Украинскому зрителю доступны 11 информационных телеканалов.
Такого разнообразия политического и социального контента на ТВ нет ни в одной стране постсоветского пространства.
Критика президента, позиции пророссийских и проевропейских политиков – кажется, что плюрализм мнений, но как раз этим прикрывают цензуру и пропаганду.
Новое время в украинской тележурналистике наступило после бегства в Россию четвертого президента Украины Виктора Януковича.
События Евромайдана, за которыми непрерывно следила вся страна, повлекли за собой повышенный спрос на информационный контент.
Соответственно и предложений зрителю стало поступать все больше.
Один за другим запускались новые телеканалы, уже существующие занялись переформатированием, чтобы идти в ногу со временем.
Ежедневные мониторинги выпусков новостей и ток-шоу телеканалов организацией «Детектор медиа» показывали, что в период с 2014 по 2017 год на украинском ТВ был достаточно высокий уровень журналистских стандартов.
Однако примерно за два года до президентских выборов произошел разворот в сторону цензуры и пропаганды, истоки которой в Украине уходят к началу 2000-х годов.
«Тема важная и актуальная».
Что такое «темник»?.
Слово «темник» в обиход украинских журналистов стало входить в 2002 году с приходом на должность главы администрации президента Леонида Кучмы пророссийского политика Виктора Медведчука, который позднее стал кумом президента РФ.
Темники (темы недели.
— Примеч.
ред.) были подробными инструкциями для СМИ, как необходимо освещать политические события в Украине.
Президент России Владимир Путин и украинский политик Виктор Медведчук в последние годы провели несколько публичных встреч в России.
В пуле с Медведчуком были только журналисты телеканалов News.
Сейчас редактор на одном из украинских телеканалов, а 18 лет назад журналистка государственного «Первого национального» Светлана Попова (имя и фамилия изменены по просьбе героя.
– Примеч.
ред.) именно тогда впервые услышала фразу «тема важная и актуальная».
Она вернулась с форума аграриев и сказала редакторам, что не видит в этом событии никакой новости, поэтому для эфира предложить ничего не может.
На это ей ответили, чтобы она шла к шеф-редактору и обсуждала этот вопрос с ним.
«Он мне говорит, что тут написано, мол, тема важная и актуальная, но понимаешь в чем дело — этот документ никем не подписан, никак не озаглавлен, никаких исходных данных, то есть я могу его просто выбросить, а ты можешь поступить как хочешь», – пересказывает Светлана Попова давнюю историю.
Спустя некоторое время руководство телекомпании уволили.
По словам Светланы, на их место пришли лояльные к администрации Кучмы менеджеры.
Тогда редакторам и журналистам впервые показали распечатки, которые называли «темниками».
Редакции получали их по факсу.
«На листке было написано заглавие “событие такое-то”, какой-то небольшой комментарий, с какой точки зрения на него можно смотреть, а дальше или тема важная и актуальная, или тему игнорируем», – говорит Светлана Попова.
Дальше появились постинформационные темники: когда по возвращении с события журналист мог получить новые вводные, под каким ракурсом оно должно быть показано в эфире.
Темники лежали на всех столах в распечатанном виде, чтобы все четко понимали ракурс той или иной темы.
Фрагмент темника, опубликованный на сайте издания «Украинская правда».
Как утверждает Светлана, третьим этапом в построении системы темников стал период, когда тексты материалов начали отправлять на вычитку куда-то вне редакции:.
«Все чувствовали себя непригодными и говорили, что мы работаем подставками для микрофона и больше ничем.
По сути к этому сводилась тогда деятельность журналиста: подержать микрофон перед нужным человеком.
То, что присылали обратно после вычитки, было сухо — в чистом виде пропаганда».
Порой ответа приходилось ждать часами и вычитанный материал приходил в редакцию под эфир.
Светлана вспоминает, что были случаи, когда текст оставляли без изменений, и журналисты этим очень гордились.
Управляли россияне, но работали украинцы.
В Киеве в 25 минутах ходьбы от Администрации президента находится площадь Славы.
На протяжении нескольких лет до 2005 года в одном из зданий на площади был офис с военизированной охраной.
В этом здании располагался офис, где формировали темники.
Незадолго до президентских выборов, на которых Виктор Янукович проиграет Виктору Ющенко, на работу в этот офис на должность редактора попала Елена Буратова (имя и фамилия изменены по просьбе героя.
– Примеч.
На собеседовании Елену предупредили, что не смогут трудоустроить официально, однако пообещали хорошую зарплату.
Ей также пояснили, что в информагентстве придется рассказывать о позитивных результатах работы действующей власти – президента Леонида Кучмы и премьер-министра Виктора Януковича.
Редакция Елены делила офис на 14-м этаже с еще одним проектом.
Со временем от сотрудников соседней редакции Елена стала слышать словосочетание «тема важная и актуальная», потом она начала обращать внимание на телефонные разговоры и поняла, что они ведутся с шеф-редакторами или топ-менеджерами телеканалов.
«Я слышала по тону разговора, как этим людям не нравилось, что на них давят, как они пытались отстоять, чтобы материал хотя бы выглядел по-человечески.
Со стороны эта борьба была видна, но их просто нагибали», – утверждает Елена.
Иногда руководители центральных телеканалов приходили в офис сами и, со слов Елены, участвовали то ли в совещаниях, то ли в планерках.
Проектом, где формировались темники, а также всеми остальными редакциями, которые в позитивном ключе освещали действия тогдашней власти, руководил гражданин России.
Он же периодически ходил в администрацию президента, возглавляемую Виктором Медведчуком.
Все телеканалы склоняли к поддержке Виктора Януковича и дискредитации Виктора Ющенко.
После противостояния в 2004 году на президентских выборах Виктору Ющенко все равно придется работать с Виктором Януковичем, который вскоре станет премьер-министром Украины.
Из офиса на площади Славы спускали темники с указанием стараться не давать мнение оппозиции по актуальным темам.
Если это было невозможно, выдавали в эфир самое несущественное или наиболее нелепое, что было сказано оппонентами Януковича и его команды.
По словам Елены, использовались разнообразные манипуляции:.
«Последняя мысль в сюжете лучше всего запоминается, поэтому всегда последний месседж был очень значимым.
Ну и вообще много, с одной стороны, малозначимых, а на самом деле очень значимых нюансов было в этих сюжетах».
В своем рассказе Елена вспоминает ключевой момент, когда она и многие ее коллеги осознали, что политическая борьба в Украине проходила напрямую с участием Москвы и все они сыграли свою роль в победе Януковича на выборах:.
«Он был президентом всего несколько дней.
И в этом была очень большая заслуга этого офиса.
Руководитель-россиянин пришел довольный и говорит нам всем: ну что, все-таки мы своего добились, мы этого поставили, теперь можно сажать его в клетку и наш (Владимир Путин.
– Примеч.
ред.) может править».
Однако дальше все пошло не по плану: ЦИК уличили в массовых фальсификациях, случилась Оранжевая революция, в результате чего Конституционный суд постановил повторно провести второй тур выборов, в котором победил Ющенко.
«Тогда очень многие и я поклялись, что больше никогда не поведемся на какие-то цензурные истории, и все решили, что мы все это прошли и выросли.
Мы все знаем, как это влияет на твою психику, профессиональные качества, ты просто обесцениваешь себя как порядочного человека», — описывает свои эмоции на тот момент журналистка «Первого национального» Светлана Попова.
После прихода к власти Виктора Ющенко офис с темниками закрыли, а руководителей гостелеканала уволили.
Новые менеджеры решили, что для корреспондентов, которые долгое время работали под таким давлением, нужно провести курсы по стандартам журналистики и после этого устроить переаттестацию, чтобы посмотреть, может ли человек работать в новых условиях без цензуры.
На смену темников власти пришла пропаганда и цензура собственников каналов.
После 2005 года в Украине на некоторое время сложилось двоевластие: президент Виктор Ющенко и премьер-министр Юлия Тимошенко начали бороться между собой.
По словам руководительницы «Детектор медиа» Натальи Лигачевой для телеканалов это было золотое во всех смыслах время: если раньше власть пользовалась положением и не платила за размещение материалов в выгодном для себя свете, теперь каналы начали на этом зарабатывать.
В 2010-м Виктор Янукович со второй попытки стал президентом Украины и попробовал вернуть систему темников.
Только в этот раз коммуникацию решили наладить иначе.
«В 2010 году была построена система через лояльных менеджеров, которым могли по телефону или на каких-то сходках, через собственников или политтехнологов рассказывать, как нужно делать.
При Порошенко действовала такая же система.
По телеканалам больше не рассылали распечатки, как раньше было», — объясняет Лигачева.
Из данных мониторинга организации «Детектор медиа» следует, что в 2017 году явно усилилось влияние главных политических сил (команды президента и нескольких лагерей оппозиции.
– Примеч.
ред.) на СМИ: они начали аккумулировать медиаресурс перед будущими президентскими и парламентскими выборами.
Отчасти это выражалось в запуске или скупке телеканалов.
One и потом ZIK.
Пятый президент Украины Петр Порошенко контролирует в Украине два телеканала: «Прямой» и «5».
Отчасти усиление влияния ощущалось в договоренностях политиков с владельцами каналов о ненападении.
Например, исходя из тональности материалов по отношению к Петру Порошенко, такая договоренность просматривалась между ним и Виктором Медведчуком.
С 2018 года было четко видно, что все медиагруппы, кроме «1+1», освещают действия Петра Порошенко в режиме «хорошо или никак».
А «1+1», который после размолвки Порошенко с Игорем Коломойским охладел к президенту, стал все жестче критиковать власть и Порошенко лично.
Эта тенденция дальше только нарастала.
В 2019 году после прихода к власти Владимира Зеленского офису президента удалось договориться с телеканалами олигархов Рината Ахметова и Виктора Пинчука.
Их медиа в осторожном ключе освещают деятельность действующего главы государства, резюмирует руководитель центра мониторинга и аналитики «Детектор медиа» Отар Довженко.
Не сразу, но, судя по контенту, офис Зеленского нашел консенсус с группой каналов, на которые влияет Виктор Медведчук.
Медиаэксперт Наталья Лигачева считает, что по сравнению с началом 2000-х изменилась логистика и в центре цензуры уже оказывается не власть, а собственник телеканала:.
«Мы находимся в условиях цензуры собственников.
У нас продвижение интересов собственников и власти разновекторное: у нас нет единого центра, которого все слушаются.
Сегодня любой олигарх хочет дружить с властью, но если он вдруг ссорится с ней, он может развернуть все свои медиапушки и палить из них по этой власти».
По мнению Лигачевой, именно в разновекторности главное отличие устройства цензуры и пропаганды в Украине от той системы, которая функционирует в России, где практически все медиа так или иначе подчиняются Владимиру Путину, а когда не подчиняются, у них начинаются неприятности.
«Все мастера, умеющие заниматься цензурой, всегда при деле».
Работа украинского тележурналиста в современных условиях все больше становится похожа на ту, что была в начале 2000-х.
Приехать на событие и просто подержать микрофон перед нужным человеком — основная задача большинства корреспондентов информационных телеканалов в Украине.
В украинском парламенте Юрия Бойко чаще всего записывают журналисты телеканала «Интер».
Данную тенденцию хорошо иллюстрирует выполненный «Детектор медиа» мониторинг-отчет телеканала «Интер», где одной из ключевых фигур являлся второй лидер парламентской фракции Медведчука «Оппозиционная платформа — За жизнь» Юрий Бойко.
За прошлый год он более сотни раз был в студии телеканала с комментариями на всевозможные темы.
Сколько раз журналисты записывали его комментарии в парламенте и на других событиях для своих сюжетов, не сосчитать.
«Все остается по сути таким, как было раньше, просто менее доказуемо, менее грубо и без штабов, которые выписывают эти темники, но все остается.
Все мастера, которые умеют заниматься цензурой, они всегда при деле, и любая власть их ценит», – подытоживает Наталья Лигачева.
Люди, которые в начале 2000-х выстраивали систему темников, спустя почти 20 лет или во власти, или руководят редакционной политикой на информационных телеканалах олигархов.
По сравнению с периодом 2014–2017 годов на ТВ становится все больше списков людей, чье имя нельзя вспоминать, и появляется все больше табуированных тем.
Например, в эфирах некоторых каналов полностью отсутствуют упоминания об отравлении Алексея Навального или о протестах в Беларуси, на других каналах эти темы освещаются, но с определенными манипуляциями.
Это фиксируют в своих отчетах специалисты «Детектор медиа».
Включая телевизор в 2020 году, украинский зритель может выбрать пропаганду на свой вкус.
Не нравится ему Виктор Медведчук и его парламентская фракция, тогда можно включить канал, контролируемый Петром Порошенко.
Симпатизирует зритель Владимиру Зеленскому — значит, он целевая аудитория каналов группы Рината Ахметова, где не принято остро критиковать деятельность главы государства.
По мнению Натальи Лигачевой, в Украине любая власть приходит и хочет контролировать телевизор, поэтому украинская тележурналистика движется в непредсказуемом направлении.