Оксана Марченко в последнее время претерпевает удивительные метаморфозы и раскрывается с неожиданных сторон. Довольно долго она была телеведущей, женой пророссийского политика Виктора Медведчука, кумой Путина, в конце концов. После Майдана ее даже с трудом можно было назвать телеведущей, поскольку ее появление на телевидении заканчивались или скандалом, как на «1+1», или закрытием проекта, как на «Интере». Затем оказалось, что Марченко — не столько ведущая, сколько бизнес-леди, на которую записаны активы ее супруга в России. Позднее — что она совладелица того самого канала, откуда со скандалом ушла. А совсем недавно она явила публике совсем новые ипостаси: женщина-политик и смиренная паломница, причем о своих политических амбициях и истовой вере заявила практически одновременно.
Началось с политики: после введения санкций против Медведчука и его супруги, Марченко записала «обращение к соотечественникам», где, среди прочего, рассказала трогательную историю, как фактически помогла Владимиру Зеленскому сделать карьеру на «1+1». В ролике она упомянула свое «гостеприимство», то ли имея ввиду, что была с ним мила в роли хозяйки дома, куда он пришёл «просить помощи в трудоустройстве», то ли намекая, что гостеприимно раскрыла перед ним двери «1+1». Хотя в 2003 году Марченко не имела к каналу прямого отношения, по крайней мере, официально: в 2003 году она вышла замуж за Медведчука, а совладелицей канала стала, как заявляют юристы, только в 2016 году.
Но на этом сюрпризы не закончились. Из заявления Марченко следовало, что она резко меняет свою роль: если раньше она была «женой, матерью, другом и тылом», то после санкций, подписанных бывшим просителем и оббивателем ее порогов, решительно выступает «против зеленого произвола» и вступает в «Оппозиционную платформу — За жизнь». По плану, как выяснилось уже 1 марта, она займется защитой «экологии, церкви и языка». Под языком подразумевается русский, а под церковью, разумеется, Украинская православная церковь Московского патриархата.
Фактически одновременно с появлением Марченко в роли политика появился и тизер ее «авторского проекта»: первой части фильма «Паломница», в котором она собиралась рассказать зрителям о важной роли Бога и конкретных святынь в жизни каждого украинца. И, видимо, подкрепить свои заявления о «защите церкви», которую она на себя взяла в качестве политического деятеля. Немного смущает, что тизер к фильму, в котором она рассказывает, какие трудности ей пришлось преодолеть в жизни и как ей помог в этом Господь, был снят летом, а значит, к роли «защитницы православия» она готовилась давно. В любом случае, санкции были хорошим поводом громко заявить о «Паломнице».
В первой части этого проекта, который посвящен Киево-Печерской лавре, нет титров, поэтому доподлинно неизвестно, как много Оксана Марченко сделала в этом фильме: писала ли сценарий, была ли автором идеи, выступила ли продюсером и/или режиссером. Неизвестно также, кто трудился над фильмом: сторонний продакшн, или он сделан на мощностях «каналов Медведчука», где и планировали изначально его крутить.
Не менее сложно определить жанр, в котором снят этот шедевр. В общем и целом, это, конечно, пиар-материал. Только пиарит он сразу нескольких заказчиков, поэтому местами теряет связность. Частично это рекламный ролик самой Лавры: вот ее история, вот такие чудеса в ней происходили, вот ее знамениты прихожане (в этой роли выступает боксёр Александр Усик, сообщивший, что бьет своих оппонентов на ринге «с любовью»). А вот спаситель и хранитель Лавры: это, разумеется, митрополит Павел, настоятель монастыря. Диалог у них с Марченко вышел короткий, но полный взаимопонимания: она называет его «владыченько» и характеризует его как «духовно сильного человека», который смог восстановить Успенский собор. В ответ Павел прикладывается к ручке Марченко и, ничуть не смущаясь, рассказывает, как в начале своего служения сказал, что падет в ноги тому, кто восстановит Успенский собор. И – упс! – сам его и восстановил. Марченко благостно улыбается и добавляет для непонятливых: «Вы о себе говорили!» Павел соглашается: он же духовно сильный человек, лесть ему ни по чем.
Помимо этого исторического события, Марченко о Лавре рассказывает о явлении Богородицы, которая не только начертила в воздухе приблизительный план храма византийским зодчим, но и передала им в дорогу икону и указала, в каком именно месте должен он был построен. О стае аистов, которая кружила над восстанавливаемым храмом. О мироточащих иконах и черепах упокоившихся в Лавре монахов. И о других чудесах, происходивших в Лавре, она тоже не забыла упомянуть, что нормально в рассказе о месте, куда надеются привлечь паломников. Куда более инородными вкраплениями в этом рассказе выглядят ее замечания о том, как добраться от станции метро «Арсенальная» до входа в Лавру и о том, какие в гостинице для паломников «отличные номера и прекрасные виды на Днепр» (цитата). Как будто Марченко решила совместить свою роль защитницы веры и туристического гида.
А еще она — искренний и восторженный спелеолог. Всем похвалилась, что полезла в те пещеры, куда некоторые люди из съемочной группы побоялись идти (и действительно, насельники Лавры с благословения митрополита Павла открыли ей и оператору все двери, потайные ходы и самые дальние пещеры). Правда, пришлось для этого, например, сдвигать раку с мощами Нестора Летописца, но Марченко ничуть это не смутило. Забравшись поглубже, Марченко рассказала о необходимости носить в них бахилы (чтобы не потревожить обувью останки захороненных монахов), но тут же взяла в руки какой-то предмет и взвизгнула: «О, косточка!»
Убеждая зрителей, что им необходимо побывать в этом святом месте, не забывала Марченко и о себе. Нарядилась, как будто героиня фильма «Кубанские казаки»: в пиджак на платье, правда, вместо ордена ударницы соцтруда у нее на груди красовалась вышитая императорская корона. Сверху накинула пальто на меху — и явно не из крашеного кролика. Судя по декларации ее супруга, телеведущая ценит меха и отдает предпочтение сверхдорогим брендам. И, повязав скромный платочек (равный по стоимости месячному окладу школьного учителя), решила поговорить о сокровенном: о прощении. Женщина, которая рассказывала ей, как простила с божьей помощью убийцу своей дочери, держалась из последних сил. Зато Марченко пустила слезу, и все старалась вытереть влагу так, чтобы не повредить макияж. А затем — вот оно, чудо! — Марченко подарила ей сертификат на паломничество в Иерусалим. Реакцию растроганной женщины, разумеется, тоже показали. Хотя, по задумке режиссера, она узнала о подарке в одиночестве, найдя сертификат в своей келье, камера все же засняла слезы ее благодарности.
Показав всем, какой она может быть щедрой, Марченко продемонстрировала также свое трудолюбие: протерла несколько ковчегов с мощами, вооружившись средством для полировки, а затем перецеловала несколько мироточивых глав, которые хранятся в лавре. И сообщила всем, что они пахнут «очень-очень приятно». Наконец, «женщина, которую создал господь», как она себя представила в начале фильма, Марченко внезапно подытожила: «Лавра – это то место, где каждый найдет рецепт своего счастья» — будто рекламировала курсы личностного роста. Впрочем, она еще раз успела напомнить зрителям о необходимости прощения даже тех поступков, что просить нельзя, поскольку, с точки зрения «защитницы веры», не прощать означает стать таким же, как обидчик. И добавила, что прощение — «билет к счастью».
В общем, первая часть получилась несколько скомканной: трудно понять, в чем именно заключался главный посыл начинающего политика. То ли она готовит аудиторию к тому, что надо примириться и простить друг друга, подразумевая прощение и примирение с пророссийскими боевиками Донецка и Луганска, то ли демонстрирует свои лучше качества, могущие привлечь электорат: смирение, набожность и трудолюбие. В таком случае попытка вышла не слишком убедительной: сложновато поверить человеку, который восхищается отречением от любых земных благ, но приезжает в храм на джипе BMW с номерным знаком «Паломница». Но не нужно забывать, что планируется и вторая часть проекта — о Почаевской лавре. Возможно, после нее станет понятнее, что именно хотят донести Марченко и команда до публики.
Но кое-что уже ясно: после ее вступления в партию ОПЗЖ амбиции Марченко стали поддерживать соратники и верные друзья. Некий блогер Никита Варламов «в своем блоге на “Корреспонденте”», который с удовольствием цитируют пророссийские СМИ, утверждает, что «очевидно»: женщина из предсказания Ванги, которая спасёт Украину — Оксана Марченко. На «Украине.ру» уже вышел материал с астрологическим прогнозом Марченко и ее «конкуренток» в политическом поле: Юлии Тимошенко, Елены Лукаш, Ирины Фарион — и еще десяток материалов, которые убеждают читателя в радужных перспективах ее политической карьеры. Член партии Юрий Павленко тоже намекает, что супругу Медведчука можно рассматривать как кандидата в президенты. В новом скромном платье и с жемчугом как у Тетчер сама Марченко выступает на ток-шоу нового канала «Перший незалежний», рассказывая о своих политических амбициях и вырывая хоругвь «защиты истинной веры» из слабеющих рук Вадима Новинского. На это, видимо, и делается ставка: уж если ей не удастся сплотить электорат вокруг всем поднадоевшей повестки «язык, вера, отечество», то у других шансов еще меньше.