Фокус разбирался, почему противостояние Зеленского с олигархами — это огромный риск не только для них, но и для самого президента и всей Украины.
"Ключевая позиция, из которой я исхожу, — деолигархизация страны. Если мы пытаемся построить в стране порядок, то они — хаос", — так в 2015 году говорил Петр Порошенко, пятый президент Украины. Но не сложилось. Причина, как шутят в украинском политикуме, в самом Порошенко, который, придя к власти, и сам утвердился как олигарх, а остальным его "коллегам по цеху" пришлось договариваться c ним об условиях сосуществования.
Тем не менее запрос общества на деолигархизацию никуда не делся. Этого требовали и иностранные партнеры Украины, которые как мантру повторяли, что власть ничего не делает в этом направлении. Потому когда главой государства стал Владимир Зеленский, он также взялся за олигархов, а в 2021-м его команда и вовсе заявила, что вскоре олигархи исчезнут совсем. Прощупывание почвы началось с санкций СНБО. Теперь президент готовит законопроект о деолигархизации. Текст документа держат в секрете, но об успехах уже отчитались: минус Медведчук.
Без олигархов не было бы демократии
Перед началом борьбы с олигархами необходимо определить, кто эти люди и почему их так называют. Эксперты "Трехсторонней исследовательской группы" (ТИГР) пришли к мнению, что олигархами в Украине можно считать самых богатых людей страны, которые имеют в своих руках прямые инструменты политического влияния на депутатов в парламенте и местных советах, финансируют политические партии, имеют своих представителей в правительстве и органах исполнительной власти. Также они владельцы популярных СМИ (прежде всего — телеканалов) и используют их для влияния на общественное мнение в своих политических и экономических интересах.
Если власть реформирует судебную систему и Антимонопольный комитет, деолигархизация пройдет в короткие сроки — 2–3 года
Олигархат в Украине, а также на постсоветском пространстве зародился после развала СССР. Бизнесмены, имеющие выходы на ключевых людей в государстве, смогли за бесценок приватизировать госпредприятия и монополизировать целые отрасли экономики. Так эти люди получили возможность ставить условия власти и влиять на принимаемые ею решения. "В большинстве постсоветских стран местные олигархи являются порождением существующего авторитарного (или полуавторитарного) режима. Олигархический статус при этом полностью зависит от степени близости к главе государства. Олигарх, который попал в опалу к главе государства при таком политическом режиме, неизбежно потеряет свое влияние и большую часть своих активов. В классических постсоветских политико-экономических режимах олигархи — это ближайшее окружение авторитарного лидера (или его "кошельки") и инструменты изъятия денег из экономики (в пользу правящего режима), а также влияния на политику и информационную сферу", — говорится в анализе ТИГР.
Украинский олигархат, впрочем, имеет специфику — он независим от текущей власти и старается договориться с каждой новой. У него также нет выраженного лидера, поэтому отношения его представителей с президентами и правящими политическими силами напоминают взаимное приспособление, что не мешает олигархам конкурировать между собой в экономической и политической сферах. Аналитики ТИГР приходят к неожиданному выводу, что "это в значительной степени привело к конкуренции политической системы и информационного пространства в Украине и ее развитию демократическим путем". Парадоксально, но в этом проявилось главное положительное влияние украинской олигархии.
Был друг — стал враг
Война с олигархами — тема номер один для президента, который во всех бедах страны обвиняет именно их. "Пока мы с вами верили, что справедливость есть, и безуспешно пытались ее найти, кое-кто присваивал себе государственные ресурсы, недра, стратегические предприятия, трубопроводы и даже, как оказалось, Конституционный Суд Украины. Одним словом, все, что "плохо лежит", — заявил Владимир Зеленский в марте текущего года, хотя не так давно СМИ неоднократно сообщали о его тайных переговорах с олигархами в Офисе президента (ОП).
Во время избирательной кампании будущий президент гарантировал публичность таких визитов, но в итоге свое обещание сдержал лишь раз, когда в сентябре 2019-го сообщил о встрече с олигархом Игорем Коломойским, на которой обсуждались проблемы бизнеса и энергетической сферы.
На тот визит украинцы отреагировали неоднозначно, ведь в период президентских выборов Зеленского неоднократно обвиняли в зависимости от Коломойского. После этого визиты олигархов больше не рассекречивались, а прямые коммуникации с ними президент передал руководителю ОП Андрею Ермаку и своему первому помощнику Сергею Шефиру.
Битва на жизнь
Что будет предусматривать законопроект о деолигархизации, мало кто понимает. Руководитель ОП Ермак в интервью Liga.net заявляет, что в документе необходимо определить, например, что считать критической концентрацией того или иного ресурса, как должны действовать государственные органы и что должно быть прописано, чтобы их работа была более эффективной и быстрой.
Виталий Шабунин, руководитель Центра противодействия коррупции, утверждает, что есть только два действенных механизма борьбы с олигархами — антимонопольная политика и независимая судебная система, но они малоэффективны. Так, до сих пор не реформирована судебная ветвь власти, а Антимонопольный комитет часто подозревают в работе в чьих-то интересах. Если же власть, по словам Шабунина, добьется эффективной и независимой работы этих органов, то деолигархизация пройдет в короткие сроки — два-три года.
Важно 13 врагов Зеленского. Почему президент решил воевать с олигархами именно сейчасЕще одним инструментом в борьбе с олигархами может стать приватизация госпредприятий — источников коррупционных схем. Олигархи постоянно пытаются "присосаться" к ним, особенно к компаниям, связанным с энергетикой, поскольку большая часть доходов олигархов — бюджетное финансирование и средства госкомпаний. В этом уверен Павел Кухта, экс-первый заместитель министра экономики: "Процесс деолигархизации произойдет в любом случае. Вопрос в том, что будет со страной после и с олигархами. Они настолько сильно встроены в госсистему, что если процесс пройдет неуспешно, то это может уничтожить и само государство".
По этой причине возникает вопрос, в каком формате пройдет деолигархизация: государство либо наведет порядок, достигнет "джентльменской" договоренности с ними и они начнут играть по правилам, либо олигархи потеряют конкурентоспособность, и это приведет к их экономической смерти. "Если руководство страны решится на жесткую борьбу со всеми олигархами одновременно, то это приведет к встречному скоординированному сопротивлению. Учитывая их огромные финансовые и медийные ресурсы, такой сценарий смертельно опасен в политическом смысле для любого украинского президента или главы правительства", — предупреждают аналитики ТИГР.
Важно Самый главный олигарх. Почему в Украине нужно реформировать госаппарат, а не народНо экономист Кухта считает, что международных инвесторов деолигархизация пугать не должна. Наоборот, этот даст Украине конкурентный рынок. Важно другое: власти необходимо четко продумать план действий, иначе проигранная война олигархам станет для нее фатальной. В таком случае о втором президентском сроке Зеленскому придется забыть.
13 "мучеников"
Когда рейтинги Зеленского начали падать, на Банковой решили превратиться в государственников. Первым, с кого начали, стал Виктор Медведчук, народный депутат от "Оппозиционной платформы — За жизнь" и кум президента РФ Владимира Путина. Против него введены санкции, часть его бизнеса национализирована, медиаактивы, принадлежащие его окружению, заблокированы, а сам политик подозревается в госизмене и отправлен судом под домашний арест. "Впервые за много лет не увеличилось, а уменьшилось количество олигархов. Минус Медведчук", — пишет президент в своей колонке для Фокуса.
В СНБО подсчитали, что всего в Украине под статус олигарха подпадают 13 человек. Официально фамилии не названы, но блогер Сергей Лещенко, которого СМИ называют приближенным к ОП, опубликовал список:
Источник: рейтинг Фокуса "100 самых богатых украинцев" 2020 года
Президент отмечает, что фамилии его не интересуют, важно то, готовы ли эти бизнесмены работать законно и прозрачно.
Сергей Фурса, экономический эксперт, в беседе с Фокусом предполагает, что о 13 олигархах упомянули неспроста.
"Есть ощущение, что именно под них будет писаться законопроект [о деолигархизации]", — комментирует он и добавляет, что если президент собрался решать проблему системно, то неважно, сколько там фамилий. Но если власть акцентирует на количестве, то непонятно, почему указаны не все олигархи.