Парламент «подставил подножку» правительству Дениса Шмыгаля: подробности
Парламент «подставил подножку» правительству Дениса Шмыгаля: подробности

Парламент «подставил подножку» правительству Дениса Шмыгаля: подробности

Шмыгаль не угодил.

По законодательству, Кабмин должен в течение месяца представить свою программу Верховной Раде.

В случае согласования планов простым большинством, он получает год иммунитета.

То есть, отставка премьер-министра возможна только по его желанию.

Первый вариант программы Денис Шмыгаль презентовал в парламенте в апреле.

Десять страниц ВР отправила на доработку.

Обновление планов министерств с учетом пожеланий нардепов заняло несколько недель.

За это время их размер увеличился до 85 страниц.

Однако и они парламент не устроили.

18 июня ВР дала только 207 голосов в поддержку правительственных планов.

Их содержание и правда вызывает сомнения.

В программе практически нет не только абсолютных цифр, но даже процентов того, насколько должны вырасти или снизиться показатели.

Отсутствуют календарные сроки и этапность выполнения.

Текст построен по тому же принципу, по которому пошло правительство Алексея Гончарука: вводная часть и планы отдельных министерств.

По подсчетам аналитического портала «Слово и дело», министры в целом дали 647 обещаний.

Только 16 из них являются краткосрочными, тогда как далекоидущей программу не назовешь: премьер сориетировал ее по срокам на 2020-2022 гг.

Несмотря на отказ парламента, Денис Шмыгаль заявил, что Кабмин будет придерживаться своего плана.

Я неоднократно говорил, что наше правительство не интересует иммунитет.

Нас интересует благосостояние страны», - заверил премьер.

Экономист, член Экспертной платформы Нацбанка Украины Андрей Блинов выделил несколько интересных правительственных обещаний.

Среди них ежегодное увеличение экспорта на 5%, пересмотр Соглашения об Ассоциации с ЕС, проведение переписи населения, охват 60% населения услугами онлайн-реестров, инвентаризация земель в госсобственности.

Но в программе есть и те намерения, которые заставляют насторожиться.

Тем более, что под них уже есть законопроекты в ВР.

Есть благое намерение повысить прожитминимум.

Кабмин намеревается поднять его до 40% от медианной зарплаты в Украине.

Тогда как в парламенте на рассмотрении лежит законопроект о повышении прожитминимума до 40% от средней зарплаты уже в 2021 г.

Разница тут в методике определения ориентира.

Средняя зарплата сейчас — это среднеарифметическая величина, с некоторыми отличиями при подсчете у Госстата и Пенсионного фонда.

Медианную зарплату в Украине, в отличие от других стран, официально не высчитывают.

Она определяется как средняя по зарплатному ряду (то есть, топ-уровень отсекается) и обычно на 30% ниже, чем средняя.

Прожитминимум в размере 40% от медианной зарплаты, соответственно, это меньше,чем тот же процент от средней.

Также Кабмин заявляет о «нулевой декларации» уже в ближайшее время.

Доход, потраченный на покупку и с которого не был уплачен налог, подлежит налогообложению по льготной ставке.

По сути, это всеобщее декларирование.

В программе правительство заявляет о реструктуризации долгов населения за ЖКУ.

В ВР уже есть под это законопроект.

В соответствии с ним, должники в обязательном порядке обязаны будут подписывать договор о реструктуризации задолженности уже к началу октября этого года.

За неподписание грозят штрафы, и даже взыскание имущества.

Осень Кабмина.

«Кому-то программа не понравилось, что логично.

Часть депутатов считают, и я с ними полностью согласен, что любая программа на год сейчас - это просто красивая сказка.

Нам еще прилетят к осени настоящие последствия карантина.

А, возможно, и вторая волна.

Мы еще не знаем, как после пандемии через три месяца будут выглядеть мировые рынки.

Для нашей экономики это - ключевой вопрос.

Какая тут стратегия? Только тактические решения правительства в стремительно меняющихся условиях», - объясняет провал правительственной программы политолог Кирилл Сазонов.

Дальнейшая судьба правительства непредсказуема.

Из-за отсутствия иммунитета, разогнать его можно в любой момент.

Однако опыт предшественника — премьер-министра Алексея Гончарука — показывает, что и его наличие не спасает.

Директор Украинского института политики Руслан Бортник считает, что ВР не захотела брать на себя солидарную ответственность с правительством за социально-экономическую ситуацию в стране.

Поэтому тоже не спешили давать голоса.

Но нардепы не только нагнали тумана на перспективы Кабмина.

Они поставили под угрозу и свое будущее.

Праздник непослушания.

Накануне голосования по правительственной программе, Владимир Зеленский проводил с фракцией «Слуга народа» ее обсуждение по видеосвязи.

То, что к гаранту его партия не прислушалась, стало очевидно по итогам голосования.

От СН поддержку предоставили только 207 нардепов (38 воздержались или не голосовали, отсутствовали 34).

Нежелание принимать на себя ответственность за деятельность «кризисного» или «карантинного» правительства это объясняет лишь отчасти.

«Программа правительства, по-хорошему, - это документ, нацеленный на достижение стратегических целей.

Которых у страны нет.

Методологически программа правительства направлена на достижение целей, определенных парламентом.

Который Кабмин и назначает.

Вы о них что-то знаете? Цели, достижению которых служит Программа, должны быть измеримыми и достижимыми, а не абстрактными «расширить, углубить, повысить».

К слову, монобольшинство и Кабмин у нас - представители одной вертикали.

А значит это ответственность того, кто ее возглавляет», - констатирует сооснователь и директор экономических программ Украинского Института будущего Анатолий Амелин.

Так что ответственность лежит на гаранте, и лишнее об этом напоминание ему не понравилось.

Неподдержание программы явно не прошло незамеченным на Банковой.

«Повторное голосование «против Шмыгаля» - это история, скорее, про добровольный отказ от адекватной логики и инстинктов самосохранения, - считает политтехнолог Михаил Подоляк.

- Правящая парламентская партия иногда заигрывается.

Чем дальше, тем очевиднее.

Понятно, что железобетонного идеологического объединяющего стержня никогда и не было.

Понятно, что внутри фракции слишком много разных групп влияния, которые, по чисто украинской традиции, предпочитают играть в «обмани меня, если сможешь».

Даже если это бьет по их же интересам.

Понятно, что многие нардепы, волей невероятного случая оказавшиеся в парламенте, быстро «обнарциссились» и стали считать себя единичными творения политического Бога ручной работы».

Но, напоминает политтехнолог, нардепы СН забыли, что пришли в ВР благодаря имени и репутации президента.

Зато, судя по слухам, которые после провала голосования по правительственной программе потекли из Офиса президента, там об этом помнят.

«Зеленский рассматривает разгон Верховной Рады 29 августа - 1 сентября, - сообщает политический обозреватель Юрий Романенко.

Нынешний состав его все больше злит».

Правда, между рассмотрением и разгоном - большой путь.

На нем Зеленского ждут несколько препятствий.

Главное — риск не сформировать коалицию в следующем созыве ВР.

Его рейтинг хоть и высок, но предсказуемо снизился за год работы.

Не будет большинства, придется формировать коалиционное, а не монопартийное правительство.

«Единственный выигрыш потенциально - более монолитная фракция, - считает Романенко.

- Но это зависит от того, как будут формировать списки».

Есть вероятность, что непокорных нардепов просто попугают.

Но насторожиться им не мешало бы перед более серьезным испытанием.

Президент начал реализовывать свое обещание по законопроектам о народовластии.

После норм о референдуме, которые прошли первое чтение, готовится и законопроект об отзыве нардепов.

Этот инструмент воздействия может оказаться более действенным, чем эмоциональный разгон ВР.

Правительства и их программы.

Кабмин может работать без утверждения своих намерений в парламенте.

С 1995 г.

пять премьер-министров обошлись без согласования программы в ВР:.

Валерий Пустовойтенко в 1997 г.;Анатолий Кинах в 2001 г.;Юрий Ехануров в 2005 г.;Виктор Янукович в 2006 г.;Юлия Тимошенко в 2007 г.

Как уволить Кабмин, у которого нет иммунитета?.

ВР может принять резолюцию о недоверии правительству.

Для этого должно поступить предложение либо от президента, либо от трети конституционного состава парламента (150 нардепов).

Для отставки достаточно простого большинства — 226 голосов «за».

Анна Коваленко.

ua в Telegram.

Источник материала
Поделиться сюжетом