/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F4%2F186373193f0b83e15c8299643224b074.jpg)
ПреЗе!дентская фракция. Как появилась и почему приходит в упадок первое в истории монобольшинство в Раде
"Народные депутаты, вы назначили сами инаугурацию в понедельник, в рабочий день.
Я вижу в этом плюс.
Это значит, что сегодня вечеринок не будет.
Будем с вами работать".
После каждого из этих предложений инаугурационной речи новоизбранный президент Владимир Зеленский делает короткую вызывающую паузу, таинственно улыбается и окидывает взглядом разные секторы сессионного зала в Верховной Раде.
За предыдущие 20 минут выступления он уже успел "попросить" все правительство во главе с премьером Владимиром Гройсманом уйти в отставку.
Теперь, под неуверенные возгласы поддержки из зала и многотысячные подбадривания сторонников с площади перед парламентом, Зеленский начал адресовать "просьбу" депутатам.
"Я очень вас прошу принять закон об отмене депутатской неприкосновенности, закон об уголовной ответственности за незаконное обогащение, многострадальный Избирательный кодекс.
А также я прошу вас уволить с должностей: главу Службы безопасности Украины, генерального прокурора Украины, министра обороны Украины", – чеканит слова новоизбранный президент.
Теперь очередь улыбаться и показательно держать лицо переходит от ложи правительства справа от Зеленского к ложе для гостей с противоположной стороны зала от него.
Юрий Луценко и Василий Грицак подчеркнуто спокойны; кажется, им даже интересно дождаться, что же будет дальше.
"У вас на это будет два месяца", – говорит Зеленский.
И сессионный зал мгновенно переключается от обсуждения "отставок" на эту еще не до конца понятную фразу.
Под куполом на мгновение западает тишина, которой Зеленский пользуется для усиления эффекта своих слов и повторяет с еще более спокойным видом:.
"У вас на это будет два месяца.
Сделайте это и повесьте медали себе.
Неплохие баллы на досрочные парламентские выборы (гул в зале усиливается).
Я распускаю Верховную Раду 8-го созыва.
Слава Украине!".
Оппозиционные фракции восторженно вскакивают на ноги с аплодисментами, коалицианты из БПП и "Народного фронта" сдержанно хлопают; и те, и другие уже прикидывают разные сценарии будущего.
Но вряд ли кто-то из них в этот момент даже допускает мысль, что пройдет каких-то два месяца, и вся их политическая реальность попросту исчезнет.
Партия Зеленского, названная в честь комедийного сериала (!), одержит триумфальную победу на выборах и на последующие годы в политическом лексиконе Украины одним из ключевых терминов станет довольно неуклюжий неологизм – монобольшинство.
В начале седьмого года формального существования этого явления "Украинская правда" решила вспомнить, как первое в Раде большинство одной партии стало реальным, кто обеспечил его победу на выборах, как Зеленский пытался перевернуть страну с помощью "зеленого принтера" и "турборежима" , а также почему ему это не удалось.
И как в конце концов от подъема первых дней монобольшинства фракция президента дошла до фактического полураспада и вынужденного выпрашивания голосов у остатков пророссийских партий и олигархических групп.
Зеленский: как все начиналось.
Инаугурация Владимира Зеленского, которая дала старт истории монобольшинства в Раде, состоялась 20 мая 2019 года.
Но началось все примерно за год до этого.
Где-то в конце весны, как раз в мае, Зеленский начал собирать своего рода протоштаб: людей, которым он мог доверять и которые могли ему помочь осуществить уже оформленное в то время желание – попробовать баллотироваться в президенты.
На этих первых совещаниях присутствовали самые близкие к потенциальному кандидату люди.
Партнеры по медийному бизнесу братья Шефиры, Андрей Богдан, будущий глава Офиса президента, а на тот момент известный как адвокат Игоря Коломойского.
Были давний друг Зеленского Иван Баканов, знакомый Зеленского и очень важный на этапе кампании юрист Сергей Нижний.
С первой встречи в команде был и хорошо знакомый кругу, скажем так, покровителей не до конца легальных экспортно-импортных операций, известных в народе как контрабанда курятины, Илья Павлюк.
С ним Зеленский имел давние отношения, и полагался на его разветвленную сеть знакомств.
С самого начала в этот импровизированный штаб привлекли и будущего спикера Рады Руслана Стефанчука.
Они с лидером "Квартала" были знакомы еще со времен совместных выступлений в КВН, плюс Стефанчук был из той же среды "хмельницких реформаторов", что и Нижний.
В 2018-м Руслан Алексеевич пробовал свои силы на должность судьи Конституционного суда, и поэтому свою близость к Зеленскому какое-то время не афишировал.
Но к написанию программы для своего кандидата был привлечен сразу.
Круг привлеченных разрастался, часто за счет людей из "Квартала-95".
Например, почти сразу региональную работу поручили Сергею Трофимову, который тогда отвечал за кинопроизводство, концертную и коммерческую деятельность студии Зеленского.
"Все знают штаб Зеленского на Печерске, где вся кампания проходила.
Но первые все эти встречи и работа в 2018-м году происходили в офисе "Квартала" на Лукьяновке.
Там у них был такой классный большой митинг-рум, который для таких совещаний идеально подходил.
Потом еще в конце 2018 года там Гордон записывал то большое первое интервью с Зеленским", – рассказывает в разговоре с УП один из участников тогдашних встреч на Лукьяновке.
На первом этапе работы кандидат был один, а команд, которые его вели, фактически две.
Первой была узкая "кварталовская" тусовка, которая вместе с Зеленским креативила возможные ходы и стратегии.
В нее на разных этапах также входили Богдан, медийщик штаба Кирилл Тимошенко, кварталовские авторы, как Юрий Костюк, которые после выборов все вместе возглавят ОП.
Вторая часть команды сначала была более политтехнологическая в традиционном понимании этого слова.
Сергей Нижний пригласил в команду технологом руководителя Института Будущего Виктора Андрусива, позже – Дмитрия Разумкова.
Осенью 2018-го через черниговского бизнесмена Валерия Давыденко и Илью Павлюка к команде присоединится Александр Корниенко.
"Андрусив со своими людьми сразу начали проводить фокус-группы, искать какие-то традиционные решения в плане кампании, команды, агитация и так далее.
Была у него даже идея – собеседование кандидата у народа.
Типа во Дворце спорта Зеленский должен был пройти "собеседование" и отвечать на вопросы людей.
Зе послушал, сказал, что это, скажем так, плохая идея.
Он на работу ни к кому устраиваться не будет.
И пошли в свою "кварталовскую" историю – снимать новый сезон "Слуги народа" и выпускать под выборы", – вспоминает один из участников штаба Зеленского.
"Нижний еще тогда с Бакановым подсказали, что это можно будет использовать как бесплатную агитацию.
Не надо будет через фонд избирательный это проводить, потому что это же просто кино", – добавляет собеседник.
Собственно, разница между этими двумя задумками прекрасно иллюстрирует новизну подхода к кампании, которую привнес в политику Зеленский-кандидат.
Превратить избирательную гонку в шоу на стадионе, использовать телевидение, гастрольные туры как платформу для массированной скрытой агитации.
На которую он не тратил ресурсов, а наоборот – на которой его студия зарабатывала.
Все это, помноженное на огромный запрос общества на обновление политических элит, стало предпосылкой для разгромной победы Зеленского на президентских выборах 2019 года и позволило ему во время инаугурационной речи заявить о роспуске Верховной Рады.
Его победа на выборах должна была стать не финалом, а лишь прологом для полной перезагрузки системы власти.
Рождение монобольшинства.
Парламентская кампания 2019 года была временем политической бифуркации.
Журналисты УП в те июньские – июльские дни неоднократно слышали от разных парламентских старожилов очень похожие проекты будущего, в которое все они хотели верить.
Сводились эти взгляды в грядущее к тому, что выиграть выборы президента Зеленский смог на эмоциях.
Но для победы на выборах в Раду нужны штабы, команды, десятилетиями прикормленные мажоритарные округа и остальные рациональные факторы.
А значит – "Слуга народа" наберет какие-то проценты по партийным спискам, проиграет мажоритарку, и Зеленский повторит судьбу Ющенко, будучи президентом без Рады, а может и без правительства.
Именно поэтому старые партии типа БПП, "Народный фронт", "Батькивщина" или Оппоблок в ходе консультаций в Офисе Зеленского отказались от его идеи провести выборы по чистой пропорциональной системе с закрытыми списками.
Они уповали на мажоритарку как на инструмент балансировки.
Эти самоуспокаивающие аналитические упражнения пренебрегали тем фактом, что Зеленский не был Ющенко.
Летом 2019-го все усилия его команды были направлены на две вещи.
Первая – создание президенту образа жесткого и решительного лидера, который способен быстро навести порядок и попросить на выход всех "разбойников".
Вторая – заключалась в том, чтобы убедить избирателей, что парламентские выборы – это некий "третий тур" президентских выборов, когда они должны "сделать их (то есть всех бывших политиков) вместе" еще раз.
А для этого следует снова поддержать своего любимца, чтобы дать ему больше власти и возможностей.
И эта стратегия работала прекрасно.
По крайней мере, электоральные рейтинги только что созданной партии "Слуга народа", для которой команда ответственного за диджитал продвижение Зе!команды Михаила Федорова выбрала логотипом сериального мужчину с булавой на велосипеде, росли чуть ли не ежедневно.
Но когда 27 мая 2019-го Корниенко заявил, что их партия намерена получить 226+ голосов в следующем парламенте, то в околополитической тусовке над ним еще открыто посмеивались.
В тот день "Слуга" получила новое руководство: лидером партии стал Дмитрий Разумков, руководителем штаба – Корниенко, а руководителем диджитала – Михаил Федоров.
Но ни избирательного списка, ни кандидатов на округа от СН никто не видел.
Будто это имело решающее влияние.
"Я отвечал за формирование избирательных списков.
За мажоритарку отвечали Корниенко и Трофимов", – вспоминает в разговоре с УП Дмитрий Разумков.
"Поэтому ситуацию со списками я очень хорошо понимал.
Список формировался по нескольким подходам.
Во-первых, там были штабные люди.
Это те, кто работал в центральном избирательном штабе, кто положил много сил, чтобы получить то, что мы получили.
Были люди от региональных штабов.
Каждый из них имел свою квоту, в хорошем смысле этого слова, в списке.
Была группа "кварталовцев".
Это не является секретом, но часть из них активно была приобщена к избирательному процессу.
То есть были те, кто просто появился в списке, а были те, кто работал все время на этапе проведения избирательной кампании.
Были люди, причастные к партийному процессу, потом их называли группой Нижнего.
Была группа экспертов, кто был в так называемой "белой комнате" в штабе нашем и принимал участие во всех обсуждениях.
Была группа BRDO, так называемая группа реформаторов Гончарука.
И они, плюс-минус, получили по одному месту в каждой десятке.
Было три человека, кого я делегировал", – рассказывает Разумков.
Главная проблема с формированием списка заключалась в том, что никто точно не понимал, какая же из его частей будет проходной.
Например, Разумков вспоминает, как народный депутат Никита Потураев обиделся и даже просил его исключить из списка, когда узнал, что будет там аж под № 97.
Интриги добавлял тот факт, что до партийного съезда никто из списочников не знал своего места.
Разумков специально держал это в тайне, чтобы избежать преждевременных спекуляций и обид.
Но даже такую неизвестность нельзя и близко сравнить с формированием списка выдвиженцев от "Слуги" по мажоритарке.
Там уровень напряжения был просто заоблачным.
Прежде всего, количество людей, которые были вовлечены в принятие решений, было намного больше.
Официально модерировали весь процесс Александр Корниенко и Сергей Трофимов.
Неформально с ними очень тесно работал Илья Павлюк, который еще с 2018 года отвечал за поиск местных, скажем так, политических контрагентов.
В некоторых областях он помогал контактами, в некоторых сам отвечал за всех выдвиженцев.
Такими были, например, родная Павлюку Черновицкая область, а также Кировоградская, Житомирская и Одесская.
"Отдельно на парламентских выборах уже открыто проявился "Товарищ".
Так в штабе называли Игоря Коломойского.
На президентских выборах все понимали, что он где-то присутствует, но видно его не было.
Да, "Плюсы" работали на нас, но сам "Товарищ" появился уже только на парламентские", – вспоминает в разговоре с УП один из членов избирательной команды "Слуги".
По его словам, роль Коломойского заключалась в том, чтобы реально попытаться дать дополнительный ресурс СН.
"Типа есть области, где мы не смогли бы сами, а у него были люди и возможности.
И они не лезли в список, а шли в поля на самые тяжелые округа реально соревноваться.
В список он там разве что Ткаченко сказал взять, и то типа не для себя, а "он же на вас отпахал всю кампанию, уважьте человека".
Вот такой был разговор", – вспоминает собеседник УП.
Активности Коломойского и его людей были сосредоточены на нескольких направлениях.
Во-первых, часть округов в Киеве, где он подвинул выдвиженцев куратора столицы от ОП Андрея Холодова.
Во-вторых, часть округов в Киевской области, куда отрядили "десант 1+1", преимущественно из журналистов медиа-холдинга Коломойского во главе с его верным любимцем Александром Дубинским.
В-третьих, в родной для олигарха Днепропетровской области его люди тоже соревновались на нескольких округах.
Кого-то они выдвигали самостоятельно, кого-то, как Максима Бужанского, поддерживали медийно в рамках так называемого "проекта блогеров", за который отвечал все тот же Дубинский.
"Бужанский до Рады видел Дубинского два раза.
Тот просто позвонил, спросил, нужна ли помощь.
Ясно, что Бужанский согласился, потому что он шел против нескольких денежных мешков на округе, и ему любая помощь была нужна", – рассказывает один из депутатов, знакомых с ходом выборов в Днепре.
Хотя в плане олигархических групп Днепр и область у "Слуги" выглядели максимально пестро: там и несколько людей самого Коломойского, и люди его людей типа Святослава Олейника, и люди Геннадия Буткевича, и Виктора Пинчука...
Последним регионом компактного выбора людей Коломойского стала Полтавская область, где у него тоже были достаточно серьезные возможности для продвижения своих кандидатов.
Были области, где местные феодалы проводили одного-двух собственных выдвиженцев под брендом СН, а остальных – протискивали под собственными политическими брендами.
Как, например, на Волыни, где Игорь Палица и сам избрался, и всех своих людей провел по округам и даже делегировал одного в "Слугу".
Это была такая форма политической вежливости и сообщения о готовности к сотрудничеству.
Как и услуги от тогдашнего главы МВД Арсена Авакова.
"Мы во время президентской кампании собрали большое количество данных об избирательных "сетках" Порошенко.
Но Арсен во время выборов президента говорил, что не хорошо очень вмешиваться.
Давайте, мол, разыграем эту карту на парламентских.
И, надо отдать должное, на выборах в Раду он, и правда, закрыл массу сеток на округах, и так смогли выиграть много абсолютно безнадежных кандидатов, даже Коля Тищенко", – вспоминает один из членов избирательного штаба Зеленского.
Но несмотря на олигархически-феодальную помощь, сам бренд партии Зеленского на той кампании творил чудеса.
"Мы знали все обо всех своих кандидатах.
И знали, что многие из них оказались "технарями" для кого-то из местных боссов.
Они никакой кампании не вели, даже из дома не выходили.
Но приходит день выборов – и они выигрывают! Это какая-то магия была.
Богдан в чаты целый день кидал результаты параллельного подсчета и все были в шоке", – вспоминает один из штабных ЗЕ!команды.
* * *.
"По разным оценкам мы должны были получить максимум где-то 210–215 человек в Раду.
Мы набрали чуть меньше, чем я рассчитывал по списку, но взяли намного больше по мажоритарке.
И получилось монобольшинство – 254 депутата.
Надо понимать, что власть развращает, а абсолютная власть – развращает абсолютно", – вспоминает первый номер списка "Слуги народа" Дмитрий Разумков.
"Как-то очень быстро люди начали меняться.
Уже, наверное, в конце предвыборной кампании, когда президент побыл президентом, чувствовалось, что немного иначе его люди воспринимают то, что они получили.
Что это не работа, а какая-то их привилегия", – добавляет бывший спикер Рады.
"Вы знаете, нас собралось более 250 совершенно незнакомых людей, ничем не связанных.
Кто-то кого-то где-то видел, но это не партия Порошенко, которая с первого дня горой друг за друга.
Из этого всего надо было сделать одну силу, определиться с идеологией, как мы будем выполнять все то, что президент пообещал людям.
А они решили поехать в Трускавец, разбились там на какие-то группки, и этого монобольшинства хватило на один раз", – с грустью оглядывается на события 6-летней давности один из влиятельных "слуг".
Что могло пойти не так в Трускавце, какая идея Андрея Богдана поссорила фракцию и Зеленского на первой же встрече перед голосованием, как Банковая пыталась контролировать фракцию и не дать олигархическим группам внутри разорвать монобольшинство – читайте в ближайшие 2 недели в следующей части "Пре.
Зе!дентской фракции".
Продолжение следует...
Роман Романюк, УП.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2Ff9c7120e-1543-4f6f-8bd0-ecaf64718807.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2F03d2e490-9c48-46cf-95e2-60a150eef1fb.jpeg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2F6fab5263-de6b-476e-9e7e-7b717a9ec703.jpeg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2F9a558928-d3ed-4886-a296-6ae51a292343.jpeg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2F3c531cd9-4c93-466e-80eb-8cf47c2e1802.jpeg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2F1736104f-40e2-4ff1-afd6-25755815ee47.jpeg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2Fa40b2843-a4af-46e4-884d-5a0e18d213f0.jpeg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2F51badd49-978d-45c3-a94c-19c1ea8d120a.jpeg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2Fea9c5458-7ba4-4168-8d50-ce13edfb8cd6.jpeg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2F75d50de1-6425-4c2d-bd05-78b053253365.jpeg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2Fc53bb950-e7cc-426e-8fb5-44a17ce2ea49.jpeg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2Fceedc28e-07e9-4c22-af55-b62a246290fa.jpeg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2Fe0785d8d-69ad-4f48-8215-10ca9a19f98a.jpeg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2F4007119d-e35b-4726-af57-511118c69c4a.jpeg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2F00dd013d-1ce1-480e-9e9b-0e8670dff87d.jpeg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2F479adae1-78e1-4414-ba56-3d16d47fdbe6.jpeg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2Faf902eed-d866-4f7d-acb1-90a3d04e0b57.jpeg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2Fb9054845-c3cd-4917-be45-a8be588b1080.png)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2Fa9cb5f39-f21a-448b-a698-bac8d15dd5f5.jpeg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2Fb01cce4d-c799-4e8e-9a1e-d35446ecc6a4.jpeg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2Fdfce6802-7e8b-480f-a4f1-26856a46b000.jpeg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2F2cfb041a-4079-4820-99eb-66d991919afd.jpeg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2F46f9254c-5148-432e-880e-5073b77ca38a.jpeg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Fadmin%2F0011eac6-3963-4ac0-a396-3a6fe8003380.jpeg)

