предложение последних попало в зал, их авторам приходится предлагать "слугам" стать соавторами.

Не все измеряется количеством

Критерии эффективности народных избранников расписаны в Законе "О статусе народного депутата Украины". В первую очередь речь идет о законотворческой деятельности. Она включает работу депутатов в профильных комитетах и подкомитетах, регистрацию документов, коммуникацию с экспертной средой.

"Мало только прописать инициативу, ее нужно подкрепить позицией конечного потребителя. Это один из показателей эффективности нардепов", — отмечает в беседе с Фокусом Ольга Айвазовская, председательница правления Гражданской сети ОПОРА.

По ее словам, есть депутаты, работающие над одной темой, например, местным самоуправлением. Они от начала и до конца проводят консультации с заинтересованными сторонами, прорабатывают решения на основе позиций сторон. У таких народных избранников количественный показатель законопроектов может быть невысокий, зато их эффективность высокая.

В парламенте нынешнего созыва, как и раньше, сохраняется проблема искусственного законотворчества

Среди депутатов Верховной Рады есть те, которые почти не участвуют в законотворческом процессе. В их числе внефракционный Евгений Яковенко: с начала своей работы и по март 2020-го подал лишь три законопроекта, ни один из которых не принят. Нардеп из группы "За будущее" Степан Ивахив зарегистрировал четыре законопроекта, из них один стал действующим актом. А у его коллег из ОПЗЖ Вадима Столара и Юлии Левочкиной — по девять законопроектов, ни один из которых не стал законом. У внефракционного нардепа Андрея Деркача, который попал под американские санкции, десять законопроектов — принят один.

Важно Государственные содержанцы. Топ-5 способов сравнительно честного заработка за счет госбюджета

Немаловажным в работе парламентария является дисциплина — как часто они присутствуют на заседаниях ВР, профильных комитетов, участвуют в голосованиях.

"У нас есть уникумы, как Вадим Рабинович [ОПЗЖ], у которого высокий показатель участия в сессионных заседаниях, но вместе с тем он не голосует", — говорит Алексей Кошель.

В числе главных прогульщиков 2020 года — половина нардепов депутатской группы "За будущее". С ними в топе представители ОПЗЖ и "Батькивщины". Самыми дисциплинированными депутатами, по информации КИУ, были нардепы от ЕС и СН.

Молчание депутатов

Еще один показатель эффективности — выступление в Раде. По подсчетам экспертов, в парламенте есть 100 народных депутатов, которые в прошлом году не произнесли ни слова во время пленарных заседаний, включая фразу "Прошу передать слово другому депутату", после которой тоже засчитывается выступление.

Среди "тихих" парламентариев — нардеп СН Евгений Брагар, советовавший пенсионерке во время телеэфира продать собаку для оплаты счетов за газ, нардеп СН Жан Беленюк, которого засняли спящим во время сессионных заседаний, депутаты от ОПЗЖ Виктор Медведчук, Сергей и Юлия Левочкины, Вадим Столар, Тарас Козак, Юрий Солод, внефракционный депутат Андрей Деркач. Во фракциях ЕС и "Голос" депутатов, не выступавших в течение 2020 года, нет.

Важный аспект, на который указывают эксперты при оценке эффективности работы нардепов, — контрольная функция парламентариев. Народные избранники имеют право обращаться с депутатскими запросами к кому угодно. Чем усерднее они пользуются этим правом, тем выше их эффективность.

Важно Кровные узы. Как украинские политики тянут во власть своих родственников

Есть еще работа с избирателями. Сюда входят реакции на письма, обращения, запросы, встречи с гражданами.

"Депутат должен коммуницировать с избирателями, а его приемная не должна выполнять функцию охраны какого-то заведения, структуры или организации", — резюмирует Ольга Айвазовская. Но бывали случаи, когда народные избранники умудрялись ни разу не появиться в своей приемной за всю каденцию. По этой причине, подчеркивает эксперт, депутатам нередко приходится напоминать об их прямых обязанностях. В том числе о соблюдении этических норм, ведь некоторые позволяют себе драки и нецензурную брань даже в парламенте, думая, что законы пишутся для всех, кроме них. Но такое поведение, по словам Айвазовской, наталкивает на мысль, что сами депутаты считают свои инициативы бесполезными и низкого качества. В противном случае они бы их соблюдали.

О том, кто из нардепов написал больше законопроектов, можно узнать из рейтинга депутатов-трудоголиков, который составил Фокус.

Теги по теме
Верховная Рада Законопроект парламент
Источник материала
Поделиться сюжетом