Битва за роялти: как украинский шоу-бизнес борется за хлеб насущный/В Украине остро назрела необходимость перезапуска системы охраны авторских прав
Битва за роялти: как украинский шоу-бизнес борется за хлеб насущный/В Украине остро назрела необходимость перезапуска системы охраны авторских прав

Битва за роялти: как украинский шоу-бизнес борется за хлеб насущный/В Украине остро назрела необходимость перезапуска системы охраны авторских прав

Сегодня в любом ТРЦ, кафе и ресторане звучит музыка, призванная поднимать нам настроение. Но никто из посетителей не задумывается о том, что музыкальные произведения имеют авторов и эти авторы, как отечественные, так и зарубежные, должны получать за использование своей музыки вознаграждение, называемое роялти. Так принято во всем цивилизованном мире, к которому принадлежит и Украина. Только в отличие от всего цивилизованного мира, в нашей стране, авторы получают в виде роялти какие-то в полном смысле слова копейки, а вот руководители организаций по управлению авторскими правами – миллионы. Эта проблема особенно обострилась в пандемию. Ранее украинские артисты основной доход получали от концертов и корпоративов, и особого внимания на роялти не обращали. Теперь когда концертов и корпоративов стало очень мало, выяснилось, что на роялти артистов наживались другие люди. Более того, они сделали из этого бизнес, напоминающий криминальный. О том, как и кем были организованы схемы "освоения" авторских денег, кто этот процесс лоббировал и что теперь изменится, читайте в материале "Апострофа".

Обвинения во взятке

29 октября 2021 года в одной из гостиниц Киева сотрудники СБУ, Нацполиции и прокуратуры задержали на месте преступления Александра Никина, пытавшегося дать народному депутату Украины, через его помощника, взятку в размере 100 тысяч долларов США.

Александр Никин является главой общественного союза (ОС) "Украинская лига авторских и смежных прав" (УЛАСП) и директором общественного союза "Организации коллективного управления авторскими и смежными правами" (ОС "ОКУАСП"). Обе организации раньше занимались сбором и распределением роялти за исполнение авторских музыкальных произведений.

Правоохранители сообщили, что Никин, используя монопольное положение общественной организации, не передавал деньги непосредственно авторам музыкальных произведений, а проводил их через несколько "прокладок", из-за чего доход музыкантов от роялти оказался заниженным в несколько раз.

Причиной по которой Никин, якобы, решил "подмазать" депутата стал зарегистрированный тем в парламенте законопроект № 5572, который вносит изменения в закон "Об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского права или смежных прав". Этот законопроект, по замыслу его авторов, должен был фактически ликвидировать монополию на сбор роялти общественной организацией, руководимой Никиным.

Поэтому, по словам правоохранителей, задержанный предложил одному из соавторов законопроекта ежегодно платить по 100 тыс. долларов за перенос голосования по документу на неопределенный срок и внесение в него поправок, необходимых для сохранения монопольного положения ОС.

"100 тыс. долларов для "первого взноса" злоумышленник решил выделить из подконтрольных "фирм-прокладок"... при попытке подкупа народного депутата через его помощника злоумышленник был задержан", - заявили тогда в СБУ.

Первым о задержании Никина сообщил на своей странице в Facebook фронтмен группы "Антитела" Тарас Тополя и разместил соответствующие фото:

Битва за роялти: как украинский шоу-бизнес борется за хлеб насущный/В Украине остро назрела необходимость перезапуска системы охраны авторских прав - Фото 1

На фото в красном круге задержанный Никин

"А теперь один вопрос: из чьих денег эта сумма? Догадаться не сложно.

Из наших с вами, авторы, денег!

Откройте глаза наконец.

Нас грабят под носом!

Мы, давно разобравшиеся во всем, ведем борьбу с этими схематозниками.

И мы ждем вас.

Ждем рядом всех, даже тех, кто привык брать подачки от мошенников и закрывать глаза на все.

Еще не поздно прийти в себя.

Справедливость победит!" – закончил свое сообщение Тарас Тополя.

Интересно, что сразу же на пост лидера группы "Антитела" отреагировал его коллега по цеху, продюсер и муж Русланы Лыжичко Александр Ксенофонтов. Он заявил, что "находится с другой стороны баррикад", обвинил Тополю в связях с Офисом президента и выразил сомнение в его "беспристрастности и незаангажированности".

О том, какое отношение имеет к этому делу Ксенофонтов и Руслана, расскажем несколько позже.

Битва за роялти: как украинский шоу-бизнес борется за хлеб насущный/В Украине остро назрела необходимость перезапуска системы охраны авторских прав - Фото 2

Здесь следует добавить, что нардепом, которому, по данным правоохранителей, якобы пытался дать взятку Никин, является бывший директор по GR фестиваля "Атлас Уикенд" Александр Санченко. А его соавтор по упомянутому законопроекту – Никита Потураев. Оба представляют партию "Слуга народа".

ОКУАСП и УЛАСП

Итак, с авторскими правами в Украине работали две организации – ОКУАСП и УЛАСП. Для начала следует подробнее объяснить, чем они отличаются.

ОКУАСП – одна из организаций коллективного управления (ОКУ) в Украине, представляющая интересы правообладателей, таких как Warner Music, Moon Records, Best Music и других. Поскольку самостоятельно правообладатели не могут взаимодействовать со всеми пользователями, то поручают это дело посредникам, в частности, ОКУ в разных странах. И они руководят авторскими правами, собирают и выплачивают вознаграждения за их использование, а также фиксируют факты их нарушения.

До июля 2018 года в Украине действовало 19 ОКУ, занимавшихся разными направлениями авторских прав.

ОКУАСП работала в связке с другой организацией – УЛАСП. По сути это одно и то же, но, опуская юридические тонкости, можно сказать - УЛАСП выдает лицензии и собирает роялти, а ОКУАСП фиксирует нарушения и судится за ними.

ОС "УЛАСП" получила право собирать роялти в пользу авторов произведений искусств "за звучание звукозаписей в песен в заведениях HoReCa (гостиницы, рестораны, кафе)" в мае 2019 года, когда Министерство экономического развития аккредитовало две организации коллективного управления.

Учредителями ОС "УЛАСП", по данным аналитической системы Youcontrоl, являются:

ООО "Авторское агентство "Честная музыка" Татьяны Поджио, доцента кафедры языковой подготовки и коммуникации в публичном управлении, заместителя завкафедрой по оргроботе Национальной академии государственного управления при президенте, которая в 2020 году была присоединена указом Владимира Зеленского к Киевскому национальному университету Т.Г.Шевченко;

ООО "Бест Мьюзик" Марьяны Ворониной и Виктории Землинской;

ООО "Мун Рекордс" Андрея Пасечника и Владислава Талаха, также компаньонами певца и продюсера Дмитрия Климашенко (ООО "Д.К. Энд Мун");

ООО "Фалеса Фемили Фекторы" композитора и продюсера Юрия Фалесы и его сына Артема Фалесы;

ООО "Юниверс Медиа Корпорейшен"; Владислава Макашова;

ООО "Умиг Мьюзик" Сергея Рудого.

Учредителями ОС "ОКУАСП", по данным аналитической системы Youcontrol, являются:

ООО "Бест Мьюзик" Марьяны Ворониной и Виктории Землинской;

ООО "Бизнес-Групп" Феликса Яроцкого;

ООО "Музыкальные узоры" Дмитрия Бондарчука;

ЧП "Мировая музыка" Алексея Ляша;

ООО "Фокс Лаб" Карины Лисы.

Руководителем обеих организаций Александр Никин.

Отметим, что более 10 лет также существуют и объединения в статусе частных организаций с названиями как у упомянутых выше общественных организаций "УЛАСП" и "ОКУАСП", учредителями которых являются:

ООО "Бизнес-Групп" Феликса Яроцкого;

ООО "Музыкальные узоры" Дмитрия Бондарчука;

ООО "Музыкальные традиции" Сергея Подскочина;

ООО "Продюсерский центр "Икс Фактор" – совладельца ООО "Янг Мюзик Груп" Станислава Калиниченко и бывшего руководителя ООО "Музыкальные традиции" Аллы Корчаковой.

Конкурс и суды

17 декабря 2020 Комиссия по аккредитации организаций коллективного управления (ОКУ) подвела итоги конкурса и приняла решение об аккредитации ОКУ в двух сферах. В сфере публичного оповещения, где плательщиками роялти за использование музыкальных произведений являются телерадиокомпании, комиссия определила победителем общественный союз "Авторы и издатели".

В сфере публичного исполнения, где плательщиками роялти являются заведения HoReCa – "Организацию коллективного управления авторскими и смежными правами" (ОКУАСП).

Еще одним участником конкурса было "Украинское агентство по авторским и смежным правам" (УААСП).

В состав правления ОО "УААСП" входят:

Александр Злотник – композитор, Народный артист Украины, ректор Киевского института музыки имени Рейнгольда Глиера;

Валерий Харчишин, группа "Друга Ріка" – поэт, композитор;

Тарас Тополя, группа "Антитела" - автор, поэт, композитор;

Наталья Деньков (Lama) – автор, композитор;

Светлана Бабийчук – жена и наследница Андрея Кузьменко, лидера группы "Скрябин";

Андрей "Дизель" Яценко, группа "Green Gray" – автор, композитор;

Александр "Фоззи" Сидоренко, группа ТНМК – автор, композитор;

Юрий Никитин – представитель ООО "Mamamusic";

Алексей Потапенко (Потап) – автор, композитор, представитель "MOZGI Entertainment";

Владимир Бебешко – композитор;

Александр Егоров – автор, композитор;

Сергей Жоров – композитор;

Дмитрий Ципердюк – автор, композитор;

Кристина Манжола – представитель ООО "Суперсимметрия" (группа "Океан Эльзы");

Татьяна Корчемаха – представитель ООО "МУН РЕКОРДС";

Сергей Вусик, группа "Антитела";

Сергей Гера, группа "Друга Ріка" - композитор;

Николай Бровченко – драматург, сценарист.

Наблюдательный совет "УААСП" составляют:

Сергей Круценко – Председатель наблюдательного совета ОО "УААСП", автор, композитор;

Олег "Фагот" Михайлюта, группа ТНМК – автор, композитор;

Владимир Гурский – автор, композитор;

Виталий Кириченко, группа "Нумер 482";

Ирина Горовая, совладелец группы компаний "MOZGI GROUP", соучредитель продюсерского центра "MOZGI Entertainment".

Так вот, УААСП попросило министра экономики остановить процесс аккредитации, поскольку считало, что конкурсная процедура проходила с нарушениями и обжаловала результаты конкурса в суде.

Министр не подписал решение комиссии по аккредитации, после чего ОКУАСП Никина подала иск в суд на министерство.

20 мая Окружной административный суд Киева принял решение в пользу истца, то есть ОКУАСП, и обязал Минэкономики подписать решение комиссии. Кроме того, суд обязал Минэкономики возместить ОКУАСП более 5 миллионов гривен. Такая компенсация, по мнению суда, "обусловлена бездействием Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства, что заключалось в уклонении от издания приказа на утверждение решения комиссии по аккредитации организаций коллективного управления от 17 декабря 2020 года".

Министерство экономики подало апелляцию на это решение. Однако 14 июля 2021 Шестой апелляционный административный суд оставил жалобу без удовлетворения. Таким образом, решение вступило в силу.

Минэкономики дошло до Верховного суда, но тот оставил решение низшей инстанции в силе.

Обвинения в схематозе и распиле

Украинские артисты, недовольные суммами, получаемыми от роялти и решениями судов, решили выяснить, куда уходят их авторские деньги.

Музыкант и директор группы "Антитела" Сергей Вусик провел частное расследование о схемах отмывания авторских денег, которыми занимался Александр Никин и опубликовал его в Facebook. ОС "УЛАСП" музыкант назвал "рекетирами из 90-х".

По словам Вусика, представители аккредитованной государством организации, которой была "УЛАСП", приходили/звонили в ресторан, бар, кафе или сеть магазинов и угрожая судами и необоснованными штрафами, убеждая в том, что они представляют почти весь репертуар мира, размахивая национальной аккредитацией, предлагали и даже требовали подписать четырехстороннее соглашение "Об обеспечении законного использования объектов авторского права и смежных прав в государственных учреждениях".

Согласно этому договору заведение должно ежемесячно платить определенную сумму за возможность включить музыку для посетителей. И это, с одной стороны, верно. Но, как утверждает Вусик, большинство торговых сетей в Киеве работали по четырехсторонним соглашениям, а не двусторонним.

Согласно закону, собирать, распределять и выплачивать деньги может только аккредитованная организация, из них она может брать не более 25% комиссионных на содержание штата сотрудников, аренду офиса и другие сопутствующие необходимые расходы.

Другие деньги, по логике, должны идти прямо в карман автора/исполнителя вместе с отчетом о количестве, периоде и месте использования его песен. Но, в данном случае, как уверяет Вусик, на пути авторских денег находились частные организации – прокладки, созданные Александром Никиным под теми же названиями, что и аккредитованные государством.

Именно эти две частные организации являлись двумя другими сторонами договора. Основным бенефициаром в частных компаниях была жена Никина, а в наблюдательный совет входил Олег Долинский (о нем речь впереди).

"Если в общественной организации автор может проверить, какую сумму роялти собрали, то в частной ему скажут, что это коммерческая тайна и что там происходит, знают только владельцы компаний", - объясняет Сергей Усик.

Это нарушение закона, по которому собирать роялти разрешено только напрямую, исключая трех- или четырехсторонние договоры.

Сергей Вусик даже подсчитал, сколько авторских денег оседало в карманах Александра Никина. Никин публично говорит, что лицензирует 18 тысяч торговых точек по стране, а каждая торговая точка или ресторан платит за месяц от тысячи до 30-40 тысяч гривен (такие крупные торговые центры, как, например, "Гулливер" в Киеве), то, взяв за среднее 2 тысячи гривен в месяц, выходит около полумиллиарда гривен в год. При этом декларируется сбор в 60 млн грн, то есть в 10 раз меньше.

Позже на пресс-конференции Вусик представил наглядную схему распила компаниями Никина авторских денег.

Битва за роялти: как украинский шоу-бизнес борется за хлеб насущный/В Украине остро назрела необходимость перезапуска системы охраны авторских прав - Фото 3

Как видно из этой схемы, большинство средств, вроде бы, выводилось через частные компании-прокладки, управляемые Никиным, а автор/исполнитель музыкального произведения в результате получал настоящие копейки.

Важным обстоятельством, считает расследователь, было то, что авторские деньги распределялись организациями Никина вручную, то есть фактически не учитывалось сколько раз транслировалась та или иная композиция в торговых точках и ресторанах.

Также Усик в своем расследовании объяснил, почему министр экономики не подписал результаты конкурса.

"Во-первых, в последней комиссии по аккредитации находился Бережной Игнатий Владимирович, который в прошлом был директором компании УМА Олега Долинского – "Украинский Музыкальный альянс", которая уже получила одну из государственных аккредитаций. Член комиссии по аккредитации Бережной Игнат сегодня возглавляет лоббистскую организацию действует в пользу Долинского, так называемую "Ассоциацию Музыкальной индустрии Украины", где согласно данным открытых реестров, Долинский Олег и его жена являются конечными бенифициарами, а его компания "Комп Мьюзик" соучредителями, вместе с другими. Конфликт интересов", - написал музыкант.

Сергей Вусик провел пресс-конференцию, где назвал фамилии людей, участвующих в схемах, после чего десять человек подали на него в суд.

В конце 2021 года решением суда были наложены аресты на счета как частных организаций "УЛАСП" и "ОКУАСП", так и общественных с такими же названиями. Этим решением, по сути, были заблокированы выплаты роялти.

Закон и лагеря

15 декабря 2021 года Верховная Рада Украины приняла во втором чтении и в целом законопроект № 5572 о внесении изменений в Закон Украины "Об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского права и (или) смежных прав по обеспечению сбора дохода от прав организациями коллективного управления" .

Закон отменяет систему сбора роялти организациями коллективного управления, введенную в 2018 году, и лишает аккредитаций ОКУ – уполномоченных организаций коллективного управления авторским правом. Как уже отмечалось выше, против принятия закона и выступал Александр Никин, обвиненный во взятке нардепа.

Этот документ разделил представителей украинского шоу-бизнеса на два лагеря.

Принятие закона поддержали, в частности Тарас Тополя ("Антитела"), поэт Юрий Рыбчинский, Потап, Onuka, Алина Гросу, Валерий Харчишин ("Друга Ріка"), Олег Михайлюта, Екатерина Павленко (Go_A), KAZKA, Lama, в том числе около 200 региональных радиостанций, сети радиохолдингов "ТАВР медиа", УМХ, фестивали Atlas Weekend, "Файный город", "Закат фест", "Бандерштат", Underhill, Bezviz, "Таврийские игры", Radioday, более 2000 ресторанов.

Вот что сказал в комментарии "Апострофу" лидер группы "Антитела" Тарас Тополя:

"Здесь вопрос в том, что крупнейшее авторское сообщество страны сделало за год огромное продвижение вперед и законопроект это один из элементов движения к построению прозрачности в сфере коллективного управления авторскими правами. С другой стороны, этот законопроект не панацея, а такой быстрый ургентный шаг, который быстро перезапускает тему, позволяет провести новую аккредитацию и открывает двери для того, чтобы начать строить транспарентную цифровую систему сборов и распределения роялти".

По словам Тараса, Минэкономики проводило аккредитацию с нарушениями.

"Там было такое интересное танго между чиновниками, я убежден коррумпированными, которые подыгрывали людям, пытавшимся установить контроль за потоком средств, которые почти узурпировали несколько сфер коллективного управления через организации коллективного управления, под которые они выбили, выгрызли, купили аккредитации. Очевидно, что у этих людей не было и нет никакого интереса в прозрачных отчетах, потому что на каждом этапе, начиная с учета того, что звучит в кафе, баре, ресторане и заканчивая распределением так называемого блэк-бокса на каждом этапе можно было терять деньги и они их теряли в правильных карманах", – говорит музыкант.

По словам Тополи, этот законопроект получил 235 на первом и 253 голоса на втором чтении ВР, и все это происходило очень в сжатые сроки.

"Председатель Верховной Рады уже подписал законопроект, поэтому у меня есть большая уверенность в том, что Президент его тоже подпишет и мы будем публично коммуницировать по этому поводу, чтобы это произошло и насколько я уже вижу, то все готовятся к имплементации этого закона. Но конечно не исключается возможность наложения вето Зеленским, но я думаю, что вероятность этого мала", - надеется Тарас Тополя.

Активными противниками этого документа стали Руслана Лыжичко и его муж Александр Ксенофонтов. Здесь следует рассказать, еще одну историю.

В декабре 2021 года рок-музыкант и лидер группы "Друга Ріка" Валерий Харчишин опубликовал частное расследование, в котором утверждал, что Руслана Лыжичко якобы лоббировала интересы группы организаций коллективного управления, принадлежащих ее другу и издателю Олегу Долинскому.

Валерий представил информацию с 2003 года и рассказал, что к 2019 году украинский рынок роялти был монополизирован структурами, подконтрольными Олегу Долинскому и Александру Никину.

По словам Харчишина, непримиримая борьба за контроль на рынке началась в начале 2000-х. В тот период победительница "Евровидения" Руслана якобы лоббирует изменения в закон, позволявшие выплачивать роялти за смежные права "представителям издателей". Издатель Русланы Олег Долинский через свою компанию "Комп Мюзик" тогда и стал контролером у "эксклюзивно уполномоченных" ОП "УМА" и ОП "УЛМП", имевших поддержку нардепа от Партии регионов Дмитрия Табачника.

Командами Долинского создаются две частные организации Организация коллективного управления авторскими и смежными правами (ОКУАСП) и Украинская лига авторских и смежных прав (УЛАСП), в которую вошли УМА и УЛМП, а затем передали УЛАСП свои исключительные полномочия по сбору роялти с правом на комиссию 30 -50%. В 2009 году под полный контроль УЛАСП и ОКУАСП, утверждает Харчишин, перешел сбор роялти в HoReCa и ритейле.

Музыкант утверждает, что организации Долинского успешно устраняли с рынка конкурентов, и по "отработанному" сценарию пытались дискредитировать возглавляемую им УААСП.

Народная артистка Украины Руслана Лыжичко не могла не отреагировать на обвинения и, в свою очередь, заявила, что ей "печально и стыдно" читать публикации оппонентов.

"Все это по-человечески очень унизительно, оскорбительно, в лучших традициях пропаганды северного соседа – "Скабеева-style"", – написала певица.

По ее словам, спор с коллегами – о деньгах, поэтому она "никогда не считала правильным обсуждать этот вопрос публично".

"Организация УААСП, которая претендовала и претендует собирать авторское вознаграждение у пользователей авторского права – радио, телевидение и тому подобное, на мой взгляд, и по мнению огромного количества моих коллег-правообладателей, полностью дискредитировала себя", – подчеркнула Руслана.

Также певица уточнила, что с Долинским ее связывают деловые отношения в рамках передачи прав на управление компании "Комп Мьюзик".

"Если имеется в виду какое-нибудь другое "бизнес-партнерство", то его никогда не было, и это злонамеренная неправда", - отметила она.

По мнению артистки, от законопроекта № 5572 "выиграют не авторы и правообладатели, а пользователи и одна-единственная организация "УААСП".

Среди своих сторонников Руслана называет Джамалу, Монатика, Олю Полякову, Сергея Бабкина, Марию Бурмаку, Олега Винника, Козак Системс.

Позже Руслана с мужем Александром Ксенофонтовым в одном из интервью обвинили создателей закона №5572 нардепов Потураева и Санченко в коррупции при его принятии.

Руслана

Битва за роялти: как украинский шоу-бизнес борется за хлеб насущный/В Украине остро назрела необходимость перезапуска системы охраны авторских прав - Фото 4

Руслана Лыжичко согласилась прокомментировать "Апострофу" свое мнение по сложившейся ситуации.

- Госпожа Руслана, почему вы считаете закон № 5572 коррупционным?

– Кому выгодны последствия принятия закона 5572? В первую очередь – пользователям, которые не платят авторские отчисления или платят мизер по сравнению с тем, что должны платить. И это касается не только сфер публичного оповещения и исполнения. Это в принципе удар по репутации системы коллективного управления.

Во второю – тринадцати ОКУ, которые сейчас не имеют аккредитации и получат потенциальную возможность прикрыть на время приближенных к себе пользователей, которые за копейки получат дополнительную защиту от претензий правообладателей, которые и так будут вынуждены тратить ресурсы на поиск таких пользователей, фиксации и судебные тяжбы.

В-третьих, это выгодно прямому конкуренту аккредитованной ОКУ, - объединению, уже заявившему о договоренностях с публично поддержавшими их пользователями, о тарифах, которые в разы занижены от тех, которые обнародовала аккредитованная организация (3,5 млн в год от 150 радиостанций вместо 3 гривен в минуту от каждой из всеукраинской радиостанций).

Связь обоих авторов с вышеперечисленными мне очевидна: один буквально выходец из объединения (ВАМП) пользователей и активистов конкурентного ОКУ; второй – давно замечен и в лоббировании антиаккредитационных законопроектов, и в давних связях с ОКУ-конкурентом, которая тратит деньги на мифическое программное обеспечение от компании, связанной с ней депутата.

- Что вы можете сказать по поводу задержания на взятке Александра Никина, который был представителем вашего союза?

– Это тоже сильный удар по репутации системы коллективного управления с соответствующими выгодоприобретателями. Взятка – это однозначно преступление. Какие здесь еще могут быть комментарии? Мне мотивы взятки непонятны и выглядят совершенно бессмысленными. Но наличие или отсутствие преступления должно устанавливаться судом!

Перед аккредитацией наш союз действительно пригласил Александра Никина в правление для руководства направлением сборов за публичное исполнение. Но часть правообладателей решила разделить полномочия по сферам сборов, и потому на аккредитацию вышла еще одна организация, где директором был Никин. После того, как наш Союз получил аккредитацию только в сфере телерадиовещания, второе направление нам стало не нужно и Никин написал заявление на увольнение еще год назад. Так что у нас вообще нет взаимного влияния. Поэтому все это дело для меня имеет признаки манипуляции.

- Как, на ваш взгляд, должны справедливо распределяться роялти, чтобы артисты/композиторы/издатели получали положенные деньги, а не какие-то копейки?

- Первоначально роялти должно платиться в должном количестве. Украина даже не попадает уже под мониторинг в отчетах СИЗАК, которым так любит прикрываться обанкротившееся ОКУ-оппонентов. Коллективное управление в Украине собрало 4,5 цента на душу населения в 2020 году. А в международных отчетах самые низкие результаты у наших соседей: 18 центов в Турции, 3 цента в России. Дальше же у всех больше 1 евро на человека. Даже в процентах от средней з/п у нас показатель в два раза ниже самого низкого.

А распределять, конечно, нужно, в первую очередь, по показателям использования. Сегодня наиболее часто используют отчеты радиостанций. Очевидно, что составляющие измерения такого использования должны расширяться. И это должны решать именно правообладатели, которые объединяются в организации, а не менеджеры или чиновники.

Тарас Тополя

Прокомментировал ситуацию "Апострофу" и лидер группы "Антитела" Тарас Тополя.

- Тарас, возможно ли примирение с оппонентами ради общей цели – справедливого распределения роялти?

– А тут разве вопрос примирения, мне все равно, что обо мне думает Никин, Ксенофонтов, Руслана, как они ко мне относятся. И у меня лично нет никакой вражды к этим людям. Я просто рассматриваю их, как функцию, сопротивляющуюся на пути к цели. Люди могут ошибаться, а могут сознательно атаковать, преследуя свои корыстные мотивы. Это все не имеет значения по отношению лично ко мне, ибо когда на кону интересы большинства авторов страны, то это, наверное, еще небольшая плата, которой требует цель.

Если Никин сидит под домашним арестом в статусе подозреваемого, если счета организаций, которыми он управлял, арестованы, а также арестованны счета так называемых прокладок с идентичными названиями, которые он использовал для сбора роялти, если есть множество вопросов индустрии по поводу того, как собирались деньги, как они распределялись и где деньги с 18 тысяч точек лицензирования, которые он заявлял, а это, как минимум 2 тысячи гривен с каждой точки, то где этих полмиллиарда гривен, где они показаны, куда они делись, может быть тем, кто нас читает нужно сделать собственные выводы, так на чьей же стороне правда?

У меня нет зла к этим людям, у меня есть понимание, что некоторые осуществляют свою деятельность непрозрачным способом и имеет совсем другие намерения и совсем другие цели. Поэтому нам не по дороге, пока. А на следующем этапе, если они захотят присоединиться к нашему сообществу, они смогут это сделать, но на тех правилах, которые будут установлены в консенсусе с правообладателями, сообществом авторов, государством и пользователями. Руслана имеет право получать средства за свои произведения, тем более что все ее права переданы в PRS, а единственными представителями PRS в Украине является наша организация - ОО "УААСП".

- Реально ли, на ваш взгляд, перезапустить систему выплаты роялти, введение системы мониторинга Шазам в заведениях?

- Реально. Во-первых, все движется от политической воли. Во-вторых, есть настроение к наведению порядка. Пока авторское сообщество не ворвалось в эту сферу и не начало наводить здесь порядок, пока авторы не взяли авторские выплаты под свой контроль, хоть и не полностью, до этого никто в этом не был заинтересован.

Когда авторы самостоятельно все берут в свои руки, я вам скажу, что все будет хорошо. Год назад говорили, что это нереально, а оказалось реально, сплоченность авторов вокруг проблемы и воля народных избранников позволила решить этот вопрос.

Сейчас параллельно идет этот трек, касающийся построения транспарентной электронной системы и проходят зумы, проходят обсуждения, приобщены Министерство экономики, Министерство культуры, Минцифры и буквально на следующей неделе у нас будет очередная встреча. Мы уже знаем варианты, как это должно работать, есть уже аппаратные и цифровые решения в мире и нам, например, интересен британский опыт и есть программа, которая нам интересна.

Комментарий юриста

Ситуацию, расколовшую украинский шоу-бизнес, мы попросили прокомментировать специалиста, кандидата юридических наук, доцента кафедры интеллектуальной собственности и информационного права ННИ права КНУ им. Тараса Шевченко Любовь Майданик.

- Каковы, на ваш взгляд, недостатки в законе "Об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского права и (или) смежных прав"?

- В целом ЗУ "Об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского права и (или) смежных прав" принятый в 2018 году являлся большим сдвигом в сфере коллективного управления имущественными авторскими и смежными правами в Украине, поскольку до этого регулирование осуществлялось несколькими статьями ЗУ "О авторское право и смежные права и постановлениями Кабинета министров Украины. Законодатель пытался учесть положения права ЕС по коллективному управлению, а также украинские подходы наработанные в предыдущие годы. Поэтому он был оптимистично воспринят как украинским, так и иностранным сообществом. Вместе с тем, любой запускаемый в новых условиях механизм требует настройки и доработки, а иногда и изменений. Поэтому недостатки этого закона стали очевидны на этапе его реализации, в частности, по аккредитации организаций и установлению тарифов. Очевидно, что процедуры нуждаются в изменениях.

- Действительно ли закон № 5572, на который надеется одна из сторон, поможет перезапустить цивилизованную выплату роялти?

- Проект закона 5572 предложен в отчаянные для коллективного управления времена, поэтому предлагает радикальные средства для выхода из тупиковой ситуации. По своему содержанию он направлен на перезапуск механизма сбора и выплаты вознаграждения за публичное оповещение и публичное исполнение музыкальных недраматических произведений. Надеюсь, что он оправдает надежду. Вместе с тем, все опять же зависит от практического применения и выполнения всех положений закона, о которых идет речь, например, организациями коллективного управления, Министерством экономики Украины.

– Что ваш взгляд нужно сделать, чтобы не было коррупции в этой сфере?

– Одним из путей для преодоления коррупции в сфере коллективного управления могло бы стать внедрение современных прозрачных автоматизированных технологий. В самом законе "Об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского права и (или) смежных прав" упоминается электронная система администрирования, которая могла бы соединить через Интернет организацию коллективного управления с пользователями и правообладателями для автоматизированного ведения учета собранного и распределенного вознаграждения. Такой подход может уменьшить количество посредников, а значит, увеличить конечный размер полученного вознаграждения правообладателями.

Опыт других стран свидетельствует о том, что автоматизация процессов неизбежна, особенно при появлении стриминговых сервисов. Хотя и внедрение такой системы может потребовать разработки отдельных поднормативных актов и внесения изменений в действующее законодательство, а также привлечения средств для разработки, запуска и поддержки ее деятельности, такое направление кажется перспективным.

Как видно, обе оппонирующие стороны, несмотря на разногласия, сходятся в одном - процедура справедливого распределения роялти требует перезапуска. Обе стороны склоняются к тому, что для распределения вознаграждения необходима автоматизация процессов. Такого же мнения придерживаются и юристы, специалисты по интеллектуальной собственности.

Таким образом, есть надежда на то, что процесс справедливого распределения роялти будет успешно перезапущен и дело, как нам кажется, здесь не только в авторских выплатах, а в авторитете Украины как государства в целом.

Джерело матеріала
loader
loader