12 февраля Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) принял решение о применении бессрочных санкций против пятого президента Украины Петра Порошенко. На следующий день Владимир Зеленский подписал Указ о введении решения СНБО в действие. Чтобы быть краткими и сразу расставить субъективные точки над і в этой истории, ответим на несколько ключевых вопросов.
Должен ли Порошенко ответить за свои бизнес-коллаборации с Медведчуком и ЛНР/ДНР в разгар войны? Да. Потому что нельзя во время битвы за Иловайск передавать врагу за уголь сумками кэш, который явно шел не на покупку марок в коллекцию.
Своевременно ли Зеленский принял решение о применении санкций к Порошенко? Наш ответ — нет. Потому что сейчас стране необходимо единство, а не избирательные суды Линча.
Являются ли санкции верным альтернативным судебному процессу решением? Нет, не являются. Или работает система следствия и судов, или власть должна расписаться в цивилизованной несостоятельности. У Зеленского было шесть лет, чтобы избежать этого вердикта. Хотя стоит напомнить, что впервые внутренние санкции против коллаборантов-резидентов применил в 2015 году сам Петр Порошенко, а Зеленский, отточив схему, превратил ее во внесудебный ручной способ сведения счетов и перераспределения активов.
Безукоризненно ли юридически введены санкции? Однозначно нет. Потому что кадровая политика Зеленского привела к интеллектуальной дистрофии не только весь государственный аппарат, но и его офис. В результате в ключевых документах наделано столько ошибок, что в самое ближайшее время президент получит повестку в суд.
Вот к чему приводит вытравливание дустом всего интеллектуального и профессионального вокруг себя. И вот так абсолютная власть перерождается в беспредел, финалом которого является фраза: «Если вам что-то не нравится, то меняйте гражданство».
А теперь тот, кому интересно, на что у президента есть время в такой ответственный для страны момент и какими методами он добивался реализации поставленных задач, может остаться с нами. Для того чтобы предложить вам свою версию происходящего, нам довелось ознакомиться со многими законами, документами и поговорить с большим количеством источников в спецслужбах, судах и политических кругах.
Санкции как ручник президента
Перечень санкций, наложенных на Порошенко, выглядит внушительно и безапелляционно. Версии о том, что глава партии «Европейская солидарность» переживет, так как все основные активы давно переписаны на сына, Алексея Порошенко, а также связанных с ним лиц, нерабочие. Об этом мы написали еще в 2022 году, когда Порошенко получил первое подозрение по торговле углем за наличные с ЛНР/ДНР. За это время правоохранители не предприняли никаких мер, дабы опротестовать действия Петра Порошенко о передаче всего нажитого непосильным трудом сыну. Хотя закон возможность таких действий допускает.
Однако сейчас Зеленский буквально спеленал Порошенко санкциями. Причем никто толком не знает, как в этом случае будет работать их механизм, будут ли поставлены на блок не только оставшиеся ресурсы и активы самого Порошенко, а и связанных с ним лиц. По нашей информации, за государственными наградами к Петру Алексеевичу еще не приезжали, личные военные корабли, которым нельзя заходить в порты, не экспроприировали (такое в списке наложенных на Порошенко санкций тоже есть), а вот счета уже заблокировали.
Напомним, что большинство спикеров, включая соратников Порошенко, утверждает, что санкции СНБО в отношении граждан Украины вообще незаконны. Потому что для граждан страны существует система правоохранительных органов и судов, которые определяют меру вины или невиновность. И если система работает, то санкции не нужны. И это кажется логичным.
Но известно ли вам, что Большая палата Верховного суда в постановлении от 27 августа 2024 года отметила: «санкции, по Закону «О санкциях», не являются наказанием или ответственностью»? По мнению судей, они имеют характер экономического ограничения для лиц, которые представляют угрозу для национальной безопасности Украины. Поэтому «административные суды не имеют полномочий оценивать решения президента о рисках, которые стали основанием для применения санкций. Это объясняется тем, что такие решения касаются вопросов национальной безопасности, которые находятся за рамками судебного контроля».
Иными словами, Верховный суд решил, что санкции к гражданам применяются не в качестве наказания, а как мера, которая ограничивает возможные вредоносные действия. Вполне возможно, что нам еще предстоит узнать мнение Конституционного суда на этот счет. По нашей информации, за два последних года в КСУ поступило пять конституционных жалоб по закону о санкциях. Четыре из них были отклонены. А одна — принята к рассмотрению.
Но одно и так понятно: ограничительные действия не могут быть введены бессрочно. Почему тогда санкции в отношении всех пяти фигурантов санкционного списка (а помимо Петра Порошенко, там Игорь Коломойский, Геннадий Боголюбов, Константин Жеваго и Виктор Медведчук), введены бессрочно?
Далее, необходимо четко понимать: к кому, за что и при каких угрозах национальной безопасности могут быть применены санкции.
Если внимательно почитать закон о санкциях (ст.1 п.3, ст.3 ч.1 п.1) и вышеупомянутое постановление БП ВС (п. 126–130), становится понятно, что применение санкций законно как по отношению к иностранным гражданам и юрлицам, так и к гражданам Украины.
Но возникает следующий логичный вопрос: а какими должны быть правовые основания для принятия решения о вводе санкций? Спички у меня дома являются потенциальной опасностью для военных объектов? Создают они угрозу нацбезопасности или нет?
А вот тут мы имеем дело практически с «черной дырой». Стоп! «А как же список с основаниями, облетевший все медиа? — спросите вы. — Там же все есть!». Поясняем. У нас на руках всего три официальных документа: решение СНБО, указ президента о введении в действие решения СНБО, а также приложение к нему, где расписан перечень санкций. Что касается правовых оснований для введения санкций, то упомянутый список был просто вброшен в медиа, и не факт, что из СНБО. Но все равно почитаем пункты, касающиеся Порошенко:
«во-первых, уголовное дело о государственной измене, когда Порошенко в сговоре с Медведчуком и руководством России разрешил «Центрэнерго» покупать уголь на оккупированной российскими силами территории, что на долгое время лишило Украину шансов на энергонезависимость от России;
во-вторых, участие Порошенко в создании партии «Трудовая солидарность», которая впоследствии стала «Партией регионов» и работе в правительстве времен Виктора Януковича, когда он, будучи министром иностранных дел, участвовал в подготовке Харьковских соглашений;
в-третьих, интерес в сотрудничестве с россиянами из-за активов фабрики «Рошен» в Липецке и Севморзаводом в Крыму, Порошенко якобы был заинтересован в продолжении сотрудничества с РФ и размещении Черноморского флота на полуострове».
Сразу уточним, что ключевых уголовных дел в отношении Порошенко — не одно, а два. Первое — по закупке угля у «ЛНР/ДНР» (расследует ГБР). Это именно та история, когда во время Иловайска сотрудники СБУ возили сумки долларового кэша за уголь террористам. Второе — о причастности к выводу из госсобственности страны части магистрального нефтепродуктопровода «Самара—Западное направление» (расследует СБУ). Это когда был «прихвачен» единственный нефтепродуктопровод, который шел из России в Украину. О том, что с ними происходит, мы расскажем чуть ниже.
Что касается второго пункта и якобы участия Порошенко в подготовке Харьковских соглашений. Господа, вы серьезно? Петр Порошенко не был министром иностранных дел в правительстве Януковича. Он был министром экономики. Министром иностранных дел на тот момент был Константин Грищенко, ставший одним из тех, против кого ГБР возбудило уголовное дело по Харьковским соглашениям. Реальным же персонажем, который был на прямом контакте с Януковичем и русскими, и непосредственно занимался подготовкой Харьковских соглашений, был заместитель министра иностранных дел Руслан Демченко. Он же — внимание! — при Зеленском, в качестве первого зама секретаря РНБО, возглавлял комитет по разведке и был любимцем главы ОПУ Ермака. Другое дело, что есть видеозапись, где на одной из пресс-конференций, будучи еще ющенковским министром иностранных дел, Порошенко заявлял: «мы не собираемся менять договор по Черноморскому флоту и российский флот будет стоять и дальше».
То есть мы имеем дело с каким-то странным списком, главное достояние которого — паллиатив. То есть правда, замешанная на лжи или некомпетентности. И именно из-за этой правды — два реальных уголовных дела по статье о госизмене и поддержке террористов, Липецкая фабрика и завод в Севастополе — мы не можем его ни окончательно отбросить, ни принять.
Такая же ситуация и с заявлением президента о том, что он владеет информацией о якобы отмывании средств через фонды, работавшие в поддержку Вооруженных сил. По его словам, деньги из фондов Порошенко передавал членам своей партии. И президенту об этом доложил лично глава Финмониторинга Филипп Пронин. Больше никаких подробностей.
В недавнем интервью Петр Порошенко заявил, что его адвокаты направили в Финмониторинг запрос с главным в этой истории вопросом: какие именно факты стали основанием для применения санкций?
По нашей информации, данные Финмониторинга засекречены и никто их Петру Алексеевичу не даст. Еще и потому, чтобы в суде нельзя было оспорить санкции по сути. Поэтому адвокаты Порошенко сегодня говорят исключительно о нарушениях процедуры.
Таким образом, мы можем констатировать, что на данный момент у нас нет полного понимания, что стало правовым основанием для ведения санкций в отношении Петра Порошенко. Но в то же время то, что мы не видим материалов Финмониторинга, совсем не означает, что в них нет правовых оснований для применения санкций. Вот такой парадокс, который тем не менее позволяет нам сделать вывод: мы имеем дело с полностью ручным регулированием санкционного поля.
У любого хаоса есть хозяева. Порошенко — это же не эксклюзивный случай, а давно распространенная практика, начатая, как мы уже сказали, самим пятым президентом. Все санкции на граждан страны до сих пор налагались без суда и следствия, публичных оснований, согласно оперативной информации спецслужб. Мы не можем судить, насколько честной информации, но мы знаем и писали о том, как потом многих из этих подельчивых богатых людей без шума и пыли «роняли» из санкционных списков.
Мы знаем также, что в ВР лежит законопроект, который одной угрозой его принятия магическим образом влияет на весь украинский крупный бизнес. У которого могут забрать все, если в числе акционеров есть хоть одно подсанкционное лицо. То есть система санкций для граждан Украины — это не столько защита государства, сколько форма внесудебного «обилечивания». И мы описываем это затем, чтобы вы понимали: инструмент санкций может быть применен к кому угодно. Законно.
И возвращаясь к кейсу Порошенко. Опять-таки, не зная, какие основания подложили под его санкции (может, их обнародование взорвет страну), но опираясь на ряд косвенных моментов, мы можем утверждать, что здесь не все чисто.
Отказ СБУ и услужливость Финмониторинга
По нашей информации, санкции в отношении Коломойского, Боголюбова, Жеваго и Медведчука, введенные по представлению Кабмина (так как в них большая экономическая составляющая), были подкреплены представлением СБУ. А вот санкции в отношении Порошенко СБУ не поддержала. Они введены по инициативе Кабмина на основании информации нового главы Государственной службы финансового мониторинга Филиппа Пронина. Как утверждает источник в правительстве, докладывала вопрос на Кабмине и подписала все документы вице-премьер по экономике Юлия Свириденко, а не министр финансов Сергей Марченко, в чью систему входит Финмон. Подписала представление на СНБО также Юлия Свириденко, а не премьер-министр Шмыгаль, который сделал предусмотрительный шаг в сторону. Шмыгаль и Марченко — не единственные, кто хоть и продолжает «наливать чай» президенту, но подает его уже без сахара.
Заартачившаяся СБУ. По информации нашего источника в СНБО, санкционное заседание о введении санкций в отношении пяти фигурантов было запланировано еще 3–5 января. Однако глава СБУ Василий Малюк в отношении Порошенко пошел в отказ, что просто взбесило президента Зеленского. Малюк всегда был лоялен к власти. Но только не в этот раз. Команда Малюка подготовила для президента служебную записку из десяти пунктов, где расписала все риски такого шага по отношению к Порошенко, включая сомнительную законность подобного решения, внутреннее противостояние в обществе, парламентский кризис, реакцию международных партнеров и т.д. «При этом никто не считает Петра Алексеевича белым и пушистым, тем более что дело по трубе находится в СБУ, — уточняет источник из спецслужбы. — Но на фоне внешних вызовов раскалывать общество — очень рискованный и недальновидный шаг. Малюк прекрасно это понимал и брать на себя инициативу не стал. Больше Зеленский в СБУ с этой просьбой не обращался».
Интересно, что в день введения санкций — 12 февраля — медиа облетела еще одна, не менее шокирующая новость: СБУ вскрыла «топ-крота», которым оказался начальник Антитеррористического штаба СБУ Дмитрий Казюра. Он же — племянник генерал-полковника ФСБ России Алексея Казюры. Сам факт многолетнего присутствия в СБУ племянника «шишки» из ФСБ — нонсенс. К сожалению, не для нашего государства. Если за столом переговоров в Стамбуле в 2022 году напротив нашего Михаила Подоляка из ОПУ с российской стороны стола сидел Владимир Подоляк из ГРУ. Но в нашей ситуации важно, что в проведении операции задержания участвовал лично глава СБУ. Некоторые в этой синхронности усмотрели желание Малюка защитить себя от гнева президента и еще на какое-то время укрепить расшатавшееся кресло. Что, однако, оспаривает тот же источник: «СБУ планировала задержание Казюры еще две недели назад, однако они ждали, когда ему передадут деньги, чтобы получить еще один эпизод в деле».
Так или иначе, старожилы Банковой крайне удивлены тем, что Василий Малюк позволил себе отказать президенту в исполнении желаний. В результате чего реализация операции легла на Финмониторинг.
«Кукла» Финмониторинга. Всю подноготную захода на ключевые финансовые посты в правительстве людей нового вице-премьера Алексея Кулебы мы уже описывали. Как и то, зачем новый фаворит с благословения Банковой расставляет свои кадры. Однако, как говорится, не выборами едиными может быть сыт президент.
Господин Пронин, однокурсник Алексея Кулебы, переместился в кресло главы Финмониторинга с позиции главы Полтавской ОВА, куда из АРМА, где он трудился до этого, привел за собой часть коллектива. Как сообщил наш источник в АРМА, еще в декабре 2024 года его замы Владимир Когут и Владимир Василенко (ныне зам министра социальной политики) обращались по своим каналам в АРМА с просьбой предоставить им материалы по розыску имущественных активов Петра Порошенко. Материалы были собраны в АРМА еще в 2021 году по обращению ГБР в рамках расследования уголовного производства.
Из этого следует, что Филипп Пронин использовал своих людей для сбора материалов, чтобы ввести санкции на Порошенко, еще до того, как его завели на Финмониторинг 31 декабря 2024 года. Пронин сменил, казалось бы, вечного и лояльного к власти Игоря Черкасского. На Банковой, очевидно, посчитали Черкасского слишком осторожным и потому непригодным к политическим репрессиям. А вот осчастливленному высокой должностью Пронину, похоже, думать оказалось нечем. Поэтому и был поставлен.
Тут уточним, что Порошенко — пробный кейс для господина Пронина. Человек поставлен для того, чтобы видеть во время выборов, кто, кому и сколько перечисляет, в том числе и с карточек. О чем позаботился Нацбанк. На сегодня ни его непосредственный институциональный куратор министр финансов, ни министр экономики не имеют влияния на Пронина.
Итак, в то время как глава СБУ Малюк отказал президенту в услуге, почуяв, что шатается не только его кресло, но и сама власть, которой он служит, а премьер-министр и министр финансов отвернулись, как будто их это не касается, глава Финмониторинга Пронин вместе с вице-премьером Юлией Свириденко добровольно стали инструментами в руках ближайшего окружения президента, пытающегося эту власть любыми способами удержать.
Просто в итоге операция вышла настолько картонной и непрофессиональной, что, по сути, оказалась на руку Петру Порошенко и облегчит ему работу в суде по оспариванию всех принятых решений. Даже с точки зрения процедуры.
Правда тут логично задаться вопросом: почему имея два уголовных дела в отношении Порошенко в подконтрольных силовых структурах — ГБР и СБУ — Зеленский за шесть лет ничего не сделал для того, чтобы дела были расследованы и отправлены в суд? Разумеется, в демократической стране президент не может влиять на такие вещи, но мы же говорим о реальности. Насколько суд в этой системе может быть честным и справедливым — тема уже другого разговора. Но разговора в правовом поле с открытыми аргументами сторон, а не загрифованными обвинениями личной мести.
Что с двумя уголовным делами Порошенко
Угольное дело — это не только покупка угля у «ЛНР/ДНР» в разгар войны, что подрывало энергетическую независимость Украины, наполняя карманы Медведчука/Порошенко. (Зафиксировано на пленках Медведчука, случайно сохранившихся на сервере-дубле СБУ). В жутком ряду вместе с углем линию фронта каждый день пересекали контрабандные поставки металла, оружия, наркотиков, продуктов, лекарств. От канала наживы, который тогда курировала пирамида государственных лиц, начиная с продажных оперов и военных и заканчивая высшим руководством страны, разит коррупцией и предательством государства.
Буквально на следующий день после введения санкций «ГБР попросило суд ограничить сроки ознакомления с делом пятому президенту Украины, народному депутату Петру Порошенко». При этом ГБР на голубом глазу сообщило, что «завершило расследование уголовного производства по организации преступной схемы поставки угля с временно оккупированных территорий и содействие террористическим организациям «ЛНР» и «ДНР» группой граждан Украины на общую сумму около 1,5 миллиарда гривен еще 2 сентября 2022 года. Тогда же материалы дела были переданы на ознакомление стороне защиты и подозреваемым. Однако подозреваемые, в частности действующий народный депутат, злоупотребляют своими процессуальными правами и не появляются для ознакомления с материалами производства».
Простите, а что мешало ГБР раньше запросить у суда ограничение сроков ознакомления с делом Петра Порошенко? Пятый президент его по слогам читает? Почему Татаров своих «птенцов» не поторопил? Тут могут быть разные версии, начиная от финансовых возможностей пятого президента, благодаря чему расследование просто саботировалось исполнителями, и заканчивая договорняком на высшем уровне. Иначе зачем куратору правоохранительной системы понадобилось все пускать на самотек?
Про то, что в законодательстве до сих пор остаются черные дыры, через которые президенты разных пошибов могут уйти от ответственности, даже вспоминать неловко. Так, статья 318 Уголовного процессуального кодекса Украины гласит: «Судебное разбирательство должно быть проведено и завершено в течение разумного срока». Что такое «разумный срок» никто точно сказать не может. И это — одна из причин балагана в судебной системе. Поэтому и Петр Алексеевич и все-все-все могут годами не знакомиться с материалами дела, следователи — имитировать бурную деятельность, судьи — следовать закону и терпеливо ждать… Пока сроки давности выйдут. Знатоки рассказывают, что Минюст однажды даже подготовил на этот счет законопроект. Успешно исчезнувший в его же недрах.
Однако пока мы выстраивали версии причин затягивания рассмотрения дела Порошенко в суде, выяснилось, что Петр Алексеевич вообще не приступал к ознакомлению с материалами. Об этом нам стало известно от адвоката Порошенко Ильи Новикова. По его словам, следствие не учло больше десятка ходатайств стороны защиты Порошенко. «А без этого расследование не может быть завершено», — уточнил Новиков. На том, как говорится, и не сошлись. С тех пор и бодаются. По мнению Новикова, со стороны подозреваемого это никакое не затягивание дела. А по мнению вдруг проснувшегося ГБР, которое прекрасно знает ситуацию, судья должен сократить срок ознакомления с более чем 300 томами дела до марта включительно. А так можно? Цирк. Но только на первый взгляд.
Потому что, судя по качеству проведенной Банковой операции с санкциями, чтобы совсем не ударить лицом в грязь, ей придется переводить борьбу с Порошенко в суд. И тут уже будут серьезные задачи для Татарова. Ведь правоохранительная и судебная системы хоть и под контролем, но внутри всегда помнят, что бывает с теми, кто дерзнул пойти против тех, кто имеет вес. Однажды в 2022 году Порошенко уже не смогли закрыть: он вышел из зала суда под вялое обязательство и дружное освистание «неспособной решить вопрос» Банковой.
Что касается нерассмотренных следствием ходатайств защиты Порошенко, то здесь тоже интересно. Одно из них, к примеру, касается игр с подсудностью. ГБР настойчиво идет в Печерский суд, в то время как должно слушать дела в Шевченковском. Мы точно не будем рассуждать на тему, какой из этих судов честнее, просто заметим, что в Печерском суде в год слушается 75–80 тысяч дел и там всего 22 судьи с полномочиями. То есть почти по четыре тысячи дел на человека. Это самый загруженный суд в стране. Чем загруженнее суд, тем меньше дело разбирается по сути. Разумные сроки невозможны по определению. И всем удобно.
Дело «Трубы». В мае 2022 года СБУ сообщила, что лидер ОПЗЖ и кум Владимира Путина Виктор Медведчук, подозреваемый в госизмене, дал показания о причастности пятого президента Петра Порошенко к выводу из госсобственности страны части магистрального нефтепродуктопровода «Самара—Западное направление». По нашей информации, на тот момент делом совместно с НАБУ занималась СБУ. В опубликованном сообщении присутствовала также инфографика, где в центре схемы находился пятый президент Украины Петр Порошенко. В 2024 году НАБУ окончательно передало дело Службе безопасности, как и предполагает подследственность 111-й статьи УК о госизмене.
И по следам СБУ опубликовала еще одно сообщение об успешном продвижении расследования. Тоже с инфографикой, но… уже без лица и фамилии Петра Порошенко. Почему? «После обмена Медведчука, он стал свидетелем, который никогда не придет в суд и ничего не засвидетельствует, — уточняет наш источник в САП. — В то время как суд принимает во внимание доказательства, полученные непосредственно во время судебного процесса. Для следствия главное было вернуть трубу государству, что и было сделано окончательно в прошлом году». Фантазировать о дистанционном судебном процессе с участием Кремля, вряд ли стоит. Так что Путин, обменяв Медведчука на командиров «Азова», спас от украинского правосудия не только своего кума.
Зачем Зеленский именно сейчас атаковал Порошенко
На самом деле это самый сложный вопрос, на который нет единственно верного ответа.
Версия первая. Зеленский решил уничтожить политического конкурента. Но Петр Алексеевич давно и прочно прибит к полу своим антирейтингом и не конкурент Зеленскому. Поэтому версия о желании Зеленского таким образом окончательно зачистить политическое поле накануне выборов, выглядит не очень убедительно. Как, впрочем, и история с повторением политтехнологического маневра Леонида Кучмы 1999 года, когда тот, зная потолок Петра Симоненко, вывел его во второй тур и прогнозируемо выиграл президентские выборы. Во-первых, слишком тонко для бессистемной команды. И потом, а кто сказал, что в забеге не примут участие Залужный и Буданов? Мы бы эту вероятность сильно не исключали. А это обстоятельство совсем не дает возможности устроить удобный второй тур Порошенко/Зеленский.
Другое дело, что сам Зеленский с высокой вероятностью может не принимать участие в следующих президентских выборах. Сторонников этой идеи немало и в Вашингтоне, и в Москве. Да и в Украине президента сейчас поддерживают не так много людей. Как показывает закрытая социология, проведенная властью в феврале 2025 года, президентский рейтинг Зеленского составляет 15,9% (от всех опрошенных). Что гораздо меньше 28% прошлого февраля. Не говоря уже о зашкаливающих за 70% начала 2023 года, когда рейтинг Владимира Зеленского еще не обвалился. Так что сегодня в Украине больше тех, кто готов поменять президента, а не гражданство, как он им посоветовал.
Зеленскому сейчас невероятно тяжело. Мы это видим по информационному шторму на международной арене, где он представляет страну. Но это не значит, что мы не видим и того, что он делает здесь. Все действия Зеленского укладываются в постепенный переход и закрепление авторитарной модели управления государством: контроль над правоохранительной системой, концентрация телевидения, разборки с общественными активистами и расследователями, забивание «по шляпку» в уголовные дела неудобных мэров и политических оппонентов…
Вторая версия. Зеленского накрутили на эти действия люди, которые заинтересованы в дестабилизации общества. Не всех казюр Малюк достал. И, собственно говоря, оставаясь заложником узкого круга пяти-шести менеджеров, Зеленский может быть сильно ограничен в анализе последствий собственных действий. Сейчас Европа промолчала по поводу Порошенко. Потому что не время критиковать действия Зеленского при такой путино-трамповской навале. Ну, а кто вам сказал, что это помешает Вэнсу в какой-то момент объявить Украину недемократической страной? Если ему выборы в Румынии не понравились, то только повод дай...
Похоже, президент Зеленский, застрял где-то посредине реки. Приняв решение бороться за власть, он на всякий случай делает кусок грязных работ перед дембелем. И нарезает их себе он самостоятельно. Но когда ты в своем тщеславии и убежденности во всезнайстве приходишь к интеллектуальному обнулению своего окружения, ты не только документы по санкциям не можешь составить так, чтобы они не были развалены в первом же некупленном суде. Тебе некого выставить на переговоры о судьбе страны, когда с противоположной стороны стола будут сидеть зубры.
Если ты не уважаешь закон, он тебя догоняет, не давая возможности двигаться вперед. Если ты не уважаешь свободы и права, ты превращаешь свою страну в маленькую Россию. Если ты в своих личных целях догоняешь своего предшественника, не удивляйся завтра.