20 мая, понедельник
С картинками
Текстовый вид
ru
Украинский
Русский
Спикер 2.0: как Верховная Рада увольняла Дмитрия Разумкова
Спикер 2.0: как Верховная Рада увольняла Дмитрия Разумкова

Спикер 2.0: как Верховная Рада увольняла Дмитрия Разумкова

Противоречия из-за президентского закона об олигархах превратили раскол между президентской командой и №1 в партийном списке «Слуги народа» в пропасть.

На выездном заседании фракции «Слуга народа» в Трускавце 1-3 октября решение было принято.

Между открытым недовольством и увольнением прошло меньше трех недель.

От идеи до реализации.

Дмитрий Разумков так и не дождался приглашения на съезд его родной фракции в Трускавце.

Формальный повод нашелся без труда – глава ВР ни в одной фракции не состоит, так что звать и не стоило.

Президент Владимир Зеленский по итогам сказал, что к Разумкову миллион вопросов как к человеку, и членом команды «Слуга народа» он не является.

«Мне кажется, он что-то хочет мне сказать с экранов телевизоров, но я не понимаю, что.

Я не понимаю, почему нельзя было просто позвонить мне и сказать – у нас достаточно открытые отношения.

Были», - констатировал президент.

Через день после возвращения из Трускавца монопартийное большинство запустила процедуру отставки: сначала на два дня Разумкова отстранили от ведения пленарных заседаний.

Опять повод нашелся формальный – нежелание выставлять на согласование предложение «Слуги народа» по повестке дня.

Хотя по Регламенту ВР для отстранения спикер должен нарушать Регламент систематически и на пленарном заседании, а не на согласительном совете, как было в данном случае.

Но Разумков изначально давал понять, что не будет в судебном порядке драться за кресло.

7 октября Рада уже голосовала за его отставку.

Сюрприз от оппозиции.

Только лишь голосов «СН» для увольнения не хватило – там набралось только 215 карточек в поддержку.

Необходимое большинство обеспечили 20 нардепов «Батькивщины», шесть – «Голоса», 19 – группы «За будущее» и 18 – группы «Доверие».

«Это и есть действующая неформальная парламентская коалиция, - констатирует директор Украинского института политики Руслан БОРТНИК.

- Поразительно, что она в основном совпадает с «бюджетной коалицией» - партиями и силами, проголосовавшими за государственный бюджет 2021 года.

Именно эти силы и партии управляют страной.

И да, 18 не проголосовавших за отставку «слуг народа» после личного давления президента и работы силовиков - это проблема и признак еще одного кризиса внутри команды власти».

Семеро в «СН» голосовали против отставки, четверо воздержались, семеро не голосовали, 11 отсутствовали.

Глава фракции Давид Арахамия сказал, что неголосовавших не заставляли писать заявления на выход из фракции.

Отметил, что они объяснили решение персональными отношениями и переступить через них не смогли.

«Будет общение с каждым депутатом отдельно.

Отдельная судьба у каждого», - предупредил Арахамия.

Что побудило «Батькивщину» дать 20 штыков в пользу отставки, попытался объяснить первый заместитель главы фракции Сергей Соболев.

Вышло не очень складно.

«Это вопрос, будет ли дальше существовать монобольшинство, и будет ли дальше существовать этот парламент, который провел решение о так называемом референдуме, игорный бизнес, распродажу земли.

Это все делал этот парламент, - аргументировал Соболев.

- Я сейчас не о Разумкове, а о том, что парламентское большинство, которое представлял Разумков, проводило два года такую политику.

Мы не можем иначе.

Если бы мы могли сменить правительство, добиться отставки премьера, ключевых министров, но мы не можем этого сделать, поэтому здесь ничего удивительного нет».

«Напомню, что это фракция политических прагматиков, - отмечает политический аналитик и политтехнолог Александр КОЧЕТКОВ.

- Полагаю, понимая, что отставка Разумкова все равно произойдет — с голосами «Батькивщины» или без них, фракция решила получить какие-то преференции.

Например, сохранение своего вице-спикера.

Возможно, проявятся и другие варианты, давайте смотреть за неизбежной ротацией в Кабмине».

Но за голосованием «Батькивщины» можно угадать посыл.

Дмитрия Разумкова там не видят, как свою центровую внутриоппозиционную фигуру.

На него, как на потенциального соперника президента в следующей избирательной гонке, пока что не делают ставку.

«Оппозиционная платформа –За жизнь» и «Европейская солидарность» свои голоса за увольнение не дали.

Возможно, они не будут списывать молодого политика со счетов.

Но он обещал вернуться.

Сразу после увольнения, пока еще не остыл интерес, Разумков сделал несколько политических пасов.

«Силы есть, время есть, команда будет.

Будем двигаться вперед», - заявил он.

Он рассказал, что 50 нардепов из тех, которые проголосовали за его увольнение, перед ним извинились.

Это непрозрачный намек на отсутствие единства в президентской партии.

Он дает свои перспективы.

«Президентские выборы пока не начались.

Но раньше все, что говорили: из председателей Верховной Рады никто не становился президентом.

Этот предохранитель мы сегодня убрали», - сказа Разумков в день отставки.

По данным социологической группы «Рейтинг», поддержка со стороны избирателей у него весьма скромная - 3,7%.

Но если смотреть на уровень недоверия, то у него среди топ-политиков он самый низкий – 18%, и он обставляет по этому показателю не только президента и премьера, но и главных оппозиционеров: Юлию Тимошенко, Петра Порошенко, Юрия Бойко.

Дальше вопрос в том, удастся ли ему монетизировать свой антирейтинг.

Бортник говорит, что после увольнения для Владимира Зеленского расчищена внутрипартийная дорога для переизбрания на второй срок.

Но в середине его каденции кампания началась и для Разумкова.

«Антиолигархический законопроект», «судебная реформа», «тарифные меморандумы», «изменения в Конституцию» и др.

– это ключевые тезисы уже новой избирательной программы Зеленского, и самостоятельный глава Верховной Рады мог создать существенные проблемы с их принятием.

- Для Разумкова тоже началась президентская избирательная компания, убедить не проводить которую «слуги народа» пытаются Разумкова угрозами по лишению мандата.

Ведь сколько бы не набирал Разумков – это потенциальные голоса В.

Зеленского, которых может не хватить».

Но если бороться за кресло спикера Разумков не намеревался, то он четко озвучил, что в суде будет отстаивать свое право на депутатский мандат.

То есть, уходить с политической арены не хочет, и тут вопрос в том, кто именно может обеспечить ему поддержку.

«Батькивщина» и «Слуга народа» уже сформировали негласный союз.

На фоне увольнения спикера ситуативный родился и с «ОПЗЖ» и «ЕС».

«Второй союз, который обсуждается в экспертной среде, но пока не в публичной плоскости - союз потенциальной оппозиции.

Я мог бы пошутить про «ЕС»+«ОПЗЖ», но не стану.

Этого не будет, а на такие шутки обе группы реагируют болезненно.

Нет, речь о совсем другом союзе.

Разумков плюс Аваков, - констатирует политолог Кирилл САЗОНОВ.

- Разумков – это имя и образ, пусть пока и не с самой высокой узнаваемостью.

Зато с практически нулевым антирейтингом.

Если добавить к этому опыт, связи и влияние Арсена Авакова, комбинация получится очень сильная.

И в течение полугода на политической сцене может появиться новый игрок, на фоне которого «ЕС» и «Голос» будут выглядеть не слишком убедительно.

Впрочем, «ЕС» так или иначе сохранится, а «Голос» в любом случае уже доживает свой срок.

Часть «Голоса» может присоединиться к «Слуге народа» просто потому, что податься им некуда, а перспектив нет».

Бурлящая после отставки Разумкова Рада досталась новому спикеру – Руслану Стефанчуку.

В его пользу играют сразу два фактора.

Первый – он давний, еще по временам КВН, приятель президента, срок их знакомства – 25 лет.

Так что для Офиса президента это очень комфортный руководитель парламента.

Второй – образование и опыт.

Стефанчук – доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии правовых наук Украины и больше двух лет был первым замглавы ВР.

Так что Регламент однозначно успел изучить от и до.

За его назначение Рада собрала 261 голос, и тут уже обошлось без поддержки «Батькивщины».

Управились силами «СН» и депутатских групп «Доверие» и «За будущее».

Новый глава парламента получает хозяйство беспокойное.

В ближайшее время предстоит обсуждать одиозный налоговый законопроект №5600, от которого зависят 30 млрд грн поступлений в бюджет-2022.

Но тут Рада заранее подыграла новому спикеру.

Все 11 тыс.

поправок рассматривать не будут и главную налоговую реформу последнего времени проведут по специальной процедуре.

Это значит, что каждая фракция сможет настаивать только на пяти ключевых для нее поправках, которые не одобрил финансовый комитет, а каждый внефракционный нардеп – только на одной такой.

Пройдет Стефанчук и боевое крещение бюджетом-2022.

В первом чтении документ должны согласовать до 20 октября, а окончательно его должны принять максимум 1 декабря.

Рада – лидер недоверия.

По данным опроса, проведенного Центром «Социальный мониторинг» в сентябре 2021 года, парламент – орган власти, которому украинцы доверяют меньше всего.

В сентябре 2020 г.

баланс доверия/недоверия к ВР у избирателей был - 56,2, а за год скатился до -63.

В то время как у президента баланс -29,1 (в сентябре прошлого года был -18,8), у правительства -52,9 (год назад баланс был -49,5).

В длинном списке организаций, общественных институтов, госорганов, баланс доверия/недоверия хуже, чем у ВР, только у политических партий в целом: -65,8.

Анна Коваленко.

ua в Telegram.

Источник материала
Поделиться сюжетом