Главной темой последних недель во внутриэлитных раскладах остаётся возможная отставка министра обороны Алексея Резникова.
Эта история затрагивает процессы, непосредственно влияющие на внутриполитическую повестку и выживание страны в целом. Разверну её через призму мотиваций основных акторов – президента Владимира Зеленского и ОП.
Риски вследствие отставки
Гипотетическая замена такого министра обороны как Резников – это серьёзный шаг, для которого у Зеленского должны быть веские причины. Эмоции тут никакого значения не имеют, подход будет максимально прагматичным.
Самое очевидное последствие отставки Резникова – любое министерство при смене руководителя как минимум полгода будет лихорадить, а пару месяцев будет вообще парализовано.
Смена министра – это смена как минимум части замов, а также руководителей департаментов. Это подвисание важных процессов, которые во время войны должны ускоряться. Данную тему хорошо раскрыл Виктор Андрусив в своём посте.
Второй момент, который признают даже противники Резникова – он переговорщик высокого класса и у него есть тесные личные контакты с руководителями оборонных ведомств многих стран, благодаря чему - серьёзные успехи на международной арене. Надо понять, как это компенсировать в случае отставки?
Третий момент, который в основном остаётся за кадром. Резников играет серьёзную роль обеспечения баланса не только в правительстве, но и в отношении ОП с военными.
В Генштабе мне не раз говорили, что министр защищал главкома от гнева президента, брал удар на себя за ошибки генералов. При этом в правительстве это чуть ли не единственный министр, который может заменить Дениса Шмыгаля, но не хочет этого.
Источники в Кабмине говорят, что Шмыгалю, у которого как минимум три вице-премьера – Юлия Свириденко, Александр Кубраков и Михаил Федоров – метят на его место, работать с Резниковым комфортно. Также Резников, хоть и максимально публичен, не перетягивает внимание от Зеленского.
Т.е., убирая действующего министра, Зеленский во время войны как минимум на несколько месяцев получает торможение в Минобороны, провисание в контактах с международниками (самому талантливому человеку банально понадобится время, чтобы наладить связи, Резников не за один день их установил) и угрозу разбалансировки в ключевых точках.
Ради чего?
Причиной возможной отставки считается накопление негатива – шлейф коррупционных скандалов в Минобороны и рост критики по поводу обеспечения армии.
Но тут есть ряд важных нюансов.
Во-первых, соцопросы действительно показывают рост негатива у Резникова, но даже сейчас он находится в плюсе – больше людей одобряет его работу, чем не одобряет. Он один из самых популярных людей во власти. Точно не те показатели негатива, за которые увольняют. Иначе надо давно разогнать всю Раду, Кабмин и половину ОП. Снижение поддержки власти – это общий тренд для всех, в т.ч. – для самого Зеленского.
Во-вторых, Резникова лично никто в коррупции не обвиняет, максимум – требуют «расследований» и политической ответственности. Если бы там были какие-то следы личного участия в коррупции, об этом точно бы знали на Западе. У нас бы давно был другой министр обороны.
Более того. За полгода Резников обновил команду и продвинулся в реформах закупок, которые генерировали основной поток негатива. Минобороны вернуло закупки предметов тылового обеспечения на «Прозорро». Заканчивается процесс создания агентства для тыловых закупок, его возглавит Арсен Жумадилов. Т.е., реализован замысел, который Резников задекларировал в момент назначения в ноябре 2021 года. Это немалый успех, за это нужно хвалить, а не увольнять.
В-третьих, если проанализировать структуру критики Минобороны, то львиная доля выпадов сейчас касается обеспечения дронами. Но здесь нужно смотреть на детали.
Участники рынка и волонтёры говорят, что украинские производители завалены заказами от Минобороны, поставки в армию растут в геометрической прогрессии. Основная проблема – это комплектующие и масштабирование производства. Т.е., по сути – это не вопросы Минобороны. Резников и так выходил за рамки. Я об этом уже писал.
В мае министр обороны вступился за интересы украинского бизнеса после неадекватного решения Госаудита лишить украинских поставщиков оборонного сектора права на прибыль. Кабмин ситуацию частично исправил, но Минобороны продолжает судиться, чтобы снять все вопросы по уже выполненным контрактам. Это абсолютно правильно – но это не задача министра обороны.
Экспорт-импорт-прибыль бизнеса – это сфера ответственности Минэкономики. А производство в оборонной сфере – это то же Минэкономики плюс Минстратегпром.
К тому же есть нюансы с регулированием закупок военного ведомства.
Правительство недаром разделило бюджет на дроны: 20 млрд грн идёт через Минобороны, а ещё 20 млрд - через Госспецсвязь, которая работает под эгидой Минцифры. Госспецсвязь закупает БПЛА, которые официально не являются оружием («весільні дрони», адаптированные для военных задач). Это позволяет обойти множество формальностей. Плюс Михаил Федоров, обладая статусом вице-премьера, может драйвить межведомственные вопросы. Фёдоров активно это делает.
В целом ситуация с дронами напоминает обстановку с бронежилетами год назад. Было много критики, а потом тема просто исчезла – государство её полностью закрыло. Судя по тенденциям и по ряду непубличных процессов, о которых я знаю, и с дронами ситуация до конца года выровняется.
К этому стоит добавить, что негатив в Минобороны будет всегда. С одной стороны – есть накопившиеся проблемы, коррупция, некомпетентность чиновников. С другой стороны – масштаб вызовов и объём потребностей такой, что всегда будут недовольные. Поэтому любой новый министр через очень короткое время получит свой шлейф. Скажем, новая волна мобилизации, которая неизбежно будет, ударит по любому министру. Т.е., перезагрузка даст кратковременный эффект.
Однако есть другой ракурс, который может объяснить ситуацию.
Навстречу выборам …
Причиной отставки Резникова может стать электоральная логика, в которой всё чаще действует Зеленский и ОП.
Наиболее слабым местом Минобороны являются коммуникации.
Во-первых, поскольку армия у нас находится вне критики, а люди не понимают, кто за что отвечает, Минобороны получает не только свой негатив, но и негатив Генштаба. Как следствие – формируется группа популярных военных (Валерий Залужный, Кирилл Буданов, Александр Сырский, Николай Олещук, Алексей Неижпапа, Сергей Наев и др.) и непопулярных чиновников.
Командование мы оберегаем, но кто-то же должен быть виноват? А министр формально отвечает за всё плохое.
Во-вторых, у Минобороны полный провал в том, что касается освещения результатов работы ведомства. Например, в прошлом году Минобороны радикально упростило процедуру приёма в эксплуатацию новых видов ОВТ. Прорыв в сфере БПЛА обусловлен именно этим. Также Минобороны запустило работу Акселератора, который за руку проводит разработчиков через бюрократические джунгли. Но кто об этом знает? Как и о многих других полезных шагах.
На этом фоне набирает политический вес когорта узнаваемых волонтёров. Во многом потому, что люди не понимают реального соотношения вложенных усилий. Выглядит, словно государство ничего не делает, а волонтёры всё тянут на себе. Все, кто обеспечивает армию со стороны государства (независимо от результата) - оказываются в минусе. Хотя представители крупных фондов сами говорят, что волонтёры суммарно закрывают 3-5% потребностей армии.
Т.е., из-за провала в коммуникациях на военной теме выросли конкуренты Зеленскому и его политсиле в борьбе за власть.
Также следует подчеркнуть, что через Минобороны сейчас проходит треть госбюджета, и порядка $12-15 млрд оборонное ведомство тратит на закупки. Доступ к этим ресурсам является предметом мечтаний разных групп влияния.
На выборы нужны деньги. Те, кто на выходе из войны будет иметь средства на финансирование избирательных проектов, сможет реально влиять на власть.
Если посмотреть на ситуацию не с точки зрения войны, а с точки зрения сохранения власти, то для Зеленского и его окружения возникает несколько прикладных задач.
- Контролировать популярных военных и волонтёров.
- Обнулить популярность и лишить ресурсов тех, кто нелоялен.
- Контролировать потоки финансирования.
В этой логике ОП нужен министр обороны, который перераспределит негатив на военных и отсечёт нелояльных от возможности монетизировать популярность на армии.
… и переговорам с Россией
В конце 2022 года Резников записал символический ролик на западную аудиторию с «письмом Санта Клаусу», где просил оружие с акцентом на самолёты. С января Украина получила значительный объём западного оружия: от танков и дальнобойных ракет до систем ПВО, что ранее казалось невозможным. В мае решение по самолётам было принято.
Трек с оружием, который был основной задачей Резникова, политически закрыт. «Письмо к Санте» реализовано. Дальше уже техническая стадия – бюджетный процесс, логистика, обучение и т.д.
Возникает вопрос – кроме постоянной задачи обеспечения фронта, каковы новые политические приоритеты, которыми должен заняться министр?
После того как Владимир Зеленский инициировал разработку «Украинской доктрины», Резников в программной статье на «Интерфаксе» обозначил, какие задачи он видит для ведомства.
До момента официального приёма в НАТО главной политической задачей является разработка абриса украинской армии будущего (Future Force Concept), включение потребностей Украины по созданию этой армии в процесс оборонного планирования стран-партнеров и принятие долгосрочных программ поддержки. Что на практике и будет основой реальных гарантий безопасности.
По сути, в начале июля Резников прямым текстом написал: «тему с оружием мы докрутили, теперь надо делать вот это, решайте – кто будет это делать».
Таким образом, на международном треке, который для выживания Украины является ключевым, есть необходимость двигаться к новой большой цели - долгосрочным программам поддержки для воплощения Future Force Concept. Это новый забег на длинную дистанцию. «Сменить коней» после старта будет сложно – это ослабит позиции Украины в диалоге с партнерами, где масса подводных камней.
Одновременно над Украиной нависла тень возможных переговоров, к которым нас будут толкать при любом исходе контрнаступления.
Возникает такая конструкция.
Если в целом посмотреть на ситуацию с Резниковым и Минобороны, то она небезупречна, но далека от острого кризиса (скажем, не сравнить с ситуацией в Минкультуры – там полнейшее фиаско). С точки зрения ведения войны и усиления армии отставка выглядит нелогичной.
Даже сейчас в сети полно отзывов в духе – «оставьте Резникова министром, но усильте по направлениям, которые провисают». Это – коммуникации и поточный менеджмент. А также разберитесь с Миноэкономики и Минстратегпромом.
После назначения в Минстратегпром Александра Камышина и увольнения из «Укроборонпрома» вредителя Юрия Гусева отечественная оборонка оживилась. В ближайшие месяцы должен быть неплохой внутренний фон по обеспечению армии.
Поскольку международные задачи Резников точно способен тянуть, а текущие проблемы можно решить и без отставки, напрашивается два вывода:
- Зеленский или часть его окружения могут сомневаться, что Резников будет эффективно действовать в электоральной логике;
- у Зеленского какие-то виды на роль Резникова в переговорном процессе, которая несовместима с должностью министра обороны. Например, на каком-то этапе нужно будет серьёзно говорить с русскими и при этом выдерживать давление запада.
Поэтому Зеленский сейчас определяется: поручить Резникову новую долгосрочную международную задачу, закрывая электоральные вопросы иным способом. Либо назначить нового министра обороны, а Резникова по-другому «заиграть» на международном треке и подтянуть к переговорам.
Смена целей на международной арене открыла окно возможностей для органичной замены министра и нарезания новых задач. Именно поэтому ещё месяц назад возникли слухи об отставке Резникова, которого сначала «отправляли» вместо Оксаны Маркаровой в США, а сейчас активно сватают в Лондон вместо наговорившего лишнее Вадима Пристайко.
Вопрос в том – а кто вместо Резникова?
Критерии выбора нового министра
Отталкиваясь от вызовов, которые стоят перед страной, новый министр обороны должен соответствовать таким критериям:
- пользоваться доверием В.Зеленского (не стоит питать иллюзий – человека, которого не будут считать своим, на этот пост не назначат);
- изначально иметь твёрдую поддержку основных партнёров Украины;
- хорошо знать оборонную сферу изнутри, иметь широкие контакты и команду, чтобы без раскачки взять под контроль процессы;
- иметь достаточный политический и аппаратный вес, чтобы сохранять балансы в правительстве и в отношениях между Банковой и военными;
- не иметь негативного шлейфа, особенно – по части коррупции, чтобы не подставляться под удары, в т.ч. – с запада;
- пользоваться поддержкой или иметь возможность получить её в ключевых сообществах – парламент, оборонная промышленность, волонтёры, активисты и т.д.
На это накладываются новые задачи в интересах ОП:
- улучшить коммуникации и менеджмент в сфере обороны;
- отсечь от возможности монетизации на армии нелояльных;
- чётко обозначить сферы ответственности и канализировать негатив от ошибок военных на них самих, взбодрить Генштаб и командования.
Женщина или СБУшник
По состоянию на сейчас расклад выглядит следующим образом.
Изначально было две главных кандидатуры нового министра обороны – вице-премьер Александр Кубраков и глава Минстратегпрома Александр Камышин.
По моей информации, никого из военных – Залужного, Буданова, Сырского и т.д. – не рассматривали. Основная причина – военные категорически не хотят, потому что понимают – это расстрельная должность, где их популярность моментально сгорит. Условно, министр Залужный сразу же будет виноват в том, в чём главкома Залужного никогда не обвинят.
Также не рассматривается кандидатура нардепа Егора Чернева, которого лоббирует часть политтусовки.
Камышин отказался. Видимо, хочет сначала проявить себя на участке с меньшими рисками.
Основным кандидатом на смену Резникову остаётся Александр Кубраков, но у него есть история работы с «Великим будівництвом», которая неоднозначно воспринимается частью общества. Хотя его менеджерские способности оценивают высоко.
Ввиду того, что кандидата, отвечающего критериям и способного решать новые задачи, найти будет сложно, ОП также рассматривает варианты «составного» министра обороны.
Первый вариант – «женщина плюс группа сильных замов».
Как мне сообщили источники, Офис отрабатывает сценарий назначения на пост министра обороны женщины, основной задачей которой будут представительские функции. А управленческие задачи распределят между доверенными замами.
Один из моих собеседников сказал, что уже составлен шорт-лист из нескольких кандидаток, где есть и представительницы власти, и женщины из гражданского сектора. Фамилии я не знаю, но версии уже гуляют в сети (комментировать их пока не буду). Сценарий выглядит как вполне серьёзный.
Второй вариант – «международка на аутсорсе плюс силовик».
В этом сценарии функцию диалога с партнёрами по текущим вопросам возьмёт на себя кто-то из ОП (заместитель Андрея Ермака Роман Машовец или специально назначенный человек), а министром станет лояльный представитель спецслужб, чтобы упорядочить военных и волонтёров.
В этом контексте возможным кандидатом в министры обороны называли главу СБУ Василия Малюка.
Когда менять?
Во время войны страна не может жить без министра обороны. Возможная ротация произойдёт, когда/если Резникову утвердят замену, чтобы быстро провести через зал ВРУ.
С точки зрения тайминга событий в ближайшие месяцы замену нужно делать либо немедленно, до Дня Независимости, либо в конце года.
Сейчас формируются оборонные бюджеты на 2024 год, и в Украине, и у партнёров. Либо этот процесс должен отработать действующий министр, либо должен немедленно включаться новый. Если решение будет отложено – это риск пробуксовки в неподходящий момент.
Замена министра обороны может быть проведена, если перезагрузят весь Кабмин. В августе это крайне маловероятно, а вот с середины сентября, когда на западе начнётся политический сезон, такая вероятность есть. Требования о перезагрузке экономического блока всё труднее игнорировать.
Но, опять же, новый премьер в идеале должен иметь возможность верстать бюджет, а не работать с тем, что нельзя изменить. Иначе никакие реформаторские вещи заложить не получится.
На мой взгляд, реализовать замену министра обороны в сжатые сроки технически сложно. А раз она не случится в ближайшие 7-10 дней, то скорее всего будет отложена как минимум на несколько месяцев.
Так что не стоит излишне переживать.
Нужно тратить энергию на приведение власти в чувство. Требовать полной концентрации на приближении победы, отмены идиотского регулирования и всего, что выталкивает людей из Украины.
Иначе осень может быть не просто сложной, как сказал глава МИД Дмитрий Кулеба. Она может стать последней для многих и для страны в целом.