Депутатопад во время войны: почему количество народных депутатов уменьшается?
Еще до полномасштабного вторжения 27 мест в Раде были вакантными, ведь громады с мажоритарными округами, где должны были избрать 26 депутатов, были оккупированы. Еще на одном округе так и не провели запланированные довыборы — помешало полномасштабное вторжение. Уже после 24 февраля 2022 года количество депутатов снова стало резко уменьшаться. На этот раз причин было много: кто-то ушел на государственную службу, кто-то утратил украинское гражданство, а многие члены уже запрещенной ОПЗЖ покинули Раду якобы по собственному желанию. Сейчас в парламенте насчитывается уже 403 депутата — антирекорд за всю историю независимой Украины. Лаборатория законодательных инициатив (ЛЗИ) решила спрогнозировать, сколько еще депутатов могут выбыть из Верховной Рады и какие последствия это может иметь.
В зоне риска — мажоритарщики и бывшие члены запрещенных партий
Если депутатов лишают мандатов, то почему же на их место не приходят новые? Дело в том, как именно депутата избрали — если по списку партии, тогда его мандат получает следующий человек из списка. Как свидетельствует практика, пополнить депутатов по спискам не проблема. Именно это произошло, в частности, в партии «Голос». На место Рустема Умерова, назначенного в 2022 году главой Фонда госимущества (с сентября 2023 года Рустем Умеров занимает должность министра обороны Украины. — Авт.), пришел Максим Хлапук. Значительно сложнее ситуация с мажоритарщиками. Если такой народный депутат утрачивает мандат, необходимо проводить выборы в округе, потерявшем представителя. Именно здесь проявляется одна из двух главных технических причин резкого уменьшения количества парламентариев — выборы во время военного положения не предусмотрены Конституцией. Так что, мажоритарщики тащат за собой в политический гроб и свое место в парламенте.
Другая причина — иногда списка партии, как и ее самой, больше нет. Именно это и произошло с ОПЗЖ. Поскольку ее деятельность запрещена на территории Украины, заменить депутатов, избранных по ее списку, просто невозможно. Поэтому эти две категории депутатов — мажоритарщики и бывшие члены ОПЗЖ — и находятся в центре нашего внимания.
Но как именно депутаты могут досрочно утратить мандат? В статье 81 Конституции Украины прописано несколько причин. На практике же почти все мандаты за последних полтора года теряли формально по двум причинам: из-за лишения гражданства и по личному заявлению. Причины утраты мандатов депутатами из группы риска с начала полномасштабного вторжения: 11 — по собственному желанию, 6 — утрата гражданства, 1 — получение государственной должности, 2 — смерть.
Сколько еще нардепов могут утратить мандат?
Есть несколько основных причин, по которым депутаты оставляли свои места в Раде раньше. ЛЗИ подсчитала, какое количество депутатов может находиться в таких же условиях сейчас.
Риск № 1 — принадлежности к пророссийским политическим силам (-33).
Прежде всего нельзя не упомянуть о запрещенной ОПЗЖ. Именно выходцы из этой партии под особым прицелом. Так, за время военного положения был инициирован не один законопроект, имеющий цель прекратить полномочия депутатов из этой фракции. Однако все их отвергли как неконституционные. Тем временем количество членов бывшей ОПЗЖ уменьшается и без конкретных решений свыше. Например, Татьяна Плачкова сложила мандат якобы по состоянию здоровья. А в некоторых случаях депутаты утрачивают мандат и через процедуру лишения гражданства. Так что, именно эти депутаты подвергаются особому риску, а потенциальная «Рада майбутнього» может быть меньше на 33 парламентария, если все бывшие члены ОПЗЖ утратят мандаты.
Риск № 2 — переход на руководящие должности в ВСУ (-1).
Больше полугода назад сложил мандат генерал-лейтенант ВСУ Михаил Забродский — он решил сконцентрироваться на работе с Генштабом. Среди мажоритарщиков есть один депутат, который воюет, а именно подполковник Сергей Рудик из группы «За майбутнє». С дальнейшим продвижением по службе он, как и его бывший коллега, может больше сосредоточиться на военном деле. Так что количество депутатов уменьшится еще на одного.
Риск № 3 — вступление в законную силу обвинительного приговора (-16).
Одной из возможных причин потери мандата может быть вступление в законную силу обвинительного приговора. На основе имеющейся в публичном пространстве информации мы подсчитали количество депутатов, в отношении которых было открыто уголовное производство в течение последних лет, а также установили, в отношении кого из нардепов было начато досудебное расследование. Таких среди мажоритарщиков (без учета депутатов от ОПЗЖ) мы насчитали 16.
ЛЗИ неоднократно направляла запросы в Офис генерального прокурора, чтобы получить официальную информацию о количестве народных депутатов, в отношении которых было открыто уголовное производство. К сожалению, предоставить информацию нам отказались. Поэтому эти данные собраны на основе открытых источников.
Риск № 4 — прекращение гражданства Украины.
В идеале второе гражданство также должно быть достаточным условием для утраты мандата. И, как показывает опыт, эту карту разыгрывают лишь тогда, когда это удобно, — истории Вадима Рабиновича и Игоря Васильковского являются замечательной иллюстрацией. Однако эту категорию мы не анализировали, поскольку найти информацию такого рода в открытых источниках почти невозможно, да и в самой Раде на это не особенно реагируют.
Учитывая все эти риски можно предположить, кто является следующим потенциальным депутатом «на выход». Фул-хаус собрал нардеп Вадим Столар. Он принадлежал к так называемому батальону «Монако», имеет на своем счету несколько уголовных производств, к нему наведывалась СБУ с обыском, он принадлежал к ОПЗЖ. Более того, раньше уже ширились слухи о том, что он сложит мандат.
Критично ли уменьшение количества народных депутатов для текущего созыва?
После введения военного положения вырос запрос на очищение парламента от предателей и коррупционеров. Вместе с тем их замена иногда невозможна. Учитывая все указанные риски, сейчас минимально возможное количество депутатов — 353. Однако в любой момент могут появиться новые уголовные производства и ротации в правительстве. Чем это опасно?
Есть несколько порогов количества голосов, которые Рада должна достичь для полноценного выполнения своей работы. Это, в частности: 1) 226 — для принятия законов; 2) 300 — для внесения изменений в Конституцию и 3) 338 — для импичмента президента. Вероятно, до таких показателей ІХ созыв не упадет, и парламент все-таки сможет продолжить работу.
Хотя проблем все равно не избежать: как заявил первый заместитель председателя Верховной Рады Александр Корниенко, «это первая Рада, в которой нет 10% депутатов, и тоже надо понимать, что это влияет на комитеты, где не так много людей… Там теперь хуже с кворумом». Поэтому способность парламента принимать решения непременно снизится, и чем меньше будет депутатов, тем более явной будет становиться эта проблема.
Есть и другое измерение этой истории. Важна судьба не только отдельных депутатов, но и политических сил, в которые они входят. Для формирования в парламенте фракции или группы необходимо как минимум 17 депутатов. Уже сейчас есть три группы депутатов, состав которых равняется этому минимуму: «Відновлення України», «За майбутнє» и «Довіра». Но если разбить по фракциям «рискованных» депутатов, то можно увидеть, что все четыре депутатские группы, имеющиеся в Раде, могут прекратить существование.
В таком случае может измениться конфигурация депутатских групп: если полностью вычистить «рискованных депутатов», из бывших членов этих политических сил останутся 33 депутата — этого почти достаточно, чтобы создать еще две группы. Вместе с тем в парламенте будут оставаться 20 внефракционных депутатов, которых могут использовать как дополнительных лиц для перекрытия возможной нехватки.
Еще один риск, которому подвергается парламент, — потеря монобольшинства. «Слуга народа» в ответ на громкие скандалы членов коалиции просто исключает их из фракции. Именно это произошло в августе с Анатолием Гунько и Богданом Торохтием. Что характерно, Давид Арахамия, комментируя исключение Торохтия, прямо заявил, что «здесь есть некоторые попытки манипулировать ситуацией, чтобы еще больше уменьшить нашу фракцию». То есть опасность если не распада, то как минимум критического уменьшения монобольшинства уже предчувствует и сам глава фракции. Сейчас в руководящей фракции — 235 депутатов, если же отнять еще шесть выделенных нами, останется 229. То есть еще четыре скандала отделяют «Слугу народа» от необходимости создавать коалицию, объединяясь с другой фракцией, или искать другие пути пополнения фракции — «вербовать» внефракционных депутатов либо же возвращать «бывших».
Постоянное уменьшение количества народных депутатов больше всего напоминает цугцванг — ситуацию на шахматной доске, когда каждый следующий ход только ухудшает ситуацию. Общество требует резкого ответа на любые скандалы, в которые попадают народные избранники. Если ответа не будет, «злоумышленник» останется с привилегиями, которых он, возможно, не заслуживает. Если же он утратит мандат, то проблема (не)набора голосов будет становиться все более явной. Возможно, именно с нежеланием терять дееспособность Рады связано такое сильное промедление с лишением мандатов депутатов от уже давно запрещенной ОПЗЖ. Все-таки они стали удобным рычагом в руках власти, честно играя свою роль пешек.