Тренд на ностальгию: почему мы любим вспоминать и скучать
Тренд на ностальгию: почему мы любим вспоминать и скучать

Тренд на ностальгию: почему мы любим вспоминать и скучать

Подробнее о том, в чем кроется секрет привлекательности ностальгии, по просьбе Marie Claire рассказывает Яна Чурикова — телеведущая, продюсер, журналист и блогер, ведущая ностальгического шоу в интернете «Как это было с Яной Чу». Кому, если не амбассадору ностальгии, знать, откуда ноги растут.

На самом деле, это не новое явление, как может показаться. Ностальгия была всегда. Вспомните хотя бы, как в эпоху Возрождения художники и скульпторы ностальгировали по античности, в которую вообще-то никто из них и не жил. Людям нравится о чем-то вспоминать и по чему-то скучать, потому что это прошлое, в котором было безопасно, как нам кажется. К тому же мы склонны его идеализировать.

Трудно сказать, что тренд начинается с чего-то одного — например, с музыки или кино. Это, скорее, комплексная история: музыка, эстетика и мода в тесной связке. Например, когда люди скучают по Бритни Спирс и N’sync — они также вспоминают, как тогда Бритни встречалась с Джастином Тимберлейком, как они ходили вместе по красным дорожкам и, конечно, их знаменитый парный джинсовый лук.

Чего нам сейчас не хватает?

Размышляя о тренде на ностальгию, невольно хочется задать вопрос: так чего же нам всем не хватает сейчас, что заставляет нас скучать по прошлому? Что такого было в 2000-х, чего нет сейчас, кроме йогурта «Скелетоны» и старой «Фабрики звезд»?

Нулевые для России — время сильного экономического роста. У многих появились деньги и ощущение того, что на них можно наконец купить что-то, кроме еды, как это было в 1990-е. Видимо, это ощущение и определило эпоху — люди вдруг полюбили лакшери.

Читайте также
  • Беспощадный гламур: 10 трендов из 2000-х, которые актуальны снова

Появилось такое понятие, как «жирные нулевые» — с клубами, тусовками и «нефтяными» деньгами. Те, кто не участвовал во всем этом сам, — смотрели со стороны, вдохновлялись и думали «хочу так же». Вот по этой легкости сейчас и скучают. По этим смешным кукольным иллюзиям, которыми тогда жили, думая, что люксовый лайфстайл — это беззаботность. На самом деле, нет. Как говорили в знаменитой теленовелле 1980-х: «Богатые тоже плачут».

Кто поддерживает тренд?

Как ни парадоксально, тренд на ностальгию не имеет никаких рамок — ни возрастных, ни гендерных, ни по интересам. Ностальгируют все. Сейчас подключились и люди из кинопроизводства, а зрители слушают все то, о чем снимают сериалы: «Король и Шут», «Руки Вверх», «Комбинация». Тренд используют на все 360 градусов.

Люди постарше чаще любят вспоминать свои юные, молодые и даже детские годы, которые ассоциируются с тем, что именно ты был молод и у тебя все было впереди. Как будто в этом стремлении к ностальгии можно увидеть желание вернуться туда, где проблем было меньше, а «дури в голове» — больше, и все было классно.

Читайте также
  • Дух времени: 10 лучших современных фильмов и сериалов про жизнь в СССР

Но это только одна причина. Кроме того, мы растем вместе на одном и том же контенте. Аудитория помнит Яну Чурикову со времен MTV и «Фабрики звезд», — и все мы сейчас выросли. Каждому поколению нужен свой аналитик, который поможет отмотать назад прошлое, разложить его по полочкам и понять истинные причины явлений, которые тогда были знаковыми для нас всех. Поэтому и популярны «Фабрика с Яной Чу» и «Как это было». Это помогает людям систематизировать их собственные воспоминания, что в свою очередь позволяет активировать папку с давно забытыми чувствами, которые хранятся где-то в заархивированных файлах личных переживаний людей. А это очень дорого для человека.

Интересное наблюдение: ностальгировать очень любят и наши дети, которые в 1990-е не жили, но бодро вспоминают их вместе с нами. Как и нулевые, собственно. И прекрасно во всем этом разбираются. «Воспоминания» о прошлом, в котором вы не жили, — это какой-то новый виток тренда на ностальгию.

Когда мы перестанем ностальгировать?

Спойлер: никогда.

Этот тренд приходит и уходит волнообразно. Мы то ностальгируем, то «сбрасываем Пушкина с корабля современности». Люди так интересно устроены, что в новое у нас всегда заложено зерно старого.

Читайте также
  • Как у мамы: готовим хворост, сладкую «колбасу» и другие сладости из детства

Например, одно время было очень модно использовать сэмплы хитов предыдущих лет, создавая новую музыку. С одной стороны, это смешно, а с другой, это не может не радовать. Это же значит, что культурная цепь не прерывается.

Сложно предсказать, сколько, на самом деле, еще продлится тренд на ностальгию. Но есть четкое ощущение, что даже если он утихнет, то после вернется снова. От ностальгии никуда не уйти.

Тренд на ностальгию: почему мы любим вспоминать и скучать - Фото 1Тренд на ностальгию: почему мы любим вспоминать и скучать - Фото 2
Яна Чурикова

Ведущая, продюсер, журналист и общественный деятель. «Золотой состав» виджеев MTV, ведущая легендарной «Фабрики звезд», комментатор «Евровидения». Сейчас ведет проекты «Голос. Дети» и «Голос» на Первом канале и собственное шоу «Как это было с Яной Чу».

Сайт

Фото: социальные сети

Источник материала
loader
loader